Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 47. Социально-экономический и политический строй этрусского общества. Культура этрусков.




Основной ареал распространения памятников этрусской культуры локализуется между реками Тибром и Арнусом (совр. Арно) в Средней Италии. Римляне назвали эту область Этрурией (совр. Тоскана). Однако в период своего политического и экономического расцвета цивилизация этрусков простиралась гораздо севернее этих границ (Марцаботто, Спина) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Первые достоверные сведения об этрусках относятся к 8 в. до н. э. В это время в Средней Италии на смену небольшим укрепленным поселкам культуры Виллановы приходят города с этрусским население. У этрусков уже существовала государственность, в то время как соседние италийские племена все еще жили родовым строем. Этруски занимались земледелием и ремеслом. Особенных успехов их мастера добились в рудном деле. Металлургии и металлообработке. Об уровне развития ремесла у этрусков свидетельствует, в частности, наличие у них ремесленных коллегий (т. е. "цехов"). Этрусскую культуру прославили в веках великолепные изделия из бронзы, железа и меди (оружие, инвентарь, утварь, скульптура, украшения), керамика из черной глины (т. н. сосуды буккеро), предметы из камня и терракоты. Важной отраслью хозяйства этрусков являлась посредническая торговля.

Богатыми и многонаселенными городами этрусков были Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Высокий уровень этрусского градостроительства характеризуется мощными фортификационными сооружениями, регулярной планировкой улиц (шириной в 10 – 15 м), площадей и кварталов, наличием каменных мостовых, водопровода и канализации.

Формально этрусскими городами с древнейших времен управляли цари, которых в 6 в. до н. э. сменили магистраты, фактически же власть принадлежала аристократии (военно-жреческая знать, т. н. лукумоны), в распоряжении которой находились земли и значительные материальные средства, наряду с массой рабов и клиентов. Следствием имущественной дифференциации и социальной борьбы в городах явилась этрусская колонизация, объектом которой стали Южная Италия, Корсика и Сардиния. В 7 – 6 вв. до н. э. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов с центром в Вольсиниях (там находилось святилище верховного бога этрусков Вертумна). Политикой "двенадцатиградья" (позже возникли еще 2) руководил совет 12 лукумонов, из которых один был главным. Конфедерация могла в случае необходимости выставить многочисленное пешее ополчение; в бою аристократы сражались на колесницах во главе своих личных дружин.

Располагая внушительным морским флотом, этруски активно занимались торговлей и пиратством. Они торговали со многими странами Востока, в том числе с Египтом и Финикией. Экономическое соперничество являлось основной причиной вооруженных конфликтов между этрусками и греческими колониями Южной Италии. В 535 г. до н. э. этруски, заключив союз с карфагенянами, после кровопролитной морской битвы заставили греков покинуть город Алалию, являвшийся их форпостом на Корсике, после чего весь остров перешел под власть этрусков. К тому времени под их контролем уже находились Лаций и Кампания, а также районы Северной Италии. К 616 – 510 гг. до н. э. традиция относит правление в Риме этрусских царей. На первую половину 6 в. до н. э. приходится период политического, экономического и культурного расцвета Этрурии.

История этрусского искусства делится на 4 периода: ориентализирующий (8 – 7 вв. до н. э.), архаический (6 в. до н. э.), классический (5 – 4 вв. до н. э.) и эллинистический (3 – 1 вв. до н. э.). В этрусских городах сохранились остатки внушительных крепостных сооружений (например, периметр стен вокруг Вольтерры составляет 7 км, вокруг Тарквиний – 8 км) и руины храмов: те и другие обычно возводились из туфа и травертина. Этруски были умелыми инженерами и строили на редкость добротные дороги и мосты. В мировую историю искусства вошли знаменитые этрусские некрополи Кьюзи, Черветери, Вульчи, Вольтерры и Монтаньолы с великолепными полихромными фресками, рельефами и скульптурами из бронзы и терракоты, расписными саркофагами лукумонов и богатейшим погребальным инвентарем (урны, керамика буккеро, культовые и бытовые предметы из бронзы, ювелирные украшения и т. д.). Творения безвестных этрусских скульпторов (мы знаем лишь легендарного Вулку, который работал в Риме при Тарквинии Гордом) отличаются поразительным реализмом. В частности, этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как "Капитолийская волчица" и "Химера" (5 в. до н. э.).

В основе довольно мрачной религии этрусков лежали культ мертвых с человеческими жертвоприношениями и вера в духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менерва (у римлян – Юпитер, Юнона и Минерва). Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее был отождествлен римлянами с Вакхом-Дионисом, Марис – с Марсом, Аплу – с Аполлоном, Турмс – с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина – искусство гадания по печени жервтенных животных.

В течение нескольких веков на развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, затем – греческого мира. В свою очередь, культура этруском (наряду с греческой) серьезно повлияла на формирование римской культуры.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты