Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Революционный подъём 1905-1911 гг. в Индии.




 

Наряду с буржуазными революциями в полуколониальных странах — Иране, Турции, Китае — в начале XX в. разверну­лись .мощные антиимпериалистические выступления в Индии, Индонезии и других колониях. Если в полуколониальных стра­нах революции начала XX в. были направлены в первую оче­редь против феодализма и правящих династий, то в колониях революционное движение периода пробуждения Азии носило открыто антиимпериалистический, антиколонизаторский харак­тер.

К началу XX в. Индия была самой развитой в промышлен­ном отношении среди колониальных и зависимых стран Вос­тока. Там быстро росли капиталовложения английских монополий.

В июле 1905 г. было опубликовано постановление англий­ских колониальных властей о разделе Бенгалии. Против него выступали не только различные слои национальной буржуа­зии, по и бенгальские заминдары, опасавшиеся повышения пла­тежей за свою землю. В борьбу включались и широкие массы трудящихся. Принимались резолюции, призывавшие бойкотировать английские товары.

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. Он проводился под патриотическим лозунгом свадеши (букв, «своя земля»), давшим название этому движению. Главной целью движения свадеши было развитие своего, националь­ного индийского производства.

Инициаторы движения призывали собирать средства для развития национального производства, устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы. Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами.

Начавшись под лозунгами протеста против раздела Бенга­лии, движение становилось общеиндийским. Национально-освободительное движение народов Индии впервые приобрело сознательный демократиче­ский характер. Против британского империализма выступали либеральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских помещиков, особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, рабочий класс, крестьянство. Все это свидетельствовало о про­буждении Индии.

В условиях начавшегося революционного подъема выросли авторитет и влияние Индийского национального конгресса — единственной общеиндийской политической организации. В его руководство преобладали «умеренные», выражавшие интересы либеральной буржуазии и примыкавших к ней групп помещи­ков. Они старались придать движению мирный и легальный ха­рактер. «Умеренные» трактовали лозунг свараджа как требо­вание весьма ограниченной автономии Индии в рамках Бри­танской империи. Свадеши означало для них стремление к уси­лению позиции индийского крупного капитала, требование политики таможенного протекционизма и государственной под­держки индийской фабричной промышленности. Они стреми­лись выхолостить политический смысл движения свадеши, ис­пользовать его для распространения влияния буржуазии на индийский пролетариат.

По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность «крайних» и их вождя Тилака. Они рас­сматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно-де­мократическое государство. Тилак и другие индийские демо­краты способствовали включению в движение широких масс. Но, вовлекая трудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, «крайние» объективно способствовали распространению идейного и политического влияния национальной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы не выдвинули своей аграрной про­граммы. Агитация среди рабочих тоже велась главным обра­зом под религиозными и национальными лозунгами.

Следует подчеркнуть, что «крайние» не имели единой по­литической организации. Более решительные из мелкобуржуазных демократов создавали подпольные органи­зации. Они считали, что их главной задачей является подго­товка вооруженного восстания. Но эти группы готовили восстание заговорщиче­скими методами. Их участники придерживались вредной так­тики индивидуального террора.

Тилак также был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его так­тика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониаль­ным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением».

Если внутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.

Движение свадеши продолжало нарастать, приобретая все более массовый и боевой характер. С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти местные патриотические союзы. Их членов на­зывали национальными волонтерами. В некоторых сельских рай­онах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафы на нарушителей бойкота, следили за порядком в своей мест­ности.

В конце 1905 г. начались экономические забастовки желез­нодорожников и других рабочих. Весной 1907 г. в Восточной Бенгалии происходили массо­вые выступления крестьян против заминдаров и ростовщиков. Против бен­гальских крестьян были посланы английские войска.

Важным очагом революционного движения становился Пенджаб. Сильное недовольство крестьянства в районе Равалпинди и некоторых других округах вызывали объявленные властями в конце 1906 г. повышение ставок поземельного на­лога и водного сбора, а также подготовка закона, который дол­жен был лишить индийцев права собственности па землю в районах, где колониальные власти построили новые ороситель­ные сооружения. В городах Пенджаба происходили многочислен­ные митинги, в которых наряду с рабочими, ремесленниками, купцами участвовали и крестьяне окрестных деревень.

Когда англичане попытались организовать в Равалпинди судебную расправу над группой патриотов, в городе начались открытые выступления против колонизаторов. Рабочие желез­нодорожных мастерских объявили политическую забастовку протеста.

Волнения происходили также в столице Пенджаба Лахоре и религиозном центре сикхов Амритсаре. Среди англичан ца­рила паника. Семьи английских чиновников и офицеров спеш­но эвакуировались. Было объявлено военное положение.

В ноябре 1907 г. вспыхнула крупная экономическая забас­товка железнодорожников Восточно-Индийской дороги. В те­чение 10 дней Калькутта не имела железнодорожной связи с остальной Индией. Активную роль в этой забастовке сыграли рабочие-англичане.

Применяя жестокий террор, английские колонизаторы од­новременно искусно маневрировали. Для того чтобы привлечь на свою сторону имущие классы Индии, английское правитель­ство в 1906 г. объявило о предстоящем проведении реформ, и в частности о введении выборного начала в провинциальных законодательных советах.

В декабре 1906 г. была основана Му­сульманская лига — религиозно-общинная политическая орга­низация, стремившаяся противопоставить мусульман индусам. В ней заправляли клерикально-помещичьи элементы.

Почти одновременно с Мусульманской лигой, тоже с бла­гословения англичан, была создана индусская религиозно-шо­винистическая организация «Хинду махасабха» («Великий со­юз индусов»). Разжиганием индусски-мусульманской розни ко­лонизаторы надеялись помешать национальному сплочению на­родов Индии.

Под влиянием роста активности народных масс и обостре­ния классовой борьбы, с одной стороны, и английских обеща­ний некоторых уступок индийской буржуазно-помещичьей верхушке — с другой, в лагере национально-освободительного движения происходит размежевание классовых сил. Если и раньше «умерен­ные» с опаской относились к массовому движению и стреми­лись ограничить свадеши узкоэкономическими целями, но все же участвовали в свадешистской кампании, то теперь они от­крыто требовали прекращения бойкота и антиправительствен­ных выступлений. Лидеры «умеренных» сотрудничали с англи­чанами в подготовке законопроекта о реформах.

На состоявшемся в декабре 1907 г. съезде Индийского на­ционального конгресса выявились непримиримые расхожде­ния между «умеренными» и «крайними». Либералы требовали немедленного прекращения бойкота. Они внесли резолюцию, резко осуждавшую насильственные методы борьбы. «Край­ние» квалифицировали эти предложения как предательские. Произошел раскол. Тилак и его сторонники были изгнаны из Конгресса.

Раскол Конгресса отражал страх либеральной буржуазии перед активным участием народных масс в освободительном движении.

После раскола Конгресса сторонники Тилака пытались соз­дать партию националистов. Однако она сразу была объявле­на вне закона. Репрессии колониальных властей и разобщен­ность отдельных группировок «крайних» помешали им создать свою политическую партию.

Раскол Конгресса ослабил силы национального движения, но революционный подъем в стране еще продолжался. В пер­вой половине 1908 г. значительно усилилось забастовочное движение. В январе бастовали 8 тыс. рабочих в мастерских Великой Индийской полуостровной железной дороги, в ап­реле — 10 тыс. текстильщиков на фабриках Бомбея.

По всей стране усилились репрессии колониальных властей. Арестовывались патриоты, закрывались демократические органы печати. Стремясь обезглавить революционное движение, англичане в июне 1908 г. арестовали Тилака.

В июле английские власти организовали судебный процесс над Тилаком. Для того чтобы расправиться с вождем индий­ского освободительного движения, был подобран специальный состав присяжных, главным образом англичан.

Голосами англичан-присяжных Тилак был признан винов­ным. Его приговорили к шести годам каторги.

Известие об аресте и суде над Тилаком вызвало бурю не­годования в стране. Особенно сильное возмущение охватило пролетарский Бомбей. В дни судебного процесса происходили массовые митинги и демонстрации протеста. По призыву «крайних» начались политические забастовки.

На другой день, 23 июля, стачка бомбейских рабочих ста­ла всеобщей. В ней участвовало более 100 тыс. человек. Когда против рабочих были двинуты полиция и войска, Бомбей по­крылся баррикадами. Рабочие пустили в ход палки и камни. Несмотря на террор, стачка, как это предусматривалось с са­мого начала, продолжалась шесть дней. Лишь 29 июля бом­бейские рабочие приступили к работе.

Боевой дух рабочего класса Бомбея не могли сломить войска и поли­ция. Бомбейская стачка была первым крупным политическим выступлением пролетариата не только в Индии, но и во всей Азии.

Июльские события 1908 г. в Бомбее были кульминацион­ным пунктом революционного подъема. После этого начался спад антиимпериалистического движения.

Революционный подъем 1905—1908 гг. не привел к осво­бождению народов Индии от колониального ярма. В тот пе­риод силы колонизаторов и внутренней реакции оказались более могучими, чем силы индийского освободительного дви­жения. Полити­ческим руководителем движения была индийская националь­ная буржуазия. Но ее либеральное крыло проявляло колеба­ния и непоследовательность, в решающие моменты отходило от борьбы, а демократическое крыло национального движения не сумело консолидироваться и создать собственную единую организацию.

Отрицательно сказались также отсутствие национального и религиозного единства населения Индии, неравномерность и разрозненность революционного движения в различных райо­нах страны.

 

 

22. Основные тенденции социально-экономического развития стран Востока в новое время.

 

 

На рубеже Нового времени Восток был наиболее богатой и населенной частью мира. В 1500 г. в странах Востока проживало 288 млн. человек или более 68% населения Земли. На него приходилось 77% мирового промышленного производства. Из 31 крупного города мира с населением более 100 тысяч человек, 25 – находилось на Востоке. В 16 в. В странах Востока наблюдается мощный экономический подъем, прирост населения составляет 35 %. Европа выглядела более бедной и отсталой частью света.

Новая западная цивилизация, сложившаяся на базе античных традиций превозносила роль свободного человека, самостоятельного, независимого индивида, обладавшего личными правами и привилегиями. В отличии от Востока на Западе преобладало личностное начало, частные интересы. Укреплялась христианская идея богочеловечности. В сочетании с традициями частной собственности это способствовало созданию социальных и ментальных структур, обладавших огромным потенциалом развития. В течение всей жизни человек Запада стремился отличиться, выделиться из массы и занять особое место.

Восток был неподвижен. Люди не менялись в течение нескольких поколений. Вплоть до середины 17 в. Восток опережал Запад в военном деле, в сфере материального производства. «Отставание Востока, как и «опережающее» развитие Запада было не более как внешним проявлением. «Европейское чудо» 16-17 вв. было простым накоплением результатов.

Восток был далеко не един. Можно выделить разные цивилизации. Все ведущие цивилизации Старого Свет – китайско-кофуцианская, индусская, мусульманская, христианская, японская, ламаистская, находились на одинаковой стадии развития.

Китайско-конфуцианская цивилизация (Китай, Корея, Вьетнам).В 16 в. – наиболее населенная и богатая часть мира, примерно 23% всего населения земного шара. Внешней социальной ценностью конфуцианства было государство. Здесь не было свободы, даже самого понятия о свободе как праве личности самостоятельно располагать собой и своей деятельностью. Чувство долга на конфуцианской школе ценностей превалировало над всеми другими.

Японская цивилизация имела совершенно иной характер. Она много заимствовала у Китая: систему письменности, значительную часть материальной культуры, нередко ее рассматривают даже как ответвление китайско-конфуцианской цивилизации. Японская цивилизация возникла в 9-11 вв. и распространялась в основном на территории страны Восходящего Солнца. Она обладала исключительной способностью к подражательству, восприятию чужого опыта и знаний. Она легко интегрировала заимствования, органически включая их в систему собственных ценностей и идеалов. В отличие от Китая в японском обществе не было отрицания индивида и его права на свободный выбор. Япония была единственной страной Востока, где существовало благородное сословие рыцарей (самураев) и князей (дайме) – ближайший аналог европейского дворянства. Высокие темпы развития свидетельствовали об исключительной жизненности и динамизме этой цивилизации. Лишь установление режима Токугава(1601-1868), ориентировавшегося на китайские порядки, затормозили японское общество и на время выключили его из активного международного обмена.

Индусская цивилизация получила распространение в огромном регионе, охватившем весь Индийский субконтинент и страны Юго-восточной Азии. Она сложилась с сер.1 тысячелетия н.э. и имела глу4боко динамичный характер. Индусу совершенно чуждо сознание единственности и неповторимости земной жизни, чужда идея богочеловечности. Положения человека в обществе определялось фактором его рождения, практически социальным статусом его родителей. Каста определяла место человека в обществе и являлась ключевым и наиболее устойчивым элементом индусской социальной структуры.

Ислам противопоставил себя всем другим религиозно-философским системам. Его миссия – утверждение на Земле нового порядка. Исламская цивилизация сформировалась в 9-13 вв. религиозным центром является Мекка. В отличие от политической индеферентности индусов и пассивного высокомерия, конфуцианцев мусульмане должны прилагать максимум усилий для торжества заповедей ислама. В 16 в. Мир ислама был лучше оснащен, чем Европа и была угроза завоевания Европы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты