Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социологические идеи русских неокантианцев.




Уникальность русского неокантианства в социологии составляло в немалой степени то, что многие его представители были по своей профессиональной подготовке и научной деятельности правоведами (Б. Кистяковский, Л. Петражицкий, П. Новгородцев). В связи с этим проблемой русского неокантианства стала проблема изучения правовой сферы общества, особое значение уделяется понятием «естественное право» и «общественный идеал». Б.А. Кистяковский в своей статье «В защиту права» опубликованной в сборнике «Вехи», указывал на то, что право является единственной дисциплинирующей социальной системой, благодаря которой возможно достижение социального порядка Следовательно, необходимо повышение уровня правосознания в обществе. В предисловии к сборнику «Проблемы идеализма» П.И. Новгородцев, указывает на то, что основная проблема, которая в наше время приводит к возрождению идеалистической философии есть, прежде всего, проблема моральная, и соответственно с этим представляется важным обратить особое внимание на выяснение вопросов этических. «Позитивные построения не выдержали и не могли выдержать испытания выросшей мысли: пред лицом сложных и неустранимых проблем нравственного сознания, философской любознательности и жизненного творчества они оказались недостаточными ». Исток несостоятельности позитивизма неокантианцы видят, в шаткости его гносеологических посылок, игнорирование гносеологии Канта, что лишает его возможности обосновывать социологию. Следовательно, необходимо создание специфических методов социологического знания, подведение более глубоких философско-гносеологических оснований под методологию социогуманитарных наук. В это время в адрес социологии как воплощения позитивизма высказывались серьезные упреки в том, что она теряет объект исследования, игнорирует специфику социальных явлений. Многие мыслители вообще поставили под сомнение саму возможность существования социологии как науки. В частности С. Лурье писал, что социология как наука вообще не должна существовать. Иначе говоря, кризис социологии есть, прежде всего, выражение несостоятельности позитивизма. Российские неокантианцы посвятили критике позитивизма ряд глубоких исследований, среди которых особенно выделяется работа А.С. Лаппо-Данилевского «Основные принципы социологической доктрины О.Конта» (1902), помещенная в сборнике «Проблемы идеализма». Именно этот сборник, по мнению Н.О. Лосского отразил изменения, произошедшие в умонастроениях русской интеллигенции. А статья без преувеличения явилась этапным исследованием для российской социологии. Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки просуществовала лишь до 1917 года. Но за этот недолгий отрезок своей деятельности неокантианцы внесли весомый вклад в разработку сложных и малоизученных проблем отечественной и мировой науки, ведь не случайно девизом неокантианцев был девиз: «Понимать Канта – это значит идти далее него»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты