КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологические идеи М.М.Ковалевского.Боролся с биологической и географической школами, критиковал биоорганицизм и механицизм. Выдвигает идею того, что социологическая наука должна одновременно исследовать воздействие целого ряда факторов. Методы: генетический, кросскультурный, сравнительно – исторический. 1) Сравнительно – исторический метод : позволяет выделять у различных народов сходные группы по различным признакам: пол, хозяйство, культура и т.д. Выделяя сходные группы можно выявить этапы развития общества в целом. 2) Кросскультурный метод: необходимость сравнивать различные культурные, социальные практики народов ( восток – запад ). 3) Генетический метод: рассматривает происхождение и развитие. Понятие генетической социологии и ее метод “Генетической социологией называют ту часть науки об обществе и его организации и поступательном ходе, который занимается вопросом о происхождении и общественных институтов, каковы семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным ”.Чтобы быть хорошим генетическим социологом надо хорошо разбираться в политике, экономике, литературном творчестве, юриспруденции, в науке, а также знать обычаи и традиции народов.Монизм(рассматривается 1 фактор) слишком упрощает общество, в нем не учат, что в общественной структуре все компоненты друг с другом связаны. Закон общественного прогресса Общественный прогресс – это понятие весьма неопределенное, общей формулы и формы прогресса быть не может вообще, т.к. культуры настолько не похожи друг на друга, для одних – прогресс, для других – деградация. Форма общественного прогресса должна быть адекватна ментальности данного народа. 62. К.М.Тахтарев: идеи и деятельность. «С,-писал он,-есть наука, кот.изучает обществ.жизнь, взятую в целом. Самым наглядным проявлением общественной жизни является «общение сожительствующих людей». Следоват-но, С.должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности: 1. Сожитию как основе обществ.жизни 2. Общению,лежащему в основе любой обществ.связи 3. Человеку как субъекту соц.жизни Общение в этой системе играет ключевую роль. Понятие о жизни сообща (сожитии), по Т., основное и исходное понятие. Изучить обществ.жизнь – изучить различные формы общения, лежащие в основе любого соц.элемента. Исходной обществ.единицей выступает человеческая личность, кот.является не самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах обществ. сотрудничества и обществ. борьбы. Соц. прогресс Т.интерпретирует на основе принципа творчества как высшего проявления труда. Поступательный ход обществ.жизни имеет двойственный хар-р, т.е. предст.собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Однако довольно трудно выявить момент перехода эволюции в революцию и обратно; и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой. Фундаментальной категорией, объясняющей различные формы об-ва, является образ жизни, т.е. «удовл-е потр-тей». Изменениям образа жизни можно выделить 5 ступеней развития: 1) наиболее ранняя ступень, опирающаяся на охотничий образ жизни; 2) родовое об-во, вырастающее из кочевого образа жизни; 3) ступень, обусловленная переходом к оседлости и сельско-общинному образу жизни; 4) феодальное об-во, опирающееся на натуральное хоз-во и постепенно перерастающее в сословное; 5) ступень, обусловленная городским образом жизни. Тахтарев исследует проблемы развития личности. Это порядок, уровень общения. Чем многообразнее общение, тем более развитая личность. Работы : ‘Первобытное общество: этносоциологические исследования’,’Ступени развития общества’, ‘Очерки по первобытной культуре’. Главная работа: “науки об обществ. Жизни,ее явлениях, их отношениях и закономерностях.Опыт изучения обществен. Жизни и построение социологии”(1919). Общество ( = общественная жизнь)- это удовлетворение людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка. Классификация социальных групп: 1) Относительно-временные (приходящие) : играют незначителбную роль в соц. Структуре 2) Относительно – долговременные (институционизированные): большую роль играют в соц. Структуре( через насилие, общественное мнение, законодательные органы).
|