Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Инновации и преемственность в развитии науки («тематический анализ науки» Дж. Холтон, «личностное знание» М. Поляни, С. Тулмин - эволюционная модель развития научного знания). 4 страница




Читайте также:
  1. CAPM (Модель оценки капитальных активов)
  2. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  3. D) определение стратегии развития общества.
  4. F(x1, x2,...xm) const 1 страница
  5. F(x1, x2,...xm) const 10 страница
  6. F(x1, x2,...xm) const 11 страница
  7. F(x1, x2,...xm) const 12 страница
  8. F(x1, x2,...xm) const 2 страница
  9. F(x1, x2,...xm) const 3 страница
  10. F(x1, x2,...xm) const 4 страница

Христианский мыслитель Псевдо-Дионисий Ареопагит (V— VI вв.), автор «Ареопагитического корпуса», включавшего четыре трактата: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах», «Таинственное богословие», основывался на доктрине безусловной неопределенности и неописуемое™ Бога, возможности богопознания только посредством лестницы аналогий. Согласно этому методу «благую Причину можно выразить словами многими и немногими, но также и полным и абсолютным отсутствием слов». При таком познании мысль становится немногословной. В IX—XII вв. появляется схоластика (от лат. школьный), стремящаяся к обновлению религиозных догматов. Ранняя схоластика нашла применение в монастырях и монастырских школах. Монастырское пространство определяется как пространство «людей, живущих среди книг, в книгах и ради книг».

Так, в Шартрской школе при кафедральном соборе в Шартре (Франция), основанной в 990 г., преподавались право, математика, логика, медицина. Школа приобретала латинские переводы античной классики, которые в подлиннике были утрачены, греческую и арабскую литературу по математике и естествознанию. Изучались логика, физика, психология Аристотеля, возникали новые комментарии «Топики», «Софистических опровержений» Аристотеля. По своему интеллектуальному потенциалу Шартрская школа не уступала Парижу. Соблюдался культ семи искусств и задавался примат нравственности над ученостью, этики над философией. Образцовый текст — это, по выражению одного из ученых средневековья, «цветник грамматики (словесности) и поэзии, просвеченный золотыми лучами логики, украшенный серебром риторики». Утверждался союз мудрости и красноречия, «светоча понимания» и наставничества, содружества философии и ораторского мастерства. Склонность к мистике уживалась с рациональной логикой и «геометричностью» толкований.

Схоласты шлифуют и защищают основные догматы официальной теологической доктрины, приспосабливая ее к удобствам преподавания в университетах и школах. Они культивируют навыки интеллектуального мышления. Эволюция схоластики связана с эволюцией системы образования от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к университетам (Парижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. «Ученость» и «выучка» приобретают самостоятельные ценности. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. В IX—XIV вв. происходил расцвет схоластической учености. Схоластом величал себя всякий, кто занимался преподавательской деятельностью, Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентенберрийский. Со схоластикой связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы.



Схоластика опиралась на учение о двойственной истине, разделявшее истины богословия и истины философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на наличие двух принципиально разных картин мира — теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом. Однако взаимоотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентенберрийский считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079—1142) предлагает иной подход: сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Абеляр стремился к четкому разграничению между верой и знанием. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума. Человеческие познания постоянно возрастают, авторитет отодвигается на последнее место.



Работа Абеляра «Да и нет» собрала 159 каверзных вопросов христианской догматики. На них были предложены ответы из авторитетных церковных писаний и показано, что на каждый из вопросов в распоряжении богослова имеется как утвердительный, так и отрицательный ответ.

Схоласты делились на ортодоксальных, санкционированных церковью, и оппозиционных, критикующих богословские догматы. Последние стремились показать иррациональность религии, а следовательно, независимость от нее научных знаний, поднимался и вопрос о «ложных» религиях. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям.

Как подчеркивают исследователи, в рамках средневековой схоластики произошло мощное развитие норм логического мышления. Происходит экстраполяция, т.е. перенос структуры логического суждения, его субъектно-предикатного членения на бытие. В сфере бытия выделяются первичные непредикативные сущности (универсалии) и вторичные предикативные, указывающие на индивидуальные качества. Средневековая логика исходит из позиции жесткой определенности понятий и точности смысла. Как отмечают исследователи средневековья, схоластика строит свою логическую систему на базе неформализованных языковых средств, учитывает богатство естественного языка. Схоластическая логика оценивается как значительный этап исторического развития логики. Ее периодизация включает:



1) древнюю логику, основанную на комментариях «Категорий» Аристотеля (до сер. XII в.);

2) «новую логику», основанную на знакомстве с «Аналитикой», «Топикой» и «Софистических опровержениях» Аристотеля (конец XII - XIII вв.);

3) современную логику, связанную с систематической разработкой логической проблематики и созданием самостоятельных логических компендиумов (XIV в.).

По мнению современных логиков, именно в рамках средневековой схоластики заложены теоретические и операциональные основания математической логики; внесен вклад в развитие теории высказывания и теорию логического следования, разработаны теория логических парадоксов и теория субпозиции — подстановки допустимых значений, теория беспредпосылочности и сознательных формулировок аксиом, методология сопоставления взаимоисключающих высказываний (идущая от «Да и нет» Абеляра), анализ логического характера вопросительных предложений и пр. В целом с периодом схоластики — «книжной учености» связывают становление европейского стиля мышления и разработки категориального аппарата.

Учение Фомы Аквинского (1225—1274) — вершина схоластического миропостижения. В нем есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего, созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит». Основной труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» направлен на отработку вероучения в форме здравого смысла. Он находится в рамках теолого-рашюналистических поисков и апеллирует к аристотелевской метафизике, что позволяет придать теологии видимость научности и систематичности. Фома Ак-винский считает, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые догматы не могут быть рационально доказуемы. В этом случае их следует объявить не противоразумными, а сверхразумными, доступными лишь божественному разуму, например догматы о первородном грехе, троичности, воскресении, благовещении. Фома Аквинский стал главным идеологом римско-католической церкви. В 1323 г. он был причислен католической церковью к лику святых.

Согласно Фоме Аквинскому, общие понятия — универсалии могут существовать трояко: «до вещей» — в божественном разуме, как первообраз; «в вещах» — как сущности; «после вещей» — как понятия в человеческой голове. К значимым произведениям Фомы Аквинского помимо «Суммы теологии» относится «Сумма философии». Философии отводится служебная роль — помогать рациональными средствами доказывать существование Бога. Разум и вера обусловливают различные пути к Истине. Решающими оказываются истины Откровения. Истина может быть постигнута двояко — как методом, определяющим причину, так и познанием через следствие. Первый метод дает пять доказательств бытия Бога:

1) Бог — перводвигатель, который все движет, оставаясь недвижимым;

2) Бог — производящая причина, так как цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, и должна быть первая, производящая причина;

3) Бог — причина необходимости. Среди вещей, которые возможны (т.е. могут быть, а могут не быть), есть какая-то необходимая сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости. Причина необходимости и есть Бог;

4) Бог как наивысшая ступень совершенства;

5) Бог как наивысшая целесообразность, предусматривающая цели для всего, что происходит в природе.

Общественный порядок есть отражение небесного порядка. Люди умственного труда — их меньшинство — управляют государством, большинство же занято физическим трудом. Государство носит теократический характер, наиболее важный статус имеют священники. Идеал государственного правления — монархия. Монарх обязан поддерживать интересы церкви, в противном случае он должен быть свергнут.

Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теология, которая к другим наукам прибегает как к подчиненным ей служанкам. Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога.

2.4. ОСОБЕННЫЕ ФОРМЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ «НАТУРАЛЬНАЯ МАГИЯ», АЛХИМИЯ

Средневековые ученые, — как правило, выходцы из арабских университетов, — называли свое знание натуральной магией, понимая под ней глубокое познание тайн природы. Магия понималась как знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Можно сказать, что подобным «натуральным магом» был Исаак Ньютон, который открыл действие гравитации. Примечательно, что труд, который заложил основы современного классического естествознания, Ньютон называет «Математические начала натуральной философии».

По определению Е. Блаватской, «магия» означает высшее знание и изучение Природы, глубокое проникновение в ее скрытые силы, в те таинственные законы, которые составляют основу каждого элемента (будем ли мы считать, что их четыре или около шестидесяти). Произошло это слово от титула Высших жрецов античности, которых называли Маха, Маги или Магинси (от Meh ah — великий, знающий, мудрый). Маг — это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр. С основами арабской науки и магии, как отмечают исследователи, европейцы познакомились благодаря крестовым походам и основанию мавританских университетов в Испании. Арабский философ, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198) — автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, познавательная деятельность индивидуума образует лишь частное ее проявление. Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция, это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Вечный разум есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуальной деятельности. Развитие подобных взглядов в рамках аверроизма вызывало резкую критику ортодоксальной церкви. В конце ХП в. было предано анафеме 12 аверроистских тезисов, а затем еще 219. Позицию ортодоксальной церкви выражал Фома Аквинский, за что и получил титул «князь схоластов».

Современные мыслители, пытаясь объяснить сущность магии, приходят к следующим заключениям. Э. Дюркгейм и М. Мосса уверены, что магию следует воспринимать как социологическое явление, имея в виду ее положение в обществе; Дж. Фрезер подчеркивает социально-психологический подход, при котором акцентируются способности человека воздействовать на объект и достигать поставленной цели. Вне мерок психологического или социально-психологического характера это явление понять нельзя. Б. Малиновский приходит к выводу, что магия обеспечивает уверенность в ситуации неопределенности, организует коллективный труд, усиливает социальное давление на индивида. Однако общим основанием сближения «натуральной магии» и науки является активно-деятельностное отношение к миру.

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола весьма четко формулировал активную позицию человека как мага, «пользующегося магией и каббалой для управления миром, для контроля за собственной судьбой с помощью науки».

И наука, естествознание (как знание естества, диалог с природой), и магия (как учение о тайных законах универсума) по сути своей являются двумя разновидностями противостояния стихиям мироздания. Каждая на свой лад пытается обуздать, покорить и освоить неопределенность бытия. У материалиста Л. Фейербаха можно найти поражающие миролюбием суждения, что науку следует понимать как учение о действующих материальных внешних причинах, а магию — как науку об истинных причинах и всеобщих формах.

Те, кого называли «учеными-магами», придерживались убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы. Роджэр Бэкон (ок. 1214—1292) написал произведение «О ничтожестве магии», так как не верил в возможность произвести что-либо посредством заклинания духов. Альберт Великий (1193—1280) утверждал, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. Он провел большую часть своей жизни в путешествиях, у него были географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности.

Так, его опыты по физике сообщают, что стеклянный шар, наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче, свидетельствует о более чистой воде. Альберт Великий был удостоен звания «Doctor Universalis» (всеобъемлющий доктор»), преподавал в Парижском университете и стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Он имел столь обширные сведения по естествознанию, что слыл чародеем.

Есть свидетельство, что Фома Аквинский, будучи учеником Альберта Великого, под впечатлением экспериментов в естествознании и науках, которые тот осуществлял в своей тайной мастерской, некоторое время был поборником веры в чародейство. Средневековая наука, называемая также «сокровенной философией», с течением времени пришла к выводу, что из всех магических искусств возможным оказалось лишь то, которое строилось на применении сил природы и на естественном взаимодействии вещей. «Натуральная магия» представала в качестве своего рода практической физики, которая показывала, как много фокусов можно сделать на основе природных связей (например, опыты с магнитом).

В культуре европейского средневековья большое место принадлежало алхимии (в переводе с греч. алхимия — искусство выплавки металлов). Иногда алхимию определяют как предхимию. Согласно устоявшемуся стереотипу средневековый алхимик неустанно работает в лаборатории, где проводит многочисленные опыты и ставит интересные эксперименты с целью добиться трансмутации (превращения) металлов с помощью философского камня, создать эликсир жизни. (Заметим, что алхимию называли «наукой неизменной», а алхимический эксперимент означал свойственные средневековым магам попытки или операции комбинирования отдельных единичных процессов.) Исследователи отмечают, что характер деятельности алхимика и ремесленника совпадает. Как и ремесленник, алхимик оперирует с веществом. Однако алхимик пытается соотнести духовное и природное, найти целительные панацеи, а у ремесленника цели утилитарные. Алхимия выполняет важную роль становления экспериментального метода, так как оперирует с реальными веществами, использует физическое и физико-химическое воздействие на них (растворение в кислотах, дробление, обжиг, соединение и пр.), систему лабораторных приемов. Важно также, что для проведения опытов и экспериментов алхимику необходимо знание теории, т.е. он должен иметь специальные знания, объясняющие суть трансформационных процессов. Активно используется принцип аналогии, соотношение наблюдателя и объекта. Алхимик пытается слиться с миром, а не противопоставляет себя ему. В переносном смысле любой созидательный процесс — полотно под пальцами ткача, изделие в руках ювелира, платье, создаваемое портным, и пр. — есть процесс алхимический, т.е. процесс трансмутации, превращения.

Основой эликсира жизни считалось искусственное золото, получить которое пытались алхимики. Господствовало представление о том, что все металлы — это неосуществленное золото, и для его осуществления требуется огромный период времени. Алхимик стремился ускорить процесс «созревания» золота с помощью нагревания раствора из свинца и ртути. Очень распространены были алхимические эксперименты над перегонкой киновари, при нагревании которой выделялась красная сера и белая ртуть. Такое сочетание цветов ассоциировалось со спермой отца и кровью матери. Киноварь, воспринимаемая как некое андрогенное начало, в миросозерцании средневековых алхимиков способствовала бессмертию. Лабораторная алхимия разделялась на придворную, больше склонную к механическому достижению эффекта, и отшельническую, которая связывала эффект с необходимостью очищения и медитативными практиками.

Имеются сведения, что практическое применение алхимических препаратов на практике, в частности эликсиров жизни, было крайне негативным. В эти препараты входили ядовитые вещества — ртуть, мышьяк, свинец, которые вызывали сильные формы отравлений, галлюцинаций, кожную сыпь и другие болезненные проявления. Поэтому неудивительно, что алхимиков преследовали и часто казнили, хотя положительные достижения средневековой алхимии закреплялись в трактатах по фармакологии.

Алхимические эксперименты над духовной сферой, так называемая трансмутация души, также были сопряжены со многими опасностями. Им сопутствовали не только желательное развитие паранормальных способностей, но и серьезные психосоматические расстройства. Ученые пришли к выводу, что алхимия — это особый тип познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового времени.

СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА, РОДЖЕР БЭКОН, УИЛЬЯМ ОККАМ

Научный и промышленный переворот, осуществленный в Новое время, был во многом подготовлен средневековой культурой, в рамках которой возникли университеты, школы, рациональная «автономия» схоластического метода.

В XIII в. возникают первые университеты в Болонье и Париже. Университет Болоньи представлял студенческую корпорацию; университет в Париже объединял корпорацию студентов и магистров, в него входили преподаватели и студенты всех сословий. С появлением университетов начинают говорить о появлении власти интеллектуалов, существующей наряду с церковной и светской властью. Первые университеты были популярными, «народными», за незначительную плату студентами становились все желающие. Методами преподавания были лекции и семинары, называемые диспутациями.

Оксфордский университет отличался от Парижского тем, что был удален от римской папской курии. В Парижском университете было запрещено чтение лекций по естественной философии, а в Оксфордском складывалась более свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук. В отличие от Парижского университета, в котором изучались грамматика, риторика, диалектика, в Оксфорде приоритет был отдан квад-риуму — арифметике, геометрии, астрономии, музыке. Оксфордская школа тяготела к созерцательному опыту в природознании. В Оксфордском университете имел большое влияние францисканский монах Робер Гроссетест (1175—1253), благодаря которому была переосмыслена роль опытного знания. Знаменитый трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе». Гроссетест был комментатором «Первой аналитики» и «Физики» Аристотеля. Он широко использовал его категориальный аппарат. Медиевисты считают Гроссетеста пионером средневековой науки. Ему принадлежат также трактаты «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах». Сопровождающее трактаты математическое обоснование связано с символикой цифр: форма как наиболее простая и несводимая ни к чему сущность, приравнивается им к единице; материя, способная под влиянием формы изменяться, демонстрирует двойственную природу и потому выражается двойкой; свет как сочстани формы и материи — это тройка, а каждая сфера, состоящая из четырех элементов (огонь, воздух, вода и земля), есть четверка. Если все числа сложить, будет десять. Поэтому десять — это число, составляющее сферы универсума, — отмечает Гроссетест. Он описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращается к методу дедукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции. Гроссетест особо подчеркивает необходимость изучения линий, углов и фигур, ибо «без них мы ничего не поймем в натуральной философии. Абсолютно во всем универсуме и его частях они имеют смысл».

Францисканский монах Роджер Бэкон (ок. 1214—1292) был учеником Р. Гроссетеста. Ему принадлежит суждение: «Истина — дитя своего времени, а наука — дочь не одного или двоих, а всего человечества». Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он считал аргументацию и эксперимент основными способами познания, однако именно эксперимент считал владычицей умозрительных наук. Р. Бэкон — последний из схоластов, который подготовил век опытной науки. Он много времени отводил оптике и проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом. Посредством вогнутого зеркала отдаленные предметы были видны более ясно. У него было стекло, в которое он мог видеть все, что происходило на расстоянии 50 миль, а также зеркала, которыми можно было зажигать дальние города. Однако телескоп ему построить не удалось.

Энциклопедически образованный Р. Бэкон подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Он различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств; внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения; праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

Источники сообщают много удивительного о Р. Бэконе, — в частности то, что он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Ему принадлежит идея устройства подводной лодки, автомобиля и летательного аппарата. После того как инквизиция призвала его дать отчет о своих взглядах, Р. Бэкон провел в тюрьме 15 лет; труды его были сожжены.

Английский философ и логик Уильям Оккам (ок. 1285—1349) был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опоре на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами, однако теряет характер их точного воспроизведения. Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи. Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означая, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией — устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение а понятиях называется терминизмом. Естественные понятая, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, — «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах. Поскольку Оккам выдвигал четкие логико-рационалистические требования к религиозным догматам, он был обвинен в ереси и провел четыре года в заточении. Распространившийся оккамизм требовал, тем не менее, логической безупречности канонических доказательств бытия Бога и также неоднократно осуждался папством. Говоря об особенностях средневековой науки, ученые отмечают прежде всего, что средневековая наука выступает как совокупность правил в форме комментариев. Вторая особенность — тенденция к систематизации и классификации знаний, третья — компиляция, обусловленная общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи и столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени. Сравнивая средневековую науку с наукой Нового времени, исследователи отмечают изменение роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя учению Аристотеля, придерживалась дедукции, т.е. заключения, исходя из общих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука (после 1600 г.) использует индукцию, т.е. начинает с наблюдаемых отдельных фактов и приходит к общим принципам. Дедукцию истолковывают иногда и как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего, фундаментального и первичного и растекается на все остальное. В такой интерпретации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации, предполагающей истечение из лона порождающего характеристик, особенностей и сущностей более простого порядка.

18. Формирование «проектной» (в отличие от традиционалистской канонической) культуры в эпоху Возрождения - человек как творец с маленькой буквы, учение о перспективе как геометрическая визуализация природы. (188 или 156)

Философия Возрождения(14-17в.) делится на направления: Гуманистическое-центром является Италия;характерен антропоцентризм-особое внимание к человеку,воспевание его силы и виличия,возможностей;антицековная направленность,оптимизм.Осн. представители писатели:Данте Алегри-автор “Божественной комедии”;воспевал христианство но высмеивал догмы;восхвалял человека; определял у человека гармонию божественного и природного; верит в счастливое будущее человека. Франческо Петрарка-автор “Книги песен”; человеку жизнь дается 1 раз; жить для себя, а не для бога; личность должна быть свободной физически и духовно;вид человека и его внутренний мир прекрасны. Неоплатонизм-строгая систематизация Платона, уменьшали роль бога и увеличивали идей;не отрицал божественность происхождения человека. Николай Кузанский(Кребс)-священик; человек- микрокосм и во внешнем космосе нет ничего ,чего нет во внетренем космосе;целосность космоса определял единой связью м/у подсистемами всего космоса; делил единую связь на: экспликация-влияние всех систем на структуру всех окружающих систем; импликация-внутреннее содержание большой системы,состоящей из малых систем;контракция-связь разных подсистем в всеобщей универсальной связи; виртуальная реальность-постоянный перелив возможностей в картине мира;вывел закон совпадения противоположностей, сущность и существование едины в бытие; вселенная-чувственно изменчивый Бог, безконечный и завершен-ный; безконечность вселенной дает безконечность познанию - ученное незнание. Пико дела Мирандола-“900 тезисов”- гимн человеку; человек от природы добр, но обстаятельства делают злым; свобода выбора;поиск золотой середины в философии. Политическая фил. -управление существующими гос. и людьми.Николо Макиавели-человек изначально не злой но обстаятельства делают его таким, нет времени менять их и надо управлять злыми людьми; коварство правителя не направляется против своего народа, а против врагов; внешняя политика и мораль несовместимы; правитель хитрый как лис и свирепый как лев;М-гуманист т.к. исследовал истинные мотивы поведения челвека;люди-эгоисты, гос. способ обуздать эгоизм; правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе с аккупантами все меры хороши. Натурфилософия -мат. взгляд на мир; наука отдельно от церкви; новая картина мира. Н. Коперник-солнце центр вселенной; все тела космоса движутся по орбитам по науке;космос безконечен. Д.Бруно-солнце центр галактики; вселенная состоит из безконечного числа галактик; Бог и вселенная едины. Г.Галилей-изобрел телескоп;открыл пращение, спутники планет; выдвинул метод научного исследования: наблюдение, гипотеза,расчет-воплощение гипотезы на практике, проверка гипотезы на практике. Ф. Реформации-реформа католицизма за более всправедливые отношения церковь-человек. М. Лютер-прямое общение человека с богом; упрощение обрядов; снижение влияния Папы; отмена индульгенций. Жан Кальвин - основатель протенстантизма - предопределениебогом быть спасенным или нет, вера быть спасенным; смысл жизни-профессия-место служения богу, скромность и аскетичность-основа буржуазной церкви; в Женеве.Т.Мюнцер-народное направление Реформации; изменение церкви но и общества; причина всех зол неравенство; все общее все Бога; власть ремесленникам и пахарям; божья справедливость на земле. Социалисты-утописты-разработка идеального государства. Т.Мор-”Утопия”; нет собственности; все трудятся кроме ученных; все общее и делится на всех; равенство мужчин и женщин; все служащие избираются. Томаззо Кампанелла “Город солнца”, жители солярии; нет собственности; все работают и учатся; равенство; все делают вместе; дети учатся без родителей в школах; правит пожизненно метафизик знающий все.

 

19. Формирование идеалов экспериментального и математизированного естествознания в «новой науке» Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Институализация науки: университеты и академии наук.


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 28; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты