КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологические идеи Н.К.Михайловского.При рассмотрении предмета социологии Михайловский акцентировал свое внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Михайловский проводил различие между понятиями “герой” и “великая личность”. Под героем он понимал “...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”. В широком смысле слова это зачинатель. Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других.Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества. Они появляются в переломные моменты истории, полностью выражая намечающиеся потребности преобразования.Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”. Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным”. Механизм воздействия “героя” на “толпу” в психологическом плане заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе. У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело. Считает, что единство общественного организма-Личность; Критерий общественного прогресса – это личное счастье, сбалансированное умчтвенно-физическое развитие личности.Общество гармоническое, если личности чувствуют себя хорошо. Неблагополучие личности связывает со сбоем функционирования соц.институтов.Как позитивист выделяет 2 системы общества: мускульная (Физическая сторона ), нервная ( Духовная сторона ).Мерило общественного прогресса – разносторонность отдельных личностей, у которых одинакого хорошо развита мышечная и нервная системы. Предлагает метод СОПЕРЕЖИВАНИЯ ( попытка понять действия другого, попытавшись поставить себя на место другого). Субъективистский метод должен существовать наряду с объективным. Теория подражания Михайловского “ Герои и толпа “ В истории большую роль играют личность и толпа.Человек становится совсем другим в толпе, он меняет свое поведение, установки, нельзя предсказать его действия в толпе. В толпе у человека возникает тяга к подражанию. Выделяет 3 группы причин подражания : 1)Подавленность воли и сознания человека => паника, безумная провада. 2)От скудной и монотонной жизни ( армия ) 3)Однообразие впечатлений Толпой управляют критически мыслящие люди : 1)герои ( могут вести людей как на доброе, так на злое; не обязательно должен обладать высокими умственными способностями, отношения с толпой – неглубокие; => кратковременное). 2) вожди (сознательно манипулируют толпой, может изменить направление ).Герой может просто собрать толпу, а вождь может поменять ее направление. “Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело… “.
|