Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 45. Источники по истории Древнего Рима.




Источники по истории Рима разнообразны: это памятники материальной куль­туры, письменные материалы и языковые данные. При использовании материальных остатков римской древности прежде всего определяют их назначение и датировку. Памятники письменности сохранились в виде рукописей на папирусе, пергаменте, коже, начертанных или переписанных в ан­тичную либо средневековую эпоху, а также в виде надписей на камне, керамике, метал­ле. Сначала их надо прочесть, чем занима­ются специалисты — текстологи, палеогра­фы, папирологи, эпиграфисты, нумизматы. По содержанию все письменные источники делятся на нарративные, или повествова­тельные (сочинения историков, географов, философов и других ученых, произведения художественной литературы), и докумен­тальные (государственные акты, решения жреческих или ремесленных коллегий и ча­стные документы — завещания, долговые расписки и т.д.). Все исторические памят­ники, как письменные, так и материальные, можно классифицировать и по тематике — освещающие экономику, социальную жизнь, религию и т.п.

Задачей источниковедения является ус­тановление степени достоверности и пол­ноты сведений, содержащихся в источни­ках. Для этого необходимо критически от­нестись к источникам, выявить присущую им тенденцию, сравнить показания разно­родных источников, комплексно их исполь­зовать. Формы и приемы работы с источ­никами постоянно совершенствуются, при­меняются количественные методы, химиче­ский анализ материальных памятников, аэрофотосъемка, фотозондаж, стратиграфи­ческие и подводные археологические исс­ледования.

1. Источники по истории царского и республиканского времени. Памятники ма­териальной культуры имеют первостепен­ное значение для изучения древнейшей эпохи. Благодаря находкам кремневых ору­дий труда, как шелльского типа, так и более поздних топоров и молотов, кремневых на­конечников стрел, грубой посуды, наскаль­ных изображений, скелетов от питекантро­па до кроманьонского человека, археологи доказали, что Италия была заселена в эпоху палеолита и неолита. Многочисленные по­гребения с заупокойными приношениями, разный вид захоронений (кремация и ингумация), следы свайных поселений и хижин выявили культуры бронзового и раннего железного веков у разных племен и народ­ностей. В Южной и Средней Италии, а также на островах сохранились следы селе­ний греков микенского времени и периода великой греческой колонизации. К рубежу VIII—VII вв. относятся остатки карфаген­ских святилищ и поселений на о. Сардиния. Большой материал, характеризующий эт­русскую культуру, сохранился в Северной и Средней Италии, преимущественно в не­крополях. Погребальные камеры дают пред­ставление о планировке и устройстве жилищ, оружии, утвари, ювелирных укра­шениях. Стены гробниц покрыты изобра­жениями божеств, зачастую сопровождаю­щимися надписями, сценами пиров, охоты, спортивных состязаний. Тарквинии знаме­ниты погребальными склепами с красочной росписью. Близ современного Марцаботто в Северной Италии открыт план города V в. до н. э. Он представлял собой правильный прямоугольник с параллельными, пересека­ющимися мощеными улицами. Они обра­зовывали регулярные кварталы. Благодаря аэрофотосъемке был обнаружен упоминав­шийся античными авторами порт Спина на Адриатике, отделенный ныне на десятки километров от моря наносами реки По. Расцвет города приходился на VI—IV вв. до н.э., культура его носила греко-этрусский характер. Через Спину везли аттическую керамику, огромное количество которой указывает на интенсивность импорта и дает возможность датировать этот процесс VI— IV вв. Близ современной Аквы Россы были впервые обнаружены остатки этрусских жи­лых домов, указывающих на привержен­ность этрусков к комфорту. Невдалеке от Рима, в этрусском порту Пирги, были от­крыты остатки святилищ V в. до н. э. В тайнике одного из сооружений — храма найдены золотые пластины с этрусскими и финикийскими текстами идентичного со­держания. Они посвящены богине, назван­ной этрусским именем Уни и карфагенс­ким — Астарта. Этот комплекс свидетель­ствует о тесных связях Тосканы, Рима и Карфагена в конце VI— начале V в. до н. э.

70-е и 80-е годы XX в. принесли много новых данных о жизни древнего Лация. Археологи открыли некрополи, свидетель­ствующие о процветании Политория, Фиканы и других городов, внезапно при­шедших в упадок в середине VII в. до н. э., что подтвердило рассказы античных авто­ров о покорении этих городов римским царем Анком Марцием.

Археологические памятники самого Рима имеют особое значение. По фрагмен­там керамики можно судить о поселениях, относящихся к апеннинской культуре брон­зового века, и контактах с микенскими гре­ками. На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружены многочисленные могилы, в том числе сак­ральный комплекс, именуемый могилой Ромула, а на Палатине — следы хижин на­чала I тысячелетия до н. э. и стены Ромулова померия VIII в. до н. э. От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и си­стема водостоков; от VI в.— фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терра­котовые фрагменты их украшений, бронзо­вая скульптура волчицы — кормилицы близнецов, а также нижний слой оборони­тельной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до-н. э.). Все это — свидетельства этрусского господства. Одним из древней­ших строений форума был круглый храм Весты, много раз горевший и восстанавли­вавшийся в прежнем виде. По соседству с ним помещался дом жриц-весталок, неког­да двухэтажный, от которого остался лишь парадный зал, украшенный статуями его обитательниц. Сохранились мощный остов архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним — руины храма Согласия. В севе­ро-восточном секторе форума расчищено место проведения народных собраний — комиций с трибуной для ораторов, видны аркады Аппиева водопровода —памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этой эпохи, явился форум Цезаря. От него дошла до нас изящная колоннада храма Венеры.

В разных частях Италии обнаружен бо­гатейший материал, характеризующий строительную технику, архитектуру и искус­ство, быт, экономику и военную политикуреспубликанской эпохи. Это — города и поселки с памятниками дорийского и рим­ского времени, с прилегающими к ним зе­мельными участками, выявленными порой благодаря аэрофотосъемке, дороги (Аппие-ва, Фламиниева и др.), которые служат лю­дям и теперь, милевые и межевые камни, мосты и акведуки (водопроводы). Важны и находки денег, весовых и в виде монет, как показатели экономического развития. Изо­бражения и надписи на монетах содержат указания на политические программы. Рас­копки римского порта Остии вскрыли руи­ны большого многоэтажного города, существовавшего с TV в. до н. э. Находки примитивной керамики начала I тыс. до н.э. показали, что и до возникновения прослав­ленного порта здесь было поселение близ солеварен.

Эпиграфические памятники. Памятники материальной культуры иногда сопровож­даются надписями. Но для царской и ре­спубликанской эпох их сравнительно немного. Самыми ранними в Италии явля­ются греческие надписи с островка Искья. Связный стихотворный текст на сосуде да­тируется VIII в. до н. э. Начиная с VII в. до н. э. в Тоскане, Паданской Этрурии, в Ла-ции и Кампании появляются этрусские над­писи. В области Сабина были обнаружены фрагменты сабинских надписей на вазах VII в. до н. э. Известен ранний умбрский текст, начертанный на таблицах из города Игувия. Это — ритуальные установления жреческой коллегии. На территории Рима наиболее древняя надпись представлена на керамическом осколке VII в. до н. э. этрус­скими или греческими буквами. Сохрани­лась только часть слова или имени. Самой древней латинской надписью является так называемая надпись Черного камня с рим­ского форума. Она высечена на конусооб­разном камне, засыпанном землей, на которую положена черная плита. Текст пло­хо сохранился. Слова в нем — латинские, а буквы — греческие. Датируется надпись VII—VI вв. до н. э. Место ее обнаружения называют могилой Ромула. Поскольку пря­мых доказательств тому нет, большинство ученых считают этот участок форума местом почитания легендарного основателя Рима. Другой сохранившийся ранний латинский текст — надпись греческими буквами на золотой застежке из города Пренесте (совр. Палестрина) в Лации, датируемая не позд­нее VI в. до н. э. Но подлинность этого предмета вызывает большие споры в науке. К концу VI в. до н. э. относится надпись из латинского города Сатрик с именем консула 1-го года Республики Валерия Попликолы, подтверждающая историчность этого персонажа и его деяния.

Древнейшие надписи малоинформативны, но их наличие подтверждает свиде­тельства античных авторов о значении греческого и этрусского влияния на культу­ру ранней Италии. Начиная с III в. до н. э. число надписей возрастает. Важную ин­формацию содержат эпитафии с изложени­ем исторических событий и достижений усопших героев, найденные в семейных усыпальницах римской знати. Надписи на саркофагах знаменитой семьи Сципионов повествуют об их участии в войнах, строи­тельной деятельности, о почетных должностях, которые они занимали. Из эпитафий мы узнаем о верованиях и этических воз­зрениях римлян.

Большую ценность составляют государ­ственные акты II—1 вв. до н. э. От 187 г. до н. э. дошло постановление сената о запре­щении вакханалий, от 45 г. до н. э.—закон, восходящий к Юлию Цезарю, регулирую­щий устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд над­писей характеризует аграрные отношения: 1) судебное решение арбитров Минуциев в споре о земле между жителями Генуи и прилежащих общин; 2) закон 111 г. до н. э., отменявший неотчуждаемость участков, по­лученных по реформам Гракхов. Социаль­ные отношения и экономика римской Италии отражены в посвятительных надпи­сях богам от имени ремесленных и торговых коллегий, членами которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Многочислен­ные надписи II — I вв. до н. э. из разных мест Италии и провинций разнообразны по содержанию. В них отражены хозяйствен­ная, социальная и религиозная жизнь, а также отношения Рима с городами и общи­нами Римской державы.

Ранней истории Рима посвящены также надписи позднего времени. Своеобразным их видом являются элогии, преимуществен­но составленные в эпоху Августа. Элогии помещались на постаментах статуй, изобра­жавших древних героев, которые украшали площади в Риме и других италийских горо­дах, в качестве копий римских памятников.

Элогии представляли собой официальную версию событий и оценку исторических де­ятелей. Значение эпиграфических памятни­ков определяется их подлинностью.

Язык и письменность также являются историческими источниками. С их по­мощью датируются тексты, потому что со­став алфавита и формы букв со временем менялись. По появлению греческих, илли­рийских, этрусских слов и имен устанавли­ваются культурные влияния на Рим и происходящие здесь этнические процессы.

Однако особое значение имеют пись­менные источники. Прежде всего это сочи­нения античных писателей разных жанров. В совокупности они образуют античную традицию. До наших дней дошли сравни­тельно поздние тексты, не ранее III в. до н. э., но их авторы основываются на более ранних материалах, утраченных для нас.

В основе этой части традиции лежат: 1) официальные записи о жизни римской общины; 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания; 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (т. е. Западной стране), как они называли Ита­лию.

К официальным актам относятся цар­ские законы и законы первых республикан­ских магистратов; договоры Рима с латинскими городами и Карфагеном, исто­ричность которых современной наукой не оспаривается; записи жреческих коллегий. Исключительное место занимала среди них коллегия понтификов, создание которой приписывается второму царю, Нуме Помпилию. Понтифики ведали фастами, рели­гиозным календарем, определяя дни, угодные (dies fasti) и неугодные божествам (dies nefasti), когда возбранялось вести час­тные и общественные дела. Уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, составляя фасты, стал записывать выдаю­щиеся события года — затмение светил, войны, мор и т. п. С началом Республики год стали обозначать по имени высших должностных лиц, консулов. Понтифики составляли их списки, получившие назва­ние консульских фастов, а потом и списки других магистратов. Наряду с этим появились записи о триумфах полководцев, три­умфальные фасты. В начале нашей эры консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы. В XIX в. их уда­лось полностью восстановить. Выявилось, что в древней части они были фальсифицированы представителями римской знати, которая не могла похвастаться древностью своего рода и стремилась доказать ее с помощью «исправления» документов.

На основе фастов складывались офици­альное римское летописание, погодные за­писи понтификов, или анналы (от annus — год). Около 130 г. до н. э. понтификальные анналы были опубликованы в 80 книгах великим понтификом Публием Муцием Сцеволой. Они называются «Великими ан­налами». Текст их не сохранился. Но в соответствии с фастами можно полагать, что при незначительной фальсификации в основе своей «Великие анналы» содержали достоверные данные. В малой сохранности дошли до нас и записи религиозных колле­гий — фрагменты гимна жрецов-пахарей (Арвальских братьев) и песни жрецов-салиев, сопровождавшиеся воинственным танцем.

Самые ранние представления греков о жителях Италии содержатся в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым называет героя рим­ской истории Латина, а первое упоминание о Риме встречается у Гелланика Лесбосско­го. Наиболее осведомленными из ранних греческих авторов были сицилийские исто­рики, список которых открывается Антио-хом Сиракузским (конец V в. до н. э.). Их сочинения почти не дошли до нас, но были учтены римской историографией III—II вв. до н.э. Первые исторические произведения римляне создавали в поэтической форме. Так, кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н. э.) воспел в стихах 1-ю Пуни­ческую войну, участником которой он был. Но изложению событий этой войны он предпослал предшествующую ей историю Рима, начиная с троянской легенды. Его младший современник, участник 2-й Пу­нической войны, Квинт Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую период от прибытия Энея в Италию до его времени. В III же веке до н. э. в условиях внешних успехов Рима и с распространением грече­ской культуры в среде образованных рим­лян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234—149) стал писать по-латыни. В сочинении «Origines» («Начала») история Рима с его основания представлена в связис историей других племен и народностей Италии. Анналисты III— середины II в. до н. э. именуются старшими.

В отличие от них анналисты конца II— начала I в. до н. э. называются младшими. Если старшие анналисты, следуя понтификальным анналам, отличались сухостью и достоверностью изложения, то младшие стремились к занимательности, расцвечива­ли свои рассказы увлекательными подроб­ностями, порой вносили в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Но для всей анналистики была характерна патриотическая направлен­ность, унаследованная дальнейшей рим­ской историографией. Произведения обоих поколений анналистов почти полностью ут­рачены. Но на них основывались те антич­ные писатели, чьи сочинения сохранились. Во-первых, это греческие историки, авторы трудов по всемирной истории. Выдающим­ся представителем этого жанра был Поли-бий (200—120 гг. до н. э.), ахейский аристократ, проживший 16 лет в Риме в качестве заложника. Его «Всеобщая исто­рия» в 40 книгах на греческом языке охва­тила период трех Пунических войн (264— 146 гг. до н. э.), когда Рим превратился в великую Средиземноморскую державу. Ос­новой римских успехов он считал разумное сочетание в государственном строе начал монархии, аристократии и демократии. Ос­новное внимание Полибия сосредоточено на политической истории.

Как бы продолжателем его был грек Посидоний (конец II— первая половина I в. до н. э.), в отличие от Полибия отрицатель­но относившийся к римскому господству в завоеванных странах. В труде «История» он описал Рим преимущественно в отношени­ях с эллинистическими городами. Его труд не сохранился, но им пользовались другие античные авторы. Среди них был Диодор Сицилийский (90—21 гг. до н. э.), написав­ший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». В сохранившейся части труда содержится ис­тория Рима V—TV вв. и конца II— начала I в. до н. э. Особое значение имеют его сообщения о социальной борьбе, о восста­ниях рабов в Сицилии и Италии под руко­водством Спартака.

Собственно истории Рима посвящали свои труды многие писатели. Наиболее по­пулярным в древности был труд Тита Ливия из Падуи (59 г. до н. э.— 17 г. н. э.) «История Рима от основания города» из 142 книг. Из них дошла в основном часть, охватывающая период от правления царей до 168 г. до н. э. Остальные сохранились в кратких извлече­ниях. Это — наиболее полный античный свод сведений по римской истории, изло­женный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалени­ем Республики. Раньше ученые считали Ли­вия лишь ритором, развлекавшим читателей легендами и выдумками о раннем Риме. Но новейшие достижения в области археологии и лингвистики заставляют историков при­знать, что в увлекательном и нравоучитель­ном повествовании Ливия заключено ядро подлинной истории. Оно дает богатую ин­формацию о внутренней и внешней поли­тике, о религиозной жизни Рима, рисует яркие образы римских героев.

Историю от основания Рима до 30 г. н. э. написал в двух книгах Веллей Патеркул (I в. н. э.). В них Рим представлен как центр всемирной истории. Но в отличие от Ливия патриотический труд Веллея пронизан мо­нархической идеей.

Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Рима в труде проримски настроенного греческого ритора Дионисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н. э. Его «Римские древности» включали 20 книг. Из них пол­ностью сохранились 9, где излагаются со­бытия до 442 г. до н. э. Дионисий считает римлян и греков родственными народами и объясняет этим многие явления римской истории. Ценность труда состоит в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, в главных чертах подтвержденная археологическими и лингвистическими данными.

Как и Дионисий, писал по-гречески свою Римскую историю Дион Кассий Кокцейян (ок. 155—235). Это — огромный труд из 80 книг анналистического характера. В наилучшей сохранности дошли до нас кни­ги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н. э. до падения Республики. В них подроб­но освещены перипетии гражданских войн. Дион восхвалял Римскую республику и од­новременно императора, правящего в со­гласии с сенатом.

Кроме сочинений, излагавших историю Рима в хронологическом порядке, были со10зданы труды, построенные в систематиче­ском плане. Александрийский грек Аппиан (II в. н. э.) был убежденным сторонником римского владычества и монархии. Он написал по-гречески «Римскую историю» в 24 книгах. Материал в них расположен по тер­риториально-этническому принципу. Кни­ги так и называются: «Римская», «Самнитская», «Сицилийская» и т. д. Исключитель­ное значение для воссоздания истории Республики имеет книга «Гражданские вой­ны». Изложение в ней строго фактическое. Аппиан выделяется среди древних истори­ков тем, что вскрывает, по словам К. Маркса, «материальную подкладку» гражданс­ких войн, которая заключается в борьбе мелкого землевладения с крупным.

Современник Аппиана Луций Анней Флор создал на латинском языке «Эпитомы римской истории». В центре его внимания — внутренние и внешние войны Рима с цар­ской эпохи вплоть до времени Августа.

Краткое изложение истории Рима на­ходится у писателей IV в. н. э. Аврелия Виктора и Евтропия. Они основывались на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия.

Римская историография была представ­лена и монографиями. Сохранились труды Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) — «Заговор Каталины», «Югуртинская война» и фрагменты «Истории», посвященной опи­санию гражданских войн конца II—первой половины I в. до н. э. Саллюстай был противником сенатской олигархии, ответ­ственной за нравственное разложение об­щества, и восхищенным сторонником Цезаря, которому был лично обязан. Его идеал — умеренно демократическая ре­спублика. Краткость и выразительность из­ложения он позаимствовал у Цезаря. Они сочетались у Саллюстия с яркими характе­ристиками исторических персонажей.

Важное значение для изучения поздней Республики имеют «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Гая Юлия Цезаря (101—44 гг. до н. э.). По форме это монографии, так как автор гово­рит о себе в третьем лице, но по сути — мемуары. Первое сочинение содержит бо­гатейший материал не только по этногра­фии и социальной истории Галлии, но и по военной и провинциальной политике Рима; второе —тенденциозное, но богатое досто­верным фактическим материалом.

Прославленный судебный и политиче­ский оратор, противник Цезаря, сторонник обычаев предков и сенатской Республики Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Каталины) и провинций (речи против Верреса). Его письма к родным и близким вводят нас в круг хозяйственных забот, политической и идейной борьбы того времени. В трактатах «О законах», «О государстве», «О природе богов» — множество данных о религии, го­сударственном устройстве, праве, о событи­ях римской истории, начиная с древнейших времен. Исключительная образованность Цицерона при всей его тенденциозности делает его труды важнейшим историческим источником.

В Риме был очень популярным биогра­фический жанр. Сочинения этого рода от­личались морализаторской направлен­ностью. Они всегда содержали сведения не только о жизни и деятельности своих геро­ев, но и по истории. Исключительно ин­формативны 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула, созданные беотийцем Плутархом (46—126). Гай Све-тоний Транквилл (II в. н. э.) лишь одну из 12 биографий римских правителей посвятил герою поздней Республики — Цезарю. Но и в биографиях императоров — масса экс­курсов в социальную и политическую исто­рию Республики. Произведения обоих биографов построены на обширной базе первоисточников.

В качестве источников по истории ран­него Рима имеет важнейшее значение лите­ратура антикварного и энциклопедического характера. Перу Публия Теренция Варрона (116—27 гг. до н. э.) принадлежат дошед­ший в отрывках труд «Древности божест­венных и человеческих дел», в лучшей сохранности — трактат «О латинском язы­ке» с объяснением ставших непонятными слов и обычаев. Ту же роль выполняют комментарии Сервия (IV в. н. э.) к сочине­ниям Вергилия и Аскония Педиана (I в. н. э.), к сочинениям Цицерона. Эпохе Августа принадлежит толковый словарь Веррия Флакка. Он не сохранился, но до нас дошли извлечение из этого словаря, составленное во II в. н. э. Фестом, и краткий конспекттруда Феста, сделанный автором VII в. Пав­лом Диаконом. В I в. н. э. была написана эрудитом Плинием Старшим многотомная «Естественная история», включавшая све­дения по географии, этнографии и истории. Также от I в. н. э. происходит сборник исторических примеров в помощь риторам. Он написан Валерием Максимом и называ­ется «9 книг достопамятных слов и деяний». Ко II в. н. э. относится аналогичное сочи­нение Авла Геллия под названием «Аттиче­ские ночи». В нем приведены данные из утраченых сочинений и ранних документов.

Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельском хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Ита­лии II—1 вв. до н. э., позволяют проследить динамику развитая рабовладельческих от­ношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.

В «Географии» понтийского грека Страбона (ок. 65 г. до н. э.) содержатся сведения не только географического, но и историче­ского, этнографического и экономического характера.

Античная традиция о царском и респуб­ликанском Риме получила отражение и в художественной литературе. В героях коме­диографа III — начала II в. до н. э. Плавта, носящих греческие имена, изображены со­временные ему римляне. Комедии Плавта — живой источник знаний о римском быте и нравах. Тематика ранней истории Рима ис­пользована Вергилием в «Энеиде», а граж­данских войн конца Республики — Луканом в поэме «Фарсалия». Политиче­ская оценка Цезаря и его окружения, а также повседневная жизнь римских обыва­телей отражены в стихах Гая Валерия Ка-тулла, а перипетии гражданских войн и мирный идеал простых римлян получили освещение у поэта Квинта Горация Флакка.

Разнообразные сведения о римских языческих верованиях содержатся в трудах поздних христианских апологетов —Арно-бия, Лактанция, Августина Блаженного и Др.

Особую группу документальных источ­ников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйст­ве, судопроизводстве и культе начала Ре­спублики и частично царского времени находятся в архаических законах XII таблиц.

В трудах римских правоведов эпохи Импе­рии зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому перио­дам. В Дигестах, т.е. в сборнике цитат из сочинений юристов II—III и частично I вв. н. э. с использованием документов, дается краткая история римского права и социаль­но-политического строя начиная с архаиче­ского времени.

2. Источники по истории Империи. Па­мятники материальной культуры. Террито­рия современного Рима богата руинами императорского времени. Символом эпохи явились парадные, одетые мрамором пло­щади, носящие имена построивших их им­ператоров — форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большую часть старого фо­рума занимают храмовые постройки, воз­двигнутые или восстановленные в импе­раторскую эпоху. Здесь сохранились остатки величественных храмов Веспасиана (I в.), Антонина и Фаустины (II в.), Ромула в честь юного наследника Максенция, гигантские арки базилики Константина (IV в.). Поража­ет фундаментальностью и вместе с тем про­стором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов — Пантеон (II в.) на Мар­совом поле. Примечательной особенностью императорского Рима, отражающей расши­рение его державы и синкретизм его куль­туры, являются святилища иноземных богов — Изиды, Сераписа, Митры. К спе­цифическим римским памятникам отно­сятся триумфальные арки. В южной части форума близ Палатина возвышается одно-пролетная арка Тита, воздвигнутая в память победы над иудеями (I в.); в северной час­ти — арка Септимия Севера с тремя про­летами и с множеством скульптур в честь победы над парфянами (конец II в.); близ форума — огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур ок­ружающих императора подданных.

Памятники императорских деяний — алтари и колонны. Алтарь мира как знак политики гражданского умиротворения был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было украшено также барельефами, симво­лизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна (начало II в.), возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет со­бой каменную летопись дакийских походови побед. Рельефы на колонне Марка Авре­лия (II в.) прославляют победу императора в маркоманнских войнах.

Типичным атрибутом римской культу­ры являются термы. Все они в пределах Рима сильно разрушены. Но даже развали­ны огромных терм Каракаллы (начало III в.) у подножия Авентина впечатляют. Они за­нимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана (нача­ло IV в.), вмещавшие вдвое больше людей.

Представление о других культурных по­требностях римлян дают зрелищные пред­приятия. Еще от Помпея идет традиция постройки стабильных каменных театров. От первого театра его имени остались не­значительные фрагменты. Следующим был театр Марцелла на 14 ООО зрителей. Об осо­бой популярности кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфи­театры. Самым грандиозным из них явля­ется Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н.э.). Он вмещал 50 ООО чело­век. В эпоху ранней Империи был благоуст­роен Большой цирк, основанный еще в царскую эпоху для состязания колесниц.

Вкусы и придворный быт Рима могут быть прослежены по руинам дворцов импе­раторов и членов их семей на Палатине. В качестве исторического источника выступа­ют портретная скульптура, мозаики и фре­сковая живопись. Портретная скульптура — это парадные статуи императоров, их жен и детей, а также рельефные изображения на надгробиях знатных и простых римлян и даже вольноотпущенников и рабов. Вообще римские погребальные комплексы с изобра­жением бытовых сцен и надписями несут многообразную информацию о социальной стратификации, этнической принадлежно­сти, обычаях и религии провинциалов и столичных жителей. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи "Империи колум­барии, особенно в окрестностях Рима, при­надлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захороне­ний (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин. Памятником поздней Империи, напомина­ющим о внутренней и внешней неустойчи­вости державы, является городская стена в "Риме, построенная императором Аврелиа­ном (III в.).

Все перечисленные типы памятников повторяются в Италии и провинциях. Свое­образным и весьма красноречивым комп­лексом была вилла Адриана в Тибуре. По воле императора там были воспроизведены греческие театр, стадион, священный уча­сток Сераписа из египетского города Канопа, даже часть полюбившейся Адриану Темпейской долины в Фессалии, помещены копии знаменитых статуй великих грече­ских художников.

Благодаря раскопкам в Остии, а также в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, осво­божденных от пепла и лавы, извергнутых Везувием в 79 г. н. э., оживают в нашем представлении экономика, бытовая повсед­невность и культура римской Италии. Древ­няя Остия выросла при Империи в многолюдный город, главный торговый порт Италии. Она была распланирована по образцу римского военного лагеря с пере­сечением параллельно расположенных с се­вера на юг и с востока на запад, улиц. Город украшали общественные здания храмов Юпитера, Митры, Изиды и Сераписа, теат­ров и терм. Археологи вскрыли жилые квар­талы преимущественно из многоэтажных доходных домов — инсул, здания контор и лавок, декорированных мозаикой. Иной об­лик имеют Помпеи, курортный город. Он был застроен изысканными домами —вил­лами, принадлежавшими как местной, так и столичной знати. Но форум, здания хра­мов, театров, палестры свидетельствуют и об интенсивной общественной и деловой жизни. Фресковая живопись дополняет эти свидетельства сценками ремесленного тру­да в мастерских, торговых сделок, наказа­ния учеников в школе и т. п. Сельские усадьбы под Помпеями с господским до­мом, хозяйственными постройками и угодь­ями, с рабочим инвентарем, каморками и колодками для рабов — источник для изу­чения быта, экономики и социальных от­ношений Италии начала Империи.

О развитии строительства и внедрении римских форм жизни говорят остатки бла­гоустроенных, построенных по плану рим­ского военного лагеря городов Тамугади в Алжире, Честера в Англии, Аквинка в Вен­грии. Повсеместно строятся мосты, дороги, акведуки, возникают форумы, ставятся ар­ки. О продвижении римской цивилизации в провинциях напоминают остатки терм, амфитеатров и цирков.

Как символ римской власти высились по всей Империи храмы, посвященные им­ператорам: Августу — в Ниме, Траяну — в Пергаме, Адриану — в Эфесе; а также мо­нументы в честь римских побед: Траяна — в Адам-Клисси (Румыния). Вещественные следы римских фортификационных работ видны в остатках оборонительных валов, растянувшихся по длине государственной границы от Британии до Украины, а также крепости в Дура-Европос на Евфрате.

Раскопки в латифундиях на территории Англии, Бельгии, Испании, Северной Аф­рики дают важный материал, освещающий хозяйственную деятельность, социальную структуру, аграрные отношения в провин­циях. Быт и нравы провинциалов, как го­рожан, так и сельских жителей, наглядно и подробно иллюстрируются надгробными рельефами и декоративными мозаиками.

Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из ко­торого изготовлялись монеты, их вес и места находок являются указанием на экономи­ческое состояние общества, включая на­правления торговых связей. Монетные легенды характеризуют пропагандистские цели правителей. Монеты вместе с другими памятниками помогают их датировке.

Надписи эпохи Империи многочислен­ны и разнообразны. В качестве массового материала их можно обработать с помощью ЭВМ. Они могут содержать текст либо офи­циальных документов, либо частных. К пер­вой группе прежде всего относятся импе­раторские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Авгу­ста. В ней император восхваляет свои заслу­ги перед Римом в установлении гражданс­кого мира, налаживании восточной поли­тики, в наделении землей ветеранов, в про­ведении щедрых раздач и строительных работ и лицемерно заявляет о восстановле­нии им республики. Надпись можно считать политическим манифестом Августа.

К правлению Тиберия относится над­пись из города Гебы в Этрурии, касающаяся выборной реформы и указывающая на упа­док народных собраний.

Об усилении императорской власти свидетельствует римская надпись о расши­рении полномочий Веспасиана (69 г. н. э.). Закон облачен в форму сенатского поста­новления, что говорит о стремлении импе­ратора править в согласии с сенатом. О муниципальной жизни красноречиво сви­детельствуют надписи, зафиксировавшие законы провинциальных городов Испании. Из них выявляются социальная структура, устройство управления и правовой статус муниципиев. Благодаря недавней находке такого текста узнали о существовании и местонахождении не упомянутого в других источниках испанского муниципия Ирни.

Красноречивым свидетельством муни­ципальной активности являются помпей-ские надписи. В них запечатлены предвы­борная борьба, заботы городских властей о благоустройстве, благодеяния отдельных лиц в отношении города, объявления о гла­диаторских боях и других представлениях.

Эпиграфические источники содержат материал, характеризующий экономиче­ское состояние Римского государства, тя­желое положение населения. Попытка центральной власти установить твердые це­ны на продукты и оплату труда зафиксиро­вана в эдикте Диоклетиана 301 г., фраг­менты которого найдены в Малой Азии, Египте и других местах Империи.

О жизни сельских общин, о структуре общественных земель, о муниципальном землевладении, о росте императорского зе­мельного фонда в Италии, а также об али­ментарной политике императоров дает представление надпись I в. н. э. на таблице из города Велейя в Лигурии.

Африканские надписи эпохи Антонинов освещают организацию управления и труда в крупных императорских поместьях — сальтусах, положение там непосредствен­ных производителей —колонов позволяет судить об условиях колонатных отношений, определенных поместным уставом. В их ря­ду стоит надпись из Бурунитанского сальтуса, имения императора Коммода. Она представляет собой жалобу мелких субарен­даторов — колонов на притесняющего их крупного арендатора и на покрывающего его злоупотребления прокуратора. В конце приписана резолюция Коммода, удовлетво­ряющая просьбу колонов. Тысячи надписей из разных районов Империи, посвятитель­ных, надгробных, позволяют проследить ус­ловия хозяйствования, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, соста­вить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отноше­ний, о степени влияния римской администрации в провинциях. Многие надписи освещают религиозные воззрения римлян, служат доказательством распространения культа императоров, а также христианских верований. Ряд эпиграфических памятни­ков на латинском языке в Северном Причерноморье — солдатские эпитафии и клейма воинских отрядов на кирпичах — свидетельствуют о стационарном пребыва­нии там римских легионов.

Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, почти исключительно происходящие из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим являет­ся эдикт Кара каллы (212 г.), или Антони-нианская конституция, о предоставлении прав римского гражданства всем провинци­алам. Основная масса папирусов —частно­правовые документы (долговые расписки, договоры о найме и т. п.), а также личная переписка. Папирусы дают богатый матери­ал о быте и социальных особенностях еги­петской провинции, в частности об аграрных отношениях и формах зависимо­сти.

Письменные источники. Исторические сочинения. Очень краткие сведения об уста­новлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подроб­но описан этот период во 2-й книге труда Г. Веллея Патеркула (19 г. до н. э.— 31 г. н.э.), доведшего изложение до 30 г. н.э. Основное внимание он уделяет военно-по­литическим событиям, но касается и исто­рии культуры. Об Августе и Тиберии Веллей говорит в апологетическом тоне. О войнах эпохи Империи с неточностями в именах и датах рассказывает во 2-й книге «Эпитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор (II в. н. э.). События эпохи Флавиев получили освещение в со­чинении знатного иудея Иосифа Флавия «Иудейская война». Он был участником этой войны и перешел потом на сторону римлян.

Особое место среди историков, осве­щавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (ок. 55—120 гг.). Он был всадником, происходил из Галлии, но до­бился высокого положения в Риме, занимая почетные должности квестора, претора, консула и проконсула. Тацит писал в анналистической манере. Его «История» в 14 книгах содержит события правления Фла­виев, а «Анналы» в 16 книгах —со смерти Августа до конца династии Юлиев — Клав­диев. Его интерес сосредоточен на внутрен­ней истории, особенно на взаимоотно­шениях императоров с сенаторским сосло­вием. Ход истории, по его мнению, зависит от моральных качеств людей. Тацит провоз­гласил принцип писать без гнева и пристра­стия, но сам ему не следовал. С явным осуждением описывает он императорский произвол и развращенную придворную кли­ку. Его идеал — свободная республика. Тацита отличают точность и одновременно образность, выразительность изложения.

Посвященная Империи часть Римской истории сенатора Диона Кассия Кокцей-яна дошла до нас в плохой сохранности. Наиболее подробно изложена им эпоха Ав­густа, много ценных сведений сообщено по политической истории Антонинов и Севе­ров. Содержание утраченных книг известно по извлечениям, сделанным в XI —XII вв. византийскими историками Зонарой и Кси-филином.

Последние десятилетия правления Ан­тонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал на греческом языке Геро-диан (170—240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной Евтропием в жанре ан­налов по поручению императора Валента, изложена канва всей истории Империи. Она доведена до 367 г. н. э., т. е. до начала правления этого императора. Сочинение Евтропия пользовалось исключительной популярностью. Видным явлением римской историографии было творчество писавшего на латинском языке грека из Антиохии Ам-миана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.). Будучи военным, по делам службы он изъездил многие провинции и накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, Аммиан создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту, как его продолжатель. Свое повествование Аммиан начинает с того момента, на котором кон­чалась «История» Тацита, т. е. с правления Нервы, и доводит его до 378 г. Почти поло­вина его книг утрачена, сохранилась лишь часть их (книги с 14 до 31), посвященная времени с 353 по 378 г. Но и это большая ценность, поскольку Аммиан придерживал­ся объективного и правдивого освещения событий, современником и участником ко­торых он был.

В эпоху Империи приобрел популяр­ность биографический жанр. Апологетиче­ская биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была после его смерти написана на греческом языке иудейским аристократом Николаем Дамасским. Ему удалось стать приближенным иудейского царя Ирода, затем — близким человеком Агриппы, наблюдать Антония и Клеопатру в Египте. К тому же он знал автобиографию Августа и многие документы. Поэтому его сочинение — важный источник периода ранней Империи.

Знаменитый Плутарх написал лишь две императорские биографии —Гальбы и Сто­на. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех пра­вителей династий Юлиев — Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Гая Светония Транквилла (70—160 гг.). Это был всадник, адвокат, дослужившийся до должности им­ператорского секретаря, что открыло ему доступ в императорские архивы и к знаком­ству с осведомленными людьми. Поэтому в его сочинениях много достоверных сведе­ний. Одобряя монархию, он порицает дур­ных монархов.

В IV в. было написано сочинение «О цезарях», краткие биографии императоров от Августа до Констанция II. Автором их признается в науке Секст Аврелий Виктор. Это — компиляция, но она содержит све­дения, нигде более не упомянутые. В ГУ в. появился сборник шести писателей Исто­рии об Августах, содержащий биографии императоров от Адриана до Нумериана (117—284 гг.). Историческая ценность его разных частей неодинакова. Но это —одно из немногих сочинений, описывающих ис­торию III в. с позиции сенаторской знати.

Несколько особняком стоит произведе­ние Тацита «Жизнеописание Юлия Агрико-лы», героем которого выступает не импера­тор, а тесть автора, наместник в Британии (68—74 гг.). В этом труде много данных о социальном строе, быте и борьбе британцев против римского владычества.

Специальная литература, отображаю­щая жизнь Империи, многообразна. Трак­таты о сельском хозяйстве Колумеллы (I в.) и Палладия (IV в.) рисуют состояние агри­культуры. Это — важные источники по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Своеобразным ис­точником для изучения форм земельной собственности и социальных отношений республики, особенно ранней Империи, яв­ляются трактаты римских землемеров — Юлия Фронтона, двух Гигинов, Сикула Флакка, Агенния Урбика. В них содержатся сведения о технике межевания полей и пра­вила ведения земельных споров. В состав этих трактатов входит «Книга колоний», содержащая земельный кадастр Италии I в. н. э. Практическая направленность назван­ных трактатов делает их достоверными.

Столь же практически ориентированы «Десять книг по архитектуре» Витрувия Поллиона. Они адресованы как строителям, так и заказчикам, дают представление не только о строительной технике и искусстве зодчего, но и о социально-политическом аспекте градостроительства в эпоху Августа.

«Краткий очерк военного дела» Флавия Вегеция Рената (IV в.) представляет собой компиляцию сведений, относящихся и к Республике, и к Империи.

Для понимания идеологических иска­ний важны сочинения Л. Аннея Сенеки Младшего, или Философа (4 г. до н. э.—65 г. н. э.), воспитателя Нерона, впавшего в не­милость императора и вынужденного по­кончить с собой. В его трактатах (о мило­сердии, о счастливой жизни и др.), в «Мо­ральных письмах к Луцилию» высказаны идеи стоической философии. Адептом сто­ицизма выступает и император Марк Авре­лий (II в.) в сочинении «К самому себе», написанном по-гречески.

Особая группа источников представле­на произведениями художественной литера­туры. Художественные произведения всегда являются памятниками идей своего време­ни, но они содержат и множество указаний на разные стороны жизни современного авторам или ушедшего в прошлое общества. Очень показательно в этом смысле поэти­ческое творчество времени Августа. Так, Вергилий на материале далекой древности в «Энеиде» провозглашал официальную по­литическую программу императора, а в «Буколиках» и «Георгиках» наряду с воспита­тельными задачами в духе этой программы дал много живых подробностей быта, хо­зяйства и общественных отношений этого времени. Гораций воспел внешнюю поли­тику Августа. Опальный поэт Овидий нари­совал яркие картонки городской жизни, а в «Письмах с Понта» и в «Тристиях», напи­санных в изгнании,— черты природы ибыта далекого провинциального города Томы.

Эпоха Империи — время расцвета сатирического жанра. Приближенный Нерона, талантливый писатель Петроний создал роман «Сатирикон», посвященный при­ключениям нескольких молодых бездель­ников. «Сатирикон» — яркое полотно, запечатлевшее нравственное падение раз­ных слоев римского общества. Вместе с тем роман показывает быт и хозяйство разбогатевших вольноотпущенников, бросает свет на социально-экономическое развитие Империи.

Пестрый быт, унизительное положение клиентов-бедняков, социальные контрасты «мирового» города античности с исключи­тельным мастерством представлены в «Эпи­граммах» испанского уроженца Марциала (ок. 40—102 гг.). Обличителем двора Доми­циана и тиранической сущности его прав­ления, показавшим трудности жизни бедняков, в том числе клиентов, был поэт, профессиональный ритор и декламатор Ювенал (ок. 60—140 гг.).

О религиозных воззрениях и быте раз­ных групп провинциального населения в занимательной форме рассказал Апулей (род. ок. 125 г.) в популярном романе «Ме­таморфозы», или «Золотой осел».

В эпоху Империи получили развитие и такие области литературы, как письма и речи. Среди риторов выделяются Сенека Старший (55 г. до н. э.— 40 г. н. э.) и Квинтилиан (30-е годы —96 г.), оба родом из Испании. Они создали труды в помощь изучающим ораторское искусство. Первый ориентировал на судебное красноречие, второй обращал особое внимание на обще­образовательную подготовку и методику обучения будущих риторов. Кроме судеб­ных речей были распространены панегири­ки, восхвалявшие императоров. Сохранился панегирик Плиния Младшего (61— 114 гг.) Траяну, выражавший настроения сенатской знати. Галльские панегирики в честь импе­раторов III—IV вв. отличаются неумерен­ной лестью, но содержат важные данные о положении в провинциях, о дворцовом це­ремониале.

Выдающееся положение среди авторов эпистолярного жанра занимает Плиний Младший, племянник знаменитого энцик­лопедиста Плиния Старшего. Он переписы­вался с родными и друзьями, принадле­жавшими к просвещенной знати. Взрыв риторской и эпистолярной активности па­дает на ГУ в. Последние представители вы­сокой античной культуры Либаний, учитель императора Юлиана Отступника, сам Юли­ан, Симмах и другие оставили большое наследство из писем и речей, выражавшее приверженность идеалам античного образа жизни и духовности. Одновременно их про­изведения изобилуют данными об обще­ственных отношениях, о политических событиях и быте их времени.

Ценным источником по истории позд­ней Империи являются письма и поэмы галльского аристократа Сидония Аполлинария, рассказавшего о готском завоевании римских земель.

Существенное значение для изучения Империи имеют юридические памятники. Ранние из них —институции, т. е. учебники права. Сохранились институции юриста Гая (II в.). Более поздние —это дигесты (II— III вв.), т. е. комментарии к законодатель­ству и судебной практике. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Фео­досия II и названный его именем, к VI в.— кодекс Юстиниана. Наиболее полным со­бранием римского права является сборник, получивший в XII в. название «Корпус ци­вильного права» («Corpus juris civilis»). В него вошли: 1) институции; 2) дигесты; 3) императорские конституции, т. е. уста­новления, или кодекс Юстиниана; 4) новел­лы, т. е. конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают со­циально-экономические и политические условия Империи, а установления Юстини­ана — и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.

Римская история включает в себя исто­рию возникновения и развития христиан­ства и христианской церкви. Памятники этого исторического явления многообраз­ны. Это и его материальные следы, т. е. погребения ранних христиан, и письменные источники, в их числе канонические книги Нового Завета и апокрифы, т.е. тайные, секретные христианские книги, не вошед­шие в канон. Письменные памятники пред­ставлены также сочинениями апологетов, или отцов церкви,— Тертуллиана (конец II —начало III в.), Оригена (начало III в.) и авторов церковных историй — Евсевия Кесарийского (ГУ в.), Августина Блаженного (V в.), его ученика Павла Орозия, изо­бличавших языческий Рим. Для уяснения идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, т. е. документы религиозной общины ессеев. К источникам нехристианской ориента­ции относятся свидетельства античных авторов о христианах — Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства. Как видно, разные периоды римской истории обеспечены ис­точниками разных видов неравномерно, что особенно требует использования их в ком­плексе и на основе критического анализа.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты