КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя".
Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.
Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.
Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа"). Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме.
Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: - растительной, - чувственной - и умственной (присущей только человеку).
Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела.
Намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека) ; б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) ; в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить.
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения).
Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.) Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели формируются в реальных поступках, и это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам). Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее.
Когда она является избыточной или недостаточной, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает. 5. Психологические воззрения в Средние века (общий очерк) Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом считают 5 век до 15-16 века. Постепенное развитие и угасание особенностей средневекового мировоззрения в психологии наглядно отражаются в концепциях Августина Аврелия и Френсиса Бэкона, которые условно обрамляют этот период.
Одной и из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была её тесная связь с религией. А именно вне богословской науки в то время в Европе вообще не существовало. Её особенностью было появление сакральности. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.
Начало нового этапа было связано с изменением её предмета, т.к. официальной наукой о душе стало богословие. Причиной антогонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого сомнения в своих догматах. Поэтому был пересмотрен предмет психологии – в содержании души была выделена категория, подлежащая научному исследованию.
Это привело к теории 2 истин: истина знания и истина веры не совпадают друг с другом, но и не противоречат, поэтому она параллельны (Ибн Сина). Деизм: существует 2 души: духовная и телесная (её изучает психология).
Неоплатонизм:основатель Плотин (отправлялся от учения Платона). Был в период античности, до эпохи средневковья !!! Он считает главное свойство души – её единство. Она не может состоять из элементов, не может порождаться элементами. Ввел понятие холизмы- единства, целостности сознания и личности, которое формируется в первые годы жизни и является основой идентичности себе. Важное понятие : самосознание. Затем Августин поддержал эту идею.
Мир состоит из нескольких кругов: 1- высший разум, излучающий знания, 2-3-4- размещаются души людей, их тела, животные, неодушевленные предметы. Т.е. из высшего блага путем эманации от высшего к низшему) происходит ум и душа.
|