КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность Ницше и его философияКак уже было сказано, совокупность философских идей Ницше на любом этапе его эволюции трудно оценить как цельную теоретическую конструкцию. Уже форма, в которой эти идеи выражены,— проповеди, афоризмы, мифы, полемика, декларации — не лучший способ строить теорию. Объясняется эта форма отнюдь не только тем (пусть немаловажным) обстоятельством, что в последний период жизни Ницше периодически мучили головные боли, позволявшие ему работать только урывками и заставлявшие каждый раз спешить. Главное в том, что совокупность высказываний Ницше — это выражение мировоззренческой позиции (не доказательство), позиции, как правило, противопоставляемой автором распространенным (может быть, даже самым распространенным) в современном ему обществе, ставшим «предрассудками», чем-то само собою разумеющимся, стихийным мировоззренческим установкам «европейского человека». Конечно, Ницше мог нападать в своих сочинениях и на философов, мыслящих чуть ли не подчеркнуто систематично (например, на Гегеля), и на моральные учения, давно сложившиеся в системы (вроде этики христианства). Однако подобные построения никогда не интересовали его в качестве концепций, т. е. системы доказательств, аргументов и выводов. Они были в его глазах не более чем схоластизированными отпечатками «живого» мировоззрения, т. е. того, в чем проявляется и чем живет человек. Нельзя не отметить и того, что этот предмет своего внимания Ницше также никогда не пытался реконструировать средствами теоретического мышления, не задавался целью представить «принципиальную схему» мировоззренческих установок и питающей их почвы. Поэтому мы не найдем в его трудах анализа мировоззрений разных социальных групп или различных уровней мировоззренческого осмысления мира (а оно, несомненно, не одно и то же, скажем, у философа и естествоиспытателя, у интеллигента и «человека из народа»), хотя констатирует подобные различия он неоднократно. Позицию Ницше достаточно корректно выражает термин «созерцательность». Он и в самом деле как бы «созерцает» мировосприятия и мироощущение своих современников, хотя и не просто бесстрастно фиксируя их, а сопоставляя (скорее — противопоставляя) своему не очень четкому и достаточно переменчивому идеалу. Более того, в свете этого собственного идеала черты мировоззрения современного ему общества начинают перестраиваться и деформироваться, приобретают в его сочинениях вид «негатива» его собственного идеала, выглядят нередко почти как шаржи. Таким образом, он также производит, по существу, реконструкцию действительного объекта, но она подобна образу действительности, создаваемому в художественном произведении. И надо сказать, что ряд существенных моментов мировоззренческих установок своих современников, многие тенденции в глубинных течениях «мировоззренческого мира» Ницше фиксирует с подлинным талантом художника. Для того, чтобы понять смысл философии Ницше, вовсе недостаточно познакомиться с его взглядами, попытавшись, по возможности, их систематизировать. Это было бы похоже на попытку судить об объекте на основании внимательного разглядывания его проекции на плоскость без учета хотя бы основных правил перспективы или, лучше, о внешности и характере человека, изображенного на картине Пикассо «абстрактного» периода, не попытавшись вникнуть в суть его художественного метода. Сочинения Ницше «многомерны», и потому нельзя напрямую отождествлять содержание его высказываний и смысл его рассуждений, как это мы делаем, скажем, при чтении работы по математике или химии. К примеру, мы с первых же шагов обнаруживаем, в качестве «эмпирического факта», противоречивость высказываний Ницше буквально по любому вопросу. И речь не о том, что «поздний» Ницше противоречит «раннему»: такая противоречивость могла бы означать довольно тривиальную ситуацию эволюции взглядов. У Ницше сплошь и рядом друг другу противоречат тезисы, сформулированные практически в одно и то же время. Остановиться на констатации этого факта и без дальних размышлений использовать его как аргумент в критике ницшеанства было бы легковесно, учитывая «объемность» сочинений этого автора— отнюдь не в смысле числа страниц. Что мы имеем в виду? Во-первых, то, что философские рассуждения Ницше в любой период его творчества глубоко «личные»; и в этом плане они — диаметральная противоположность «имперсональности» опубликованного результата научной работы. Ницше всегда пишет о том, что и как видит и чувствует он, Ницше. Его философские взгляды — это его собственный «портрет», это «инобытие» его личности. Не случайно изменения в его философской позиции, которые фиксируются в его трудах, чуть ли не «день в день» синхронны переменам в его жизни и судьбе. В зависимости от этих последних даже один и тот же «материал» выглядит в разных его сочинениях по-разному, поворачивается разными сторонами, предстает в ином свете. «Переоценка ценностей», о которой так часто писал Ницше, была, так сказать, естественным состоянием его собственного сознания. Поэтому знакомство с сочинениями Ницше — это прежде всего знакомство с его личностью. Вместе с тем предмет размышлений Ницше и объект его критических нападок обладал объективным содержанием в самом прямом смысле — он существовал как «внешняя данность», пусть даже и выглядел в глазах Ницше весьма по-разному. Рассуждения Ницше, сколь бы «личными» они ни были, наполнены таким объективным материалом. Даже самые парадоксальные из его экстраполяции имеют объективные основания и сохраняют существенную связь с реальностью, пусть даже их сходство с прообразом иногда напоминает схожесть карикатуры с человеком, над которым издевается художник. В этом аспекте личность Ницше выступает скорее как «инструмент», «орудие» выражения более или менее важной тенденции в общественном сознании. Наконец, коль скоро личность Ницше и «личное» в его философии вызывают социальный интерес, становятся предметом исследования и дискуссий, а его гипертрофированные мировоззренческие «образы» либо принимаются за «образцы», либо подвергаются жестокой критике,— оба вышеобозначенных аспекта сами должны быть расценены как представители, воплощения, проявления социально значимой мировоззренческой установки, поле идеологической борьбы. Понятно, что для марксистского историко-философского анализа главный интерес представляет именно «третий» Ницше, которого не должны заслонить ни «первый», ни «второй», взятые «сами по себе». Впрочем, последнее вообще вряд ли возможно, поскольку ни биограф, ни «археолог» фактически никогда не обходятся без явных или скрытых социальных контекстов и оценок.
|