Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Р.Декарт как психолог, физиолог и методолог науки.




ДЕКАРТ Рене (латинизированное имя Картезий) (31.III 1596 - 11.II 1650) - французский философ, физик, математик и физиолог. Родился в местечке Лаэ. Окончил иезуитскую коллегию Ла-Флеш (Анжу), был некоторое время военным, путешествовал. В 1628 - 49 жил в Голландии, в 1649 переехал в Стокгольм, где и умер.

 

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Ввёл понятие "силы" (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение "величины" тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).

 

Исследовал также законы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции (1644). Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. В 1637 выходом в свет "Диоптрики", где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги, положил начало оптике как науке. Первый математически вывел закон преломления света (экспериментально этот закон установил около 1621 В.Снеллиус). Дал теорию магнетизма.


Был основоположником картезианства, стремился построить общую картину природы, в которой все физические и другие явления объяснялись бы как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Не имея возможности опираться на достаточный экспериментальный материал, Декарт (и его последователи) злоупотреблял гипотетическими построениями. Основной удар картезианским взглядам нанёс И.Ньютон.

 

В математике первым ввёл в 1637 понятие переменной величины и функции, заложил основы аналитической геометрии. В учении о познании был основоположником рационализма.

Родился З1 марта 1596, скончался 11 февраля 1650 года. Французский философ, математик, физик, физиолог. Род. в Лаэ (департамент Турень). В 8 лет он поступил на полное попечение аристократического среднего учебного заведения в Ла-Флеш, которое окончил в 1612 и начал готовиться к военной карьере.

 

Встреча со школьным товарищем М. Мерсенном меняет планы Декарта. Он усиленно занимается науками, больше всего математикой, которая привлекала его достоверностью своих выводов. В 1617 Декарт приехал в Нидерланды и записался в армию. Счастливый случай свел его с профессором математики Бекманом. Под руководством Бекмана Декарт на протяжении двух лет изучал математику. Оставив военную службу (1621), Декарт путешествует, посещая Гаагу, Брюссель, Италию.

 

В 1625 Декарт возвращается в Париж и становится деятельным членом кружка ученых, собиравшихся у М. Мерсенна. Растет его репутация как философа.

Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму поддержание его существования и что Аристотель называл “растительной душой”.

 

Это философ 17 века. Знаменитая его фраза “Мыслю, следовательно, существую”.

 

Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о сознании”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта на поиск наиболее достоверных оснований познания различных предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод.

-Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны.

-Мы должны также считать все сомнительное ложным.

 

По Декарту, наше сомнение и мышление - самое достоверное из всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое восприятие (в других местах - осознание, сознание) того, что происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.

 

С Декарта идет величайшее заблуждение психологии... Этим заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых психических процессов.

 

Осознание собственной психической деятельности - это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических процессов.

 

Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет.

 

Одновременно с этим он сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных психических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются.

 

Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых психических процессов, основные приемы которого будут сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.

 

Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания, размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того бегства при появлении страшного предмета.

Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала: материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа – обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это механизмы. Жизнь души – это жизнь идей.

 

Откуда берутся идеи? (один из центральных вопросов).

 

Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать), например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты