Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.




Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Яна Амоса Каменского, Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского

1. Я.А. Каменский. Много сил для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии (в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии). Прежде всего утверждал идеи межнационального гуманизма. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составлял карту Родины, собирал чешские пословицы («Мудрость предков – зеркало для потомков»). В своей «Великой дидактике» он идет через «Чешскую дидактику», создает труд «О чешской поэзии», в которой воспевает богатство чешского языка и освещает важные вопросы поэтического творчества. Многие десятилетия собирал материал для своего основного труда «Сокровища чешского языка». Ему были дороги народные традиции и обычаи. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Они должны изучать, любить родной язык, устное творчество народа, быть патриотом родной культуры.

Он внимательно изучал народные традиции воспитания, творчески использовав их в создании научной теории педагогики. Эпиграфом к сочинению «Об изгнании из школ косности» взял поговорку «Дело молодых – работать, дело старых – советовать». По его мнению учащимся школы (пансофической) следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает». Своей жизнью Каменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.

2. К.Д. Ушинский. Великий русский педагог развил опыт Каменского по просвещению народов Европы и применил в духовном сплочении народов России. Он считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.Все лучшие отечественные педагоги были так или иначе последователями Ушинского. Он считал: «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления», «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов». Он был вдохновителем тех педагогов, которые добивались своей национальной школы. Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, он глубоко проникал в его духовную жизнь. Он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом, В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью культур. В его трудах получила многостороннее отражение жизнь народов мира: Китая, Индии, аргентины, Чили, Центральной Азии, Северной Америки.

Он хорошо понимал общность исторических судеб народов, населяющих Россию. Провел анализ украинского народного творчества (включая лингвоэтимологический анализ слов).

Основополагающий принцип педагогической системы Ушинского – опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов, свободной от национальной ограниченности.

Выписывал из этнографических работ национальные характеристики народностей (больших и малых). На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины». Личным примером учил других педагогов любви к своим корням, родному языку (знать и любить родину, народ – его живую душу).

3. А.С. Макаренко. Новаторство Макаренко в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано славянами («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», братские школы Львовщины, воспитательная система казаков Запорожской сечи, Григорий сковорода, Ушинский, Пирогов).

Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций («Мой мир был неизменно богаче и ярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры…»). Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в творчестве Макаренко представлена широко. Та самая народная педагогика была не только предметом его внимания – но и нередко его опорой.

Он считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинским народами. Считал бесспорной активную роль украинцев в обогащении духовной культуры народов в сфере языка. Он как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности двух народов. Макаренко как бы суммирует и своеобразно трансформирует две богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности (своеобразный писатель – его герой воспитывает, его воспитывают, ему говорят о воспитании, он сам говорит о воспитании). Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации – посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуаций и конфликтов, имен и прозвищ, бесконечного количества поэтических миниатюр и остроумных шуток, намеков и упреков, призывов и клятв – в определенной мере заимствовано из народной педагогики.

Он утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях (изучать коллективный педагогический опыт народа - никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа). Его трудовые традиции колонн и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции – не разрушении традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием. Большое внимание как фактору воспитания уделял народным игре и танцу (игра в «лапту», «довгои лозы», в « масло»). «Педагогическая поэма».

4. В.А. Сухомлинский.Один из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака. Своим учителем называл Макаренко, являлся горячим приверженцем идеи Ушинского о принципе народности как о наиболее полном отражении сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности . Говорит о бережном отношении к духовным сокровищам народа, решающим из которых считает традиции воспитания подрастающих поколений.

Во всех последних книгах высказывает мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывавет детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников, Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Элементы народного творчества использует в оформлении школы, классов. Культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона.

Наиболее значимым средством воспитания считает родное слово («Язык – духовное богатство народа»), речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры («Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания – является красота и величие, сила и выразительность родного слова». По его мнению, самая высокая и святая миссия народного педагога – научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило каплю в тот океан, который собой представляет народная духовная культура.

По образцам народных пословиц он составлял свои афоризмы. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Принцип воспитания народности. В воспитании детей выделял 2 взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение братских чувств к народам нашей родины (путешествия детей Палышской школы общеознакомительного характера; путешествия тематические, посвященные отдельным страницам культуры, литературы народов страны; по материалам путешествий – проводились классные часы, с инсценировками, с национальными песнями и танцами). Формировалось эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности.

Второе направление процесса – организация деятельности (обмен с семенами с детьми из других регионов).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты