КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начало отечественной государственности.Норманская и антинорманская теории.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Периодизация мировой и отечественной истории. Особенности исторического развития России. Начало отечественной государственности.Норманская и антинорманская теории. Образование Древнерусского государства.Племенные княженияславян имели признаки зарождающейся государственности. Племен ные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружи вавшие черты ранней государственности.
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являв шаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объеди нение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предполо жить существование накануне образования Древнерусского государ ства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась во круг Киева. Славия-занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными иссле дователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе По лянского союза племен сложилось крупное политическое объедине ние «Русь», включавшее и часть северян.
Таким образом, широкое распространение земледелия с использо ванием орудий труда из железа, распад родовой общины и превра щение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружи н ы — свидетельства формирующейся государственности.
Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные по ходы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную во енную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славян ского общества. Таким образом, в результате экономического и со циально-политического развития у восточно-славянских племен нача ла складываться государственность. Норманская теория.Русский летописец начала XII в., пытаясьобъяснить происхождение Древнерусского государства, в соответст вии со средневековой традицией включил в летопись легенду о при звании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верно сти правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за висимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.— Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Нов город и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории воз никновения Древнерусского государства. Впервые она была сформу лирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, при глашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как пра вило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные вза имные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и соци ально-политические институты славян, а также на их язык и культу ру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могуще ство. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было не велико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси ва рягами. Версия об иноземном происхождении той или иной дина стии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского го сударства как результат иноземной инициативы. Однако ее политиче ский смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского наро да, который, по их мнению, не способен к самостоятельному истори ческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Госу дарственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действи тельно имел место, говорит не столько о возникновении русской го сударственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призва ние на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потреб ность в княжеской власти русского общества того времени. В исто рической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории оста ется спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании ва рягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходив шими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неодно кратно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завер шение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще дол го сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского об щества.
5. Организация государственной власти (IX – XI вв.) Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефе одальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киев ский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближен ных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных пле мен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-пе ченегов (с 30-х гг. XI в.— половцев), борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
|