Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Явления позднетрадиционного фольклора в НХК




Позднетрадиционный фольклор - это совокупность произ­ведений разных жанров и различной направленности, создавав­шихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го­родов, распада феодальной деревни.

Характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен­ный уровень по сравнению с фольклором классическим - куль­турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль­ным бытом и патриархальным мировоззрением.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:сложное перепле­тение нового со старым (в деревенском репертуаре - трансформация классических жанров, под влиянием литературной поэтики - жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на­родные песни литературного происхождения, детский фольк­лор). Старинная протяжная песня была сильно потеснена город­cкими "жестокими романсами", частушкой. Забыва­лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро­вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно­-магическое значение, особенно в городских условиях.

С кон 18в. в Рос. первые госуд-е заводы и крепостные мануфактуры, где трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т.п. В этой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению - фольк­лору рабочих. Расширялась тематика, увеличивалось количество произ­ведений устного творчества рабочих, для которого было харак­тepнo влияние книжной поэзии.

Новым явление - городской фольклор - устные произ­ведения "низового" населения городов (во 2 пол.19в.). Наряду со старыми формами и жанрами, такими, как площад­ной, ярмарочный фольклор, выкрики разносчиков (мелких тор­говцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы со стихами). Все это в тех или иных формах продолжает жить и в наше время.

Этапы развития русского фольклора после 1917 г.: граж­данская война; межвоенный период; Великая Отечественная вой­на 1941-1945 г.; послевоенный период; современный период.

Современный фольклор - это фольклор интеллигенции, сту­денчества, учащейся молодежи, мещан, сельских жителей, учас­тников региональных войн и проч. Фольклор последней четвер­ти 20в. видоизменился по сравнению с более ран­ними формами, что иногда его называют пост-фольклором. Тем не менее позднетрадиционный фольклор сохранил преемствен­ность народных устно-поэтических традиций. Это выразилось в создании новых произведений в форме ранее существовавших жанров, а также в частичном использовании старой фольклор­ной поэтики и стилистики.

В современном фольклорном процессе изменилось соотно­шение коллективного и индивидуального начала, возросла роль отдельной творческой личности. Яркая примета позднетради­ционного фольклора - произведения профессиональных и по­лупрофессиональных авторов, усвоенные народом.

Позднетрадиционный фольклор - сложная, динамичная - не до конца определившаяся система, развитие которой продолжается. Многие явления позднетрадиционного фольклора наука только обозначила или начала разрабатывать. В их числе: городской фольклор; фольклор ГУЛАГа; фольклор участников региональных войн (в Афганистане, в Чечне); фольклор разных социальных групп (например, студенческий); современный дет­ский фольклор; современная несказочная проза; анекдот. Осо­бые темы - взаимосвязь русского фольклора и фольклора тех народов России, среди которых расселены русские; фольклор русских диаспор за рубежом.

ЧАСТУШКИ. Наиболее развитый жанр позднетрадиционного фолькло­ра - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­образные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели 6 строк. Основной тип - 4строчный - сформировался. во 2 пол.19в., исполняется под пляску и без нее. Имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­чивыe напевы, протяжные и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев, сочетание слова, напева, инструментального сопровождения (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец); импровизация.

ФОЛЬКЛОР РАБОЧИХ- устные народные произведения, созданные в рабочей среде или усво­ены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды.

Устный репертуар рабочих был значительно шире собствен­но рабочего фольклора. Еще в XIX В., а также позднее, в среде рабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Эти произведения начинали трансформироваться, выра­жать жизненные интересы рабочих, их идеалы. Например, тра­диционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прика­мья, содержал величальную песню жениху, в которой тот про­славлялся как мастеровой-умелец!. Подобные факты свидетель­ствовали о том, что фольклор рабочих, особенно на ранних эта­пах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.

В отличие от частушки, не пре­вратился в национальное, общерусское явление. Характер­ная особенность - локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.

Процесс создания новых произведений – своеобразным (имели авто­ров - непрофессиональных поэтов-самоучек). Произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов. Преобладали песенные жанры - изображались тяжелые условия труда и быта простого рабо­чего, с противопоставлением праздной жизни угнетателей - владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документаль­ным описанием процессов труда. Их лексика - бытовая, насы­щенная профессиональными терминами. По форме это моно­логи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литера­турные способы рифмовки и, 4строчные куплеты.

Значитель­ное место занимали предания об основате­лях промышленных предприятий (например, о Никите Демидо­ве).

Создали социально-утопические легенды о благород­ных разбойниках - народных заступниках (Сороке, братьях Бе­лоусовых и др.). У героев этих легенд, как правило, были реаль­ные жизненные прототипы.

Условия Урала, Сибири и других мест (в окружении суровой и дикой природы), привели к возрождению языческих верований. Среди рабочих возникли мифологические рассказы о хозяе­вах недр, о природных богатствах и тех умельцах, которые смог­ли их взять из земных недр. Подобными рассказами уральских рабочих воспользовался писатель п. п. Бажов ("Малахитовая шкатулка"). Сказки рабочих, (мало), представляли собой занимательные повествования, близкие анек­доту. Изображали адс­кую, каторжную жизнь рабочих и сатирически рисовали вла­дельца завода. Чудесное в этих сказках представало как сатири­чecкaя метафора.

По образцу общенародных пословиц и по­говорок, но с приспособлением к новым условиям создавались собственно-рабочие изречения, специфичные по содержанию, где ценилось профессиональное мастерство и умение (Всякая работа мастера хвалит), подчеркивалось, что мастер­ству надо учиться (Кукушка - не ястреб, а неуч - не мастер), рассказ-ли о тяжелых условиях жизни рабочего человека (Батюшка Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала; Золото добыва­ем, себе могилу копаем; Хлеб и вода - шахтерская еда).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты