КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Душа, форма, материя. Целевая и функциональная причинность как основа формообразования в концепции Аристотеля.Определение души, включающее такие понятия как «сущность», «форма», «суть бытия», «начало жизни», «причина» или «цель» одушевленных тел для Аристотеля явл. единым представлением о природе вещей. Каждый предмет несет в своей основе материю и форму. Если психику он рассматривает как частный случай души, то душа оказывается разновидностью формы вещей. Форма всякой вещи, до того как она приобретается материей этой вещи, потенциально уже содержится в других вещах. Всякая вещь приобретает форму через взаимодействие с другими вещами, принимает в ходе взаимодействия эту форму на себя. Аристотель, говоря о том, что душой топора явл. раскалывание вещей, имел в виду топор непросто как отдельную локальную вещь, а топор как явление, как некую реальность, воплощающуюся в данном куске железа. Аристотель видит в мире не отдельные частные предметы, а непрерывные процессы движения, формообразования и развития. Мир Аристотеля целостен, объемен во времени и в пространстве. Любая вещь явл. лишь частью, воплощением этих целостных процессов, несущих в себе энергию рождения вещей и уже содержащих будущие формы этих вещей в других вещах. Душа – это сущность орг-ма, а сущность вещей – это вечный мех-м их порождения, участия вещи в породивших ее процессах в качестве компонента этих процессов. Каждая вещь до своего возникновения скрыто, потенциально, заранее существует в непрерывном процессе своей сущности. Форма вещи «обтачивается» в ходе функционирования вещи. Форма – как активное формообразующее начало предметов; это форма-процесс. Этот процесс определяется как функционирование вещи, активное выполнение вещью предназначенной ей функции. Такая функция есть не только у каждого органа, но и у каждого организма. Поэтому Аристотель и позволяет себе сравнивать организм с орудием, выполняющим предназначенную ему роль. Вот почему рядом с выражениями «сущность» и «суть бытия» у него появляются термины «причина» и «цель». В целостном мире вещи возникают благодаря взаимодействию породивших их предметов и в этом взаимодействии выполняют свою роль по отношению к этим предметам. Предметы Аристотеля возникают друг от друга, существуют, формообразуются и живут в организованном пространстве непрерывного взаимодействия и взаимопорождения. Все они выполняют свои определенные функции, заданные им в ходе возникновения и взаимодействия с другими предметами. Душа – это невидимая реальность, функция кот. быть двигателем и организатором движений тела. Душа – это объективное начало психики, это некое основание, порождающее субъективный мир психики. Аристотель сохраняет в своей концепции все реальные способности платоновского «мира идей» - этой невидимой реальности, заранее содержащей все формы будущих вещей и диктующей эти формы возникающим предметам. Вещи и люди Платона не свободны и должны жить, подчиняясь логике законов невидимого «мира идей». Это сохраняет и Аристотель, лишь спуская эти формы на Землю и растворяя их в реальности взаимодействий предметов. Поток взаимодействий тела с формообразующим его пространством и явл. душой этого тела. Аристотелевское пространство наполнено живительными формообразующими взаимодействиями так же, как пространство нашей планеты заполнено условиями для жизни чел-ка. Оно не требует от души переноса жизненных форм издалека. Это непустое пространство само несет в себе и энергию, и мех-мы формообразования. Душа как мех-м формообразований не должна никуда улетать в поисках нужных форм и не должна прилетать. Для выполнения формообразующих функций душе достаточно быть непрерывным взаимодействием с пространством вещей, несущих в себе будущие формы тела.
|