Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Причины крестьянской войны тайпинов




В первое сорокалетие XIX в. в различных провинциях Ки­тая произошли десятки крестьянских восстаний. Хотя это были стихийные и изолированные выступления, некоторые из них приобрели весьма внушительный размах и создавали сильную угрозу феодальным порядкам.

Подписание первых неравноправных договоров, открытие портов тяжело отразились на экономике и положении народ­ных масс. Ввоз в Китай английских шерстяных и хлопчато­бумажных тканей увеличился с 1842 по 1845 г. примерно в 3,5 раза. Это привело к сокращению местного производства и разорению ремесленников, особенно в районах открытых портов.

Возросший ввоз опиума, необходимость выплаты огромной контрибуции привели к выкачке большого количества серебра. В обществе усилились антиманчжурские настроения усиленные английским вторжением. Поисходит рост налогов.

Хун Сю-цюань и «Общество поклонения богу»

Как это часто бывало в истории крестьянских войн, со­циальное движение народных масс приняло религиозную окрас­ку. Вождем и идеологом восстания стал Хун Сю-цюань, начав­ший в 1843 г. на юге Китая вербовку сторонников.Хун Сю-цюань изучал труды древних китайских авторов. В Гуанчжоу он встречался с миссионерами, ознакомившими его с основами христианства.В дальнейшем он стал именовать себя младшим братом Иисуса Христа и активно проповедовать новое религиозное учение.Некоторые положения своего учения Хун Сю-цюань заим­ствовал у христианских миссионеров. Он составил три религи­озных гимна-манифеста: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира» и «Поучение об истинном пути к познанию мира», призывавшие народ к борьбе. Главным у Хун Сю-цюаня была проповедь идеи равенства. В качестве образца бралась китайская община, представление о которой черпалось из древних литературных памятников. Он основал «Общество поклонения богу».Обстановка благоприятствовала успеху этой пропаганды. Базой своей деятельности Хун Сю-цюань и его единомыш­ленники избрали граничащий с провинцией Гуандун. Здесь быстро росло число членов «Об­щества поклонения богу».Основную массу членов этого общества составляли крестья­не, угольщики и рудокопы, бездомные бедняки, бродившие в поисках пищи, кулиВ руководящее ядро «Общества…» кроме Хун Сю-цюаня входили Фын Юнь-шань; Ян Сю-цин;, Сяо Чао-гуй; Вэй Чан-хой; Ши Да-кай; Цинь Жи-ган.Главными лозунгами «Общест­ва поклонения богу» стали борьба против маньчжуров и урав­нение бедных и богатых.В июле 1850 г. Хун Сю-цюань призвал всех членов общест­ва продать свои дома и имущество и целыми семьями вступить в повстанческие отряды.

Первые успехи повстанцев. Провозглашение тайпинского государства.

В декабре 1850 г. повстанцы одержали победу в сражении с правительственными войсками. 11 января 1851 г в деревне Цзиньтянь было официально объявлено о начале всеобщего восстания с целью свержения маньчжурской династии и провозглашено создание «Тайпин тяньго» — «Небесного государства великого благоден­ствия». С этого времени повстанцев стали называть тайпинами. В сентябре 1851 г. тайпины захватили г. Юнъань, где их армия пробыла полгода. Здесь были за­ложены основы тайпинского государства. Хун Сю-цюань был провозглашен императором нового государства с титулом «не­бесный князь». Его соратники получили титулы князей ванов и составили правительство Тайпин тяньго. В апреле 1852 г. тайпины прорвали заслон правительствен­ных войск под Юнъанем и развернули наступление на север. Используя свое превосходство в огнестрельном оружии, мань­чжурские войска смогли удержать лишь главный город Гуанси, Гуйлинь, и центр Хунани — Чанша. В декабре 1852 г. повстан­цы вышли к р. Янцзы и захватили порт Иочжоу. Здесь нахо­дились арсеналы правительственных войск. В конце декабря 1852 — январе 1853 г. тайпинская армия после ожесточенных боев заняла города Ханькоу, Хань­ян и Учан, составляющие трехградье Ухань — крупнейший центр долины Янцзы. Эта большая победа способствовала укреплению армии тайпинов, в ее ряды вступили десятки ты­сяч новых бойцов.

Важнейшими достижениями восставших крестьян было соз­дание относительно сильной и боеспособной армии. После выхода на Янцзы тайпины создали большой военный флот. В армии была установлена строгая дисциплина. Тайпины выработали своеобразную военную стратегию и тактику, успеш­но вели маневренную войну. Правила для солдат требовали строго выполнять приказы командиров, не пить вина, не присваивать захвачен­ного оружия, золота и серебра, всегда держать оружие в по­рядке, соблюдать военную тайну. Их основным политическим лозунгом было свержение маньчжурского гнета. Но маньчжуры рассматривались не толь­ко как чужеземные поработители, они воплощали и олицетво­ряли собой феодальный гнет.В феврале 1853 г. тайпинская армия двинулась вниз по Янцзы. В руки тайпинов один за другим переходили новые го­рода. 19 марта они овладели Нанкином — одним из самых больших городов Китая, бывшим в свое время столицей госу­дарства.

«Земельная система Небесной династии»

После взятия Нанкина был обнародован один из интерес­нейших документов тайпинского государства — «Земельная система Небесной династии». Он был призван стать основным законом тайпинского государства. Этот важнейший документ определял порядок распределения земли, организацию тайпинской армии, систему управления и другие стороны жизни Тайпин тяньго. Земельный закон призывал к отмене собственности на земли установлению принципа раздела земли по едокам. Жен­щины должны были получить такой же надел, как мужчины. Детям, не достигшим 16 лет, предоставлялось полнадела взрос­лого. Продукты распределялись поровну. Этот документ предусматривал, что основной хозяйствен­ной, политической и военной единицей станет крестьянская община. Каждая семья должна была выделить одного человека в армию. Солдат обязан был три четверти года заниматься полевыми работами и одну четверть — военной службой. «Земельная система » отражала идеи примитивно-уравнительного коммунизма. Тайпины остались верны традиционным китайским концепциям «Срединного государства». Но в отличие от Цинов они не были сторонниками самоизоляции Китая от внешнего мира. Считая европейцев своими собратьями по христианской вере, они готовы были установить дружественные отношения с западными державами.

На территории, контролируемой тайпинами, сохранилась помещичья собственность на землю, хотя были значительно снижены налоги с крестьян и арендная плата за землю. Пожалуй, в большей степени уравнительные идеалы тайпинов осуществлялись в городах, особенно в столице их государ­ства Нанкине. Городское ремесло и торговля их продукция были объявлены собственностью тайпинского государства. Трудоспо­собные мужчины были распределены по специальностям в тру­довые лагери. Произведенная там продукция поступала в «свя­щенные» склады.

В тайпинском государстве было провозглашено равнопра­вие женщин. Каралась продажа женщин и девушек в наложницы. За­прещалось бинтование ног у девочек, уродовавшее женщин.Тайпины обращали большое внимание на воспитание детей. Обитатели мужских и женских трудовых лагерей получали продовольствие и одежду из «священных» складов. Им вы­давались небольшие суммы «воскресных денег».При всей своей утопичности «Земельная система» тайпинов сыграла прогрессивную роль. Провозглашение принципа уравнительного передела земли имело огромное агитационное значение, подымало на борьбу миллионы крестьян. Это была программа антифеодальной войны китайского крестьянства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты