КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Передача права интеллектуальной собственностиРезультаты интеллектуальной деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из моральных прав или личных неимущественных прав автора, и возникло оно с появлением письменности и рукописных книг. С зарождением книгопечатания возникли элементы экономического, имущественного или исключительного права как права на использование произведения и права на получение вознаграждения за его использование иными лицами. Таким образом, авторское право, по существу, стало включать личное неимущественное право и исключительное право. Такое же «расщепление» прав на две категории характерно и для некоторых объектов промышленной собственности, в частности для изобретений. В отличие от личного неимущественного права, которое в большинстве стран неотделимо от личности создателя объекта интеллектуальной собственности, исключительное право может ему и не принадлежать по ряду причин. Прежде всего исключительное право может быть передано или уступлено (отчуждено) иным лицам по закону или по договору. Лицо, которому передано исключительное право по договору, называется правопреемником. Исключительное право может быть передано или уступлено: • полностью или в части; в первом случае все исключительное право передается правопреемнику, а во втором — только часть исключительного права; • исключительно или неисключительно; в первом случае только правопреемник обладает переданным исключительным правом, а лицо, которое передало свое право, его лишается; а во втором — правопреемник или правопреемники обладают правами, но лицо, передавшее право, его не лишается. Следует отметить, что использование понятия «исключительное право» вместо понятия «имущественное право» в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации приводит к терминологическим сложностям при описании передачи права, поскольку исключительное право может передаваться исключительным или неисключительным образом. В первом случае получается, что исключительное право — это исключительное право, а во втором, что исключительное право является неисключительным, поскольку передано неисключительным образом. Существующая система передачи исключительных прав имеет ряд недостатков. Главный — это допускаемая возможность исключительной, т. е. полной, передачи исключительных прав иным лицам как в целом, так и в части. В результате такой передачи автор или изобретатель лишается исключительных прав на созданный им объект интеллектуальной собственности, что ведет к серьезным последствиям. Рассмотрим некоторые из них. 22 • Глава 1. Интеллектуальная собственность § 1.8. Передача права интеллектуальной собственности • 23
Передача исключительного права по договору является, как правило, возмездной, другими словами, передача исключительного права является источником доходов автора произведения, изобретения или иного объекта интеллектуальной собственности. На этом основании часто говорят, что система интеллектуальной собственности способствует творчеству авторов. Однако следует иметь в виду, что система интеллектуальной собственности распространяет свое действие на уже созданные результаты творческой деятельности. Это означает, что система не может оказывать прямого влияния на создание объектов творческой деятельности, т. е. не может прямо влиять на творчество авторов. В рамках системы интеллектуальной собственности автор и изобретатель могут получать некоторую монетарную компенсацию за результаты своего творческого труда только при их воплощении в некотором товаре и его реализации. Однако доходы, которые автор может получить в рамках системы интеллектуальной собственности, не могут содействовать творчеству, поскольку объект уже был создан за счет иных средств и по иным мотивам. Более того, в большинстве случаев доход не является основным стимулом творчества. Система интеллектуальной собственности существует лишь несколько столетий, тогда как творчество было всегда присуще человеку. Если бы доходы могли влиять на творчество, то самыми творческими людьми оказались бы самые богатые. Однако это бывает редко. Другими словами, между доходом и творчеством нет прямой связи. Более того, иногда считают, что творчество вообще никак не связано с доходами. Творчество может быть присуще любому человеку — и бедному, и богатому. Однако действительно творческим человеком движет прежде всего стремление к познанию окружающего мира, а также желание сообщить о своем понимании. Так появляются произведения науки, литературы и искусства, создаются изобретения и делаются открытия. Конечно, стремлением к познанию и изменению мира движет не только внутренняя духовность человека, движущей силой являются и тщеславие, стремление к славе, признанию, уважению, восхищению талантом и гениальностью творца, которые и определяют истинную мотивацию творчества. Стремление улучшить свое материальное положение часто находится в конце списка приоритетов авторов и изобретателей. Можно привести множество высказываний, подтверждающих, что творчество нельзя купить за деньги. Особенно это характерно для литературного, музыкального и художественного творчества. Часто говорят, что если произведение создано по велению души и сердца, то его автор — творец, а если за деньги — это ремесленник. Известно множество примеров, когда авторы находили светлое там, где его никогда не было, за что были обласканы властью, получали немыслимые блага, славу, почет и уважение. Только история приоткрывает обществу подлинные лица «творцов», делавших ложь правдой, а правду ложью. Им не была нужна система интеллектуальной собственности: они служили не правде, а лжи, их защищал не закон, а власть. С другой стороны, очень многие всемирно известные писатели, художники, музыканты, изобретатели влачили жалкое и трагическое существование. Система интеллектуальной собственности ничем не помогла миллионам и миллионам подлинных творцов. Иногда говорят, что гонорар является для автора или изобретателя экономической или финансовой основой творчества. Однако количество «чистых художников», живущих только на доходы от результатов своей творческой деятельности, невелико. Подавляющее большинство авторов и изобретателей занимаются творческой деятельностью в рамках своей основной работы. Хорошо, если трудовые обязанности совпадают с творческими наклонностями и устремлениями. Однако это бывает редко. Поэтому большинству авторов и изобретателей приходится совмещать несколько направлений деятельности, причем, как правило, творческая деятельность не приносит им никаких благ. В странах переходной экономики автор монографии научно-технического или экономического профиля обычно получает меньший гонорар, чем его мизерная месячная зарплата в вузе или исследовательском институте. О каком влиянии системы интеллектуальной собственности на творчество ученого можно говорить? Может ли нищенский гонорар стать основой будущего творчества? Ответ очевиден: не может. Основные мотивы творчества совсем иные. Если даже признать, что для некоторых авторов и изобретателей система интеллектуальной собственности может в некоторой мере материально компенсировать их творческий труд и до некоторой степени способствовать их творчеству, то для других лиц система интеллектуальной собственности не обеспечивает никаких стимулов при создании новых произведений или изобретений, когда творцы особо нуждаются в средствах. Другими словами, система интеллектуальной собственности может до некоторой степени компенсировать реализованную в конкретном продукте творческую деятельность автора, однако она не обеспечивает действительных инвестиций в будущее творчество. Хотя компенсацию затраченных творческих усилий автора, реализованных в коммерческих объектах, можно считать лишь условно способствующей творчеству, но в системе интеллектуальной собственности есть элементы, которые подавляют творчество. Во-первых, полная передача исключительного права лишает автора возможности изменять созданные им же объекты интеллектуальной собственности. Дело в том, что изменение уже созданного и реализованного объекта может привести к созданию конкурирующего товара. В таком случае интересы основного правообладателя окажутся нарушенными. Для предотвращения такого нарушения и предназначается исключительная передача прав. Именно поэтому автор не имеет права переделывать результаты своей интеллектуальной деятельности, если исключительное право передано другим лицам исключительным образом. Таким образом, следует признать, что система интеллектуальной собственности, запре- 24 • Глава 1. Интеллектуальная собственность
|