Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Также появляются первые экспериментальные исследования личности, введение в её исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.




 

Дальнейшее развитие психологических школ (40-60 гг. 20 в.) :

 

Новые направления, предмет связывается с:

1) внутренней сущностью личности (гуманистич, экзистенц.),

2) познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки инйформации (генетическая и когнитивная психология).

 

Методы: опросники, новые методы изучения интеллекта, + искусственного интеллекта.

 

Развиваются теоретические концепции в русле основных проблем психологии, развитие психотерапевтических технологий.

 

Современная психология (60 гг – конец 20в.):

Развитие предмета в рамках психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появление диагностических методик. Объединяются достижения различных психологических школ.

2. Основные направления психологической мысли в античности

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.

 

Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.

 

Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.

 

В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида в бесплотности своей, сохраняя человеческие желания (так, физически страдает от голода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).

Анимизм рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм («анима» - «душа») – первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием.

 

В учениях знаменитого математика и философа Пифагора Самосского души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

 

Античные философы, как правило, отвергали представления о душе как о тени, двойнике. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.

Под «псюхе» древние греки понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи – гилозоизм («гило» - вещество, «Зое» - жизнь). Весь мир – универсум, космос - изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать.

 

Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматери). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

 

В связи с обсуждением вопроса о субстанции, в античности обозначились различные мнения во взглядах на душу, ее «материальность» и «идеальность».

 

Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы естества. Гилозоизм покончил с анимизмом.

 

Развитие гилозоизма связано с именем Гераклита Эфесского. Он рассматривал универсум (космос), как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу, как его искру. Утверждал наличие огненной стихии – Психеи - приобщающейся к «космическому огню»; тем самым, душа человека оказывалась причастна Космосу.

 

Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а, следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Он учит: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос».

Термин «Логос» обозначал Закон, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты