Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВВЕДЕНИЕ. Трансцендентный Персонализм




Сухотра Свами

«За предалами матрицы»

Трансцендентный Персонализм

2 0 0 3


 

Предисловие

Предисловие

В своей предыдущей книге «тень и реальность», я осветил некоторые из основных проблем философии с позиции ведического знания, полученного от Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Эта книга – трансцендентный персонализм – Веды о положении человека», имеет своей целью ответить на один-единственный вопрос, начинающийся с того, что Сократ называл «прекрасным риском». Вопрос этот: «Что это значит, быть личностью?»

Теперь о том, почему столь рискованно пытаться искать ответ на этот вопрос? С одной стороны, вопрос: «Личность ли я?» означает признание в том, что смысл жизни нам неведом. Однако все больше и больше людей соглашаются рискнуть и задуматься над ним. Доктор Чарльз Тарт, выдающийся ученый в области психологии, преподаватель в Девис Кампус, от Калифорнийского университета, сообщает, что, начиная с 50-х годов, у психотерапевтов стали появляться пациенты нового типа – «преуспевающие, но неудовлетворенные». Эти люди по современным меркам, добивались больших успехов. У них есть хорошая работа, высокие доходы, семья, положение в обществе – достоинства, которые в наше время призваны обеспечить счастье, и при соответствии которым проблем, вроде как, быть не должно. Однако «преуспевающий, но неудовлетворенный», ощущает, что его жизнь пуста. Он обращается к психологу с вопросом: «Есть ли в жизни что-то важнее денег, карьеры, вещей, и общественной жизни?» В чем ее смысл? Стандартная психотерапия, основанная на общепринятых представлениях о личности, о природе человека, подобным пациентам не помогает. Психология в большинстве случаев не способна ответить на их главный вопрос о глубоком смысле жизни.

«За пределами матрицы» предлагает ответ, найденный автором в Ведах. Рассмотрим, например, текст из Вишну Пураны (1.12.69)

 

хладини сандхини самвит твайи эка сарва-самсхитау

хлада-тапа-кари мишра тваи но гуна-варджите

 

О, Верховный Господь Вишну, Ты обладаешь всеми духовными качествами, такими как блаженство, вечность и знание. эти качества составляют Твою внутреннюю энергию. Ты – душа всех душ. Те, кто пребывает в материальном мире, порой наслаждаются, порой страдают, а иногда испытывают смесь боли и счастья. Причиной тому – их связь с материей. Ты же – запределен, а потому неподвластен влиянию относительности.

 

Быть личностью – означает быть душой, одной из бесконечного множества духовных личностей, частиц Вишну или Кришны, Верховной Личности, источника вечного, наделенного полным знанием, блаженства. Мы, микроскопические частицы Кришны, естественно стремимся обрести всю ту полноту личностных переживаний, которыми наслаждается Он. К сожалению, для тех из нас, кто пал в круговорот рождений и смертей, старания реализовать всю полноту потенциала собственной личности терпят неудачу. Из-за связи с материей, вместо блаженства мы испытываем то счастье, то боль, вместо вечности – старость и смерть. Вместо просветления мы впадаем в иллюзию. Даже добившись невиданного материального успеха, мы по-прежнему не удовлетворены. Поэтому вайшнавская философия призывает прекратить попытки наслаждаться самим и постараться доставить удовольствие Верховному Господу. И когда мы научимся радовать Его, Господь, любя, возвысит нас до нашего естественного духовного положения.

 

И все же, даже на этом уровне, уже за пределами матрицы материи, риск остается. Перефразируя письмо Шрилы Прабхупады от 1972 года, можно сказать, что мир устроен так, что недостатки сопутствуют любым проявлениям личности. В духовном мире подобные недостатки проявляются даже в божественных любовных играх Господа Кришна и девушек-пастушек Вриндаваны, главная из которых – Шримати Радхарани. Иногда пастушки ссорятся, не поделив милость Кришны. Иногда, спеша на свидание с Кришной, они наносят пудру-кункуму и тушь для глаз не туда, куда следует, одеваются кое-как, словно малые дети. Из этого Шрила Прабхупада заключает, что поскольку преданные – это личности, то у них всегда будут недостатки. И отличие состоит в том, что их недостатки – духовны, поскольку их единственной целью является достижение совершенства в служении Кришне. Кришна компенсирует их недостатки. При этом, когда Кришна помогает им, их стремление к нему лишь растет. И, следовательно, они еще активнее, с еще большей любовью, служат Ему. На проявления любви Кришна отвечает еще более грандиозной милостью. Такая любовь, раса, делается все слаще и слаще, и ей нет конца.

