Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соотнесение представлений Аристотеля с психологическими концепциями 20-го столетия (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).




Аристотелевски представления о душе гораздо менее активно были приняты христианской философией, чем представления Платона об идеальном мире, где живут души, однако, идеи Аристотеля широко использовались философами и психологами в своих теориях. Аристотелевская концепция души содержала в себе два основных момента, важных для коррекции мировоззрения в новой христианской ситуации. Первый – понимание души как энтелехии, реализующейся в конкретной деятельности человека. Второй момент – его образ бога как силы все приводящей в движение, но неподвижной, отстраненной от вмешательства в каждый частный процесс. Последователем в понимании души Аристотеля можно считать Фому Аквинского, но он усиливает субстанциональный смысл души. Душа – является актом тела, Следуя Аристотелю, Фома придает значение функции вещей как основе их развития. Логика Аристотеля становится основой логики научного развития. Следующим среди последователей Аристотеля можно выделить Брентано, он критиковал ассоцианизм и механицизм, за отказ от активности субъекта. Брентано рассматривает психику как систему психических актов, направленных на объекты. Содержание психики не возникает без активности субъекта, любой объект возникает в сознании только благодаря этой активности. С него можно считать началось формирование в Европе новой, функциональной психологии.

Затем идеи Аристотеля о душе как о формообразующем начале отразились на работах Пиаже и Выготского. В генетической школе Пиаже и в психологической школе Выготского проводятся исследования закономерностей развития психики и создаются концепции о её природе происхождении. Пиаже сделал предметом своего исследования уже не сознание индивида или его организм, а систему взаимодействия субъекта с объектом, воспроизводя в своих представлениях образ аристотелевской души. Выготский, творившей в условиях жесткого контроля со стороны государства, не имел возможности опираться непосредственно на труды Гегеля, не разрабатывал представлений о воплощении абсолютного и объективного духа в психике индивида. Однако ему удалось конкретизировать в психологии понятия о социальной детерминации. Аристотелевский образ души как функциональной активности развивается и в концепции Леонтьева о деятельности как о формообразующей основе психики и личности. У Аристотеля в качестве абсолютной целостности, детерминирующей движение всех процессов, выступала материальная вселенная, у Гегеля такой целостностью стал бестелесный дух. Идеи Гегеля во много использовал Маркс. А их в свою очередь интерпретировал Выготский в проблеме опредмечиванияи распредмечивания – интериоризации.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты