КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем сходство и различие структурного функционализма у Г. Спенсера и Э. Дюркгейма?
Структурный функционализм – один из основных методов в современной социологии, в основе которого лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно‑функциональное единство. Основы структурно‑функциональной парадигмы были заложены английским философом и социологом‑позитивистом Гербертом Спенсером (1820–1903) и французским социологом и философом Эмилем Дюркгеймом (1858–1917), которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Каждый «орган» (социальный институт) выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества. Но такое сравнение, по мнению Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, не означает полного отождествления живого и социального организмов. Структура общества (социального организма) по мере своего эволюционного развития усложняется: растет численность населения, появляются новые виды деятельности, возникают новые социальные институты, отдельная личность становится более самостоятельной (независимой от общества). Г. Спенсер был сторонником теории социального дарвинизма. По его мнению, экономическая конкуренция в промышленном типе общества выполняет роль естественного отбора, в результате которого выживают наиболее приспособленные и одаренные. При этом социальные революции он рассматривал как болезнь, как явления, разрушающие единство социальной системы. Развивая идеи либерализма в «органической» социологии, Г. Спенсер считал, что в биологическом организме «части» (отдельные органы) существуют ради «целого», а в социальном организме – «целое» (общество) существует для блага своих «частей» (отдельных членов общества). Э. Дюркгейм так же, как и Спенсер был продолжателем позитивистской (контовской) традиции в социологии. Он считал, что предметом исследования социологии является особая реальность, основу которой составляют социальные факты, главный признак которых – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, т. е. подчинять его своим интересам. Отсюда следует вывод: если у Спенсера социальный организм служит для блага своих «частей» (отдельных индивидов и групп), то у Дюркгейма отдельные «части» служат для блага «целого», т. е. всей социальной системы.
|