КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).
Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному. Основные произведения: 8. Психологические воззрения западноевропейских философов XVIIIв. (общий очерк)
9. Основные направления развития западно-европейского ассоцианизма в XVIII-XIXвв. "Общая характеристика ассоцианизма".В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными.
В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций. Однако уже к 40 - 50 - м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки.
Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30 - е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии - теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие законы.
Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он называл все общественные науки).
Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук.
Ведущие психологи 19 в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 - х годах 20 в. известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология без метафизики”.
Сложность задачи модификации психологической науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20 в., в результате которого психология разделилась на отдельные направления.
В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.
Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания.
Но уже к середине 19 в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.
Поэтому психология должна была, - во - первых, научиться использовать наблюдение за другими, - во - вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни.
С середины 19 в. появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем.
В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.
Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая, биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс.
Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии. Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм, Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт. 10. В.Вундт, его роль в развитии психологии
|