Могущественный Индра, царь небес, повелитель дождей, думал, что Кришна всего лишь глупый деревенский мальчишка. Он полагал, что обитатели Вриндавана напрасно столь беззаветно преданы Ему и по Его просьбе даже отменили жертвоприношение Индре. Посчитав их оскорбителями, Индра попытался затопить селение в водах чудовищных проливных дождей. Но Господь спас всех – Кришна словно зонт поднял холм Говардхана, как деревенский мальчик поднимает с земли гриб, и продержал его семь дней на кончике мизинца левой руки. Побежденный мизинцем Кришны, Индра предался красноватым, словно лотос, стопам Господа.

Исключительная преданность служению Кришне сопряжена с риском. Она даже может навлечь гнев полубогов. Однако это – прекрасный риск, поскольку он посвящен Кришне, прекрасному во всех отношениях. И самое главное – делать все, что потребуется для удовольствия этого смуглого юноши, чей пьянящий взгляд и нежная улыбка рассеивают все страхи. Пастушки рисковали своей репутацией жен и матерей, когда по зову его флейты бросили дома, чтобы быть с ним в залитых лунным светом рощах деревьев кадамба в лесу Вриндавана. Арджуна ради Него рисковал жизнью на поле брани. В свои семьдесят лет Шрила Прабхупада рисковал жизнью для Кришны, отправившись в Нью-Йорк на пароходе Джаладутта. И от Шрилы Прабхупады ученики международного движения сознания Кришны унаследовали это рискованное предприятие – нести послание Сознания Кришны миру, погрязшему в материализме.

Невежественные люди не способны оценить деятельность в Сознании Кришны, а потому Господь Кришна советует нам не тратить свое драгоценное время и не беспокоить их. Но преданные Господа добрее, чем Сам Господь. Они идут на любой риск, чтобы обратиться к невежественным людям и попытаться занять их деятельностью, связанной с сознанием Кришны, а она абсолютно необходима любому человеку.

Данная книга объясняет, почему подобный риск ради исполнения воли Верховной Личности нельзя назвать ни глупостью, ни фанатизмом. «Трансцендентный персонализм» отстаивает точку зрения, согласно которой наша личностная природа обязывает нас на крыльях любви воспарить над ограничениями собственной индивидуальности, устремившись к безграничной Высшей личности и его частицам – душам, оживляющим все тела, и малые и большие. Только любовь способна вытолкнуть нас за рамки ограничений, не лишив при этом качеств личности. Прочие попытки ведут лишь к имперсонализму.

Я довожу тему, затронутую в моей предыдущей книге «Тень и реальность» до ее логического завершения – до тех пор, пока человек пытается служить только своей собственной сущности, он пребывает в невежестве; а служа Кришне, Душе всех душ, он озарен знанием. Некоторые читатели жаловались, что «Тень и реальность» кажется им «слишком философской». Боюсь, что снова разочарую их – здесь тоже будет много логики и философии. Я приношу извинения за то, что эта книга о персонализме не блещет богатством эмоций. Однако и эмоции и проявления преданности тоже зачастую встречаются весьма цинично – еще одно свидетельство того, сколь опасно быть личностью! Поэтому я чувствую необходимость деликатно подойти к этой теме, трезво глядя на обстоятельства, по которым философия персонализма в современном мире не имеет твердой почвы под ногами.

 

В книге «Тень и реальность» в конце каждой главы были страницы с цитатами, на которые я ссылался в тексте. В «Трансцендентном персонализме» такого нет. Я также не всегда указывал источник приведенных здесь цитат Шрилы Прабхупады. Многие их моих читателей – члены Международного Общества Сознания Кришны, и в их распоряжении есть компьютерная программа Ведабаза к "БиБиТи Ведабейз"» с помощью этого чудесного средства можно быстро определить происхождение высказываний Шрилы Прабхупады, на которые я ссылался. Для читателей, не являющихся членами ИСККОН или тех, у кого нет «Ведабейз», моя скрупулезность в отношении цитат может затруднить чтение. Обычно, в моих привычках обозначать главу и номер стиха, взятого из священного писания, переведенного Прабхупадой, а точному указанию происхождения цитат из комментариев, лекций, утренних прогулок, бесед и писем, я уделил меньше внимания.

 

СухотраСвми

Шри Рамачандра-виджайа

(11-го октября 1997 года)

Альтенбург на Хохьрейне, Германия


ВВЕДЕНИЕ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты