КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовно-материальная целостность природы в концепции брахманизма.В основе индийской философии лежит сумма древнейших текстов и их традиционных интерпретаций – веданта. Каждая из вед включает в себя несколько уровней. Первые из них – это мантры и брахманы. Мантры – это гимны, формулы и заклинания. Брахманы – более поздние тексты, содержащие ритуальные предписания и разъяснения некоторых мифологических сюжетов, представленных в мантрах. Следующие уровни – это араньяки и упанишады, где дается более подробное толкование положений веданты. Основная логика этой философии выражена не в текстах, а в организации жизненного пути человека. Логика и суть представлений постигается их практическим освоением, реальным живым действием. Это культура фиксированных правил жизни и структурированных взаимоотношений между группами людей. Осн. содержание восточной культуры, ее смыслы и понятия фиксируются и передаются в организованном действии, в ежедневной дея-ти, в непосредственном общении с носителями культуры. 4 уровня организации ведических текстов соотносятся с 4-мя стадиями жизненного пути брахманов – представителей высших сословных групп индийского общества. 1-ая стадия: обучение, в период кот. молодой брахман заучивает мантры вед. 2-ая стадия: он вступает в брак и становится домохозяином; организует жизнь семьи, подчиняясь ритуальным предписаниям брахман (текстов). 3-я стадия: начинается после взросления детей и рождения первых внуков; брахман удаляется в лес и изучает араньяки. 4-я стадия: бывший ванапрастха (живущий в лесу) становится одиноко скитающимся аскетом, постигая в это время смысл упанишад. Тексты вед сопровождают брахмана всю жизнь, включаясь в ритуалы и обеспечивая сначала включение чел-ка в эту жизнь, а затем последовательный уход из нее. Именно в логике включения чел-ка в жизнь и организованного из нее ухода разворачивается представления древних индусов о душе. Эти представления отличает глубокая слитность чел-ка и его жизни с общими циклами природных явлений. Успех, здоровье, семья или богатство – все это зависит от участия многочисленных богов. Главным принципом раннего ведийского мировоззрения было обожествление природы как целого, равно объединяющего силы космоса и земли, богов и людей. Пантеон индийских богов сложен и принципиально недифференцирован. Число входящих в него богов неопределенно. В ведийских представлениях нет четкой границы между богами и чел-ком. Образы самих богов слабо индивидуализированы и размыты так, что порой невозможно определить, идет ли речь об одном и том же боге, или о чем-то производном от него, или о группе сходных богов. Благодаря этому формируется представление о континууме живого, охватывающем как земные живые существа, так и полный богами космос. Боги – это функционально ориентированные силы. Над всем миром, над всеми богами господствует закон, только в рамках кот. все могут совершать свои действия. Это рита – великий принцип порядка, преодолевающий хаос и беспорядок. Боги выступают стражами риты. Безличный космический принцип риты господствует над всем миром. В поддержке риты видится и главная цель людей. В араньяках и упанишадах представлены два понятия, наиболее важные для понимания души в брахманизме: брахман – это опора вселенной, сакральная сила, распространяющаяся на весь мир, всемогущество мира и его первооснова; брахман является перед богами и демонстрирует им их бессилие и ничтожество перед его силой. Атман – сущность живого орг-ма; это тело чел-ка в его целостности и жизненной силе, все, что его порождает и поддерживает. В упанишадах неоднократно подтверждается единство и тождество Атмана и Брахмана.
5. Кризис VI в. до н.э. в древнеиндийской философии. «Бхагават-гита». По мере роста социально-психологического напряжения в индийском обществе нарастают противоречия в философии и религии. Формируются новые школы, где проблемы психологии и обостряются и решаются иным путем, чем в классической веданте. Кризис брахманизма в VII - V вв. выражается в развитии различных ересей и новых религиозно-философских течений. В оппозиции брахманизму формируются одновременно несколько школ, наиболее известными из которых становятся аджавики, буддизм и джайнизм. В это же самое время на основе брахманизма эпохи вед и упанишад складывается новая религия Индии – индуизм. В VII-VI вв. до н.э. в Индии нарастали различия в трактовке классических текстов, появились проповедники, излагающие взгляды, отличные от брахманизма. В это же время формируется культ личности создателей и проповедников религий. На смену веданте и брахманизму, не делавших культа из создателей своих идей, приходят религии, поднимающих своих пророков до уровня богов. Вместе с тем эти новые религии значительно глубже сосредотачиваются на проблемах личности. Период VI-V вв. до н.э. был уникален по яркости и величию возникавших в это время по всему миру философских и религиозных направлений. Классические философско-религиозные школы формируются на переходе от VI к V веку до н.э. Дестабилизация прежнего мифологического и религиозного сознания, породившая новые концепции мира, проходит одновременно в разных странах по всему широкому фронту Евразии. Практически в одно и то же историческое время в Индии, Китае, Греции, Персии формируются новые философские идеи, значимость кот. доказана последующими тысячелетиями. «Бхгават-гита» - одна из величайших по философской значимости поэм древней Индии. В ней бог Бхагават возникает в человеческом облике царского колесничего Кришны. Кришна вначале от имени бога Вишну, а затем от имени бога Бхагавата разъясняет царю Арджуне ряд философско-религиозных положений древнеиндийской религии. В Бхагават-гите реален лишь великий и безличностный Абсолют – Брахман. Душа реальна и представляет собой проявление великого Атмана. Атман – это энергия духа, великий безличностный правитель вселенной, связывающий чел-ка с Брахманом. Рождение, судьба и новые воплощения в чел-ка определяются законом кармы, как и в брахманизме. Однако в Бхагава-гите носителями высшего знания выступают кшатрии. Целью души является слияние с великим Абсолютом, растворение души в мировом духе. Кришна отрицает возможность уничтожения души, а, следовательно, и реальность убийства чел-ка. Атман не может быть уничтожен, и душа чел-ка либо сливается с Брахманом, либо вновь рождается в другом облике. Там, где нет реальной смерти, нет и реальной ответственности за нее. Страстное выполнение своего религиозного долга не освобождает душу чел-ка, а, наоборот, привязывает ее к земному миру. Незаинтересованное же деяние не порождает отрицательных кармических последствий. В Бхагават-гите разворачивается представление о личности Бога и о присутствии божественной силы в людях. Хар-р отношения Бхагавата с последователями его идей приобретают человеческие черты. Бхагават предстает в поэме как Брахман и высший Атман. Возникает идея греха как заблуждения в вере. Таким заблуждением оказывается теперь вера в положение старых вед. Веды не ведут к мудрости освобождения, а лишь привязывают чел-ка к мирской жизни. Можно сравнить взаимоотношения «Бхагават-гиты» и веданты с аналогичными взаимоотношениями Нового и Ветхого Завета в христианстве. Появляется наглядный образ бога. Частично признаются, а частично отрицаются догматы старой религии. Возрастает личностность и человечность Бога. Возрастает векторность религии, уводящей душу чел-ка от материального мира.
|