КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология» НицшеМы не случайно ставим в кавычки термин «онтология». Онтологии как учения о мире «самом по себе», независимом от воли, сознания, самого бытия человека, в философии Ницше нет. Даже предположение о существовании такого «мира» есть «метафизика». «Мир, взятый независимо от нашего условия, а именно, возможности в нем жить, который не сведен нами на наше бытие, нашу логику и наши предрассудки, такой мир, как мир в себе, не существует» (53, 268). Однако это не мешает Ницше говорить о существовании неорганического мира наряду с органическим: он пишет о «химическом» мире, о «мертвом» мире, о «настоящем» мире, противопоставляемом «миру философов», о временности и случайности бытия сознания во Вселенной и т. д. и т. п. Однако высказывания эти были бы несовместимы как раз в рамках «традиционной», по Ницше, «метафизики», «все» (опять-таки, как полагает Ницше) представители которой от Парменида и Платона через христианскую традицию до Канта и его наследников развивали, пусть с вариациями, теорию «двух миров»: это, с одной стороны, «мир для нас», в котором живем мы — мир конечных предметов, становления, кажимости; но с другой стороны, в основе этого «мира» есть нечто «само по себе», мир «подлинный», настоящий. Вот эту-то философскую позицию Ницше считает в корне порочной. «Настоящий» мир, в его понимании, вовсе не допускает оппозиций материи и сознания, истинности и кажимости — он есть «целостность», которую лучше всего было бы обозначить словом «жизнь». Но «лучше всего» не значит «адекватно предмету», ибо, как мы отметили выше, в качестве «настоящего» Ницше упоминает и неорганический, «мертвый» мир. Дело в том, что жизнь для Ницше не тождественна органическим процессам; ее единственный, в некотором смысле общий признак — «становление». Поэтому, в частности, «ценность» мира — не в его «долговечности», как полагали «метафизики». Напротив, это «ценность кратчайшего и самого мимолетного, обманчивой золотой обманки на брюхе змеи vita» (130, 16, 73). Не случайно самым почитаемым философом был для Ницше Гераклит с его поэтическим образом мира как «огня», потока становления. Впрочем, у мира есть и другой «признак» — это «воля к власти», активное взаимодействие сил: «Так называемые законы природы есть формулы отношения сил» (130, 13, 82). «В химическом мире господствует острейшее восприятие различных сил» (130, 13, 227). Мир органический есть лишь «специализация»; «лежащий в его основании неорганический мир есть величайший синтез сил, и потому нечто высшее и заслуживающее большего уважения» (130, 11, 228). «Мертвый мир: вечно движущийся и свободный от заблуждения, сила против силы! А в воспринимающем мире все фальшь и тьма» (130, 12, 229). Здесь не случайно бросающееся в глаза переплетение «гносеологических» понятий с «онтологическими»: для Ницше нет и быть не может даже относительно отделенных друг от друга онтологии и гносеологии (как, впрочем, и этики, и эстетики). Проявлениями «воли к власти» как фундаментальной бытийной характеристики он считает и познание, и красоту, и религию, и мораль. Например, «действие неорганического друг на друга всегда есть действие на расстоянии; следовательно, всякому действию необходимо предпосылается «познавание»: отдаленное должно быть перцепировано» (130, 13, 230). Ну, разумеется!—если действие на расстоянии есть проявление «воли к власти». Правда, мимоходом Ницше оговаривается, что мышление, ощущение, представление, восприятие на уровне органического не отдифференцированы; но если они — аспекты «воли к власти», то их общие признаки имеют место на любом уровне. Более того, «здесь (т. е. в неорганическом мире.— А. 3.) господствует истина» (130, 13, 228), коль скоро здесь «восприятие силы» совершенно однозначное, т. е. точное. Как раз на этом основании Ницше рассматривает неорганическое как более совершенный, высокий уровень, чем органическое, не говоря уже о животном или человеческом: «То, где нет заблуждения, это царство стоит выше: неорганическое есть лишенная индивидуальности духовность» (130, 13, 88). Что же отличает органический мир? Что он собой представляет? «Целое органического мира есть сплетение существ с выдуманными маленькими мирами, окружающими их... их внешним миром... Способность к творению (образованию форм, изобретению, выдумыванию) есть его основная способность» (130, 13, 80). Мимоходом заметим, что органическое, по Ницше, вероятно, вечно: «Органическое не возникло» (130, 13, 232). «...Сильнейший органический принцип импонирует мне как раз той легкостью, с которой органические существа усваивают неорганический материал. Я не знаю, как можно пытаться объяснить эту целесообразность просто посредством роста степени. Я скорее склонен думать, что имеется вечное органическое существо» (130, 13, 231). Такая установка вполне согласуется с общим принципом единства мира, как его понимает Ницше, мира, движущим началом которого выступает «воля к власти»: здесь просто нет никакой необходимости объяснять возникновение качественных отличий, скажем, познающей материи, человеческого мозга, от непознающей — ведь и «духовность», и «познание» трактуются как всеобщие свойства. «Видимость целесообразности (бесконечно превосходящая всякое человеческое искусство)—просто следствие той воли к власти, которая действует во всем совершающемся, что и ведет с собой порядок, делающий сильнее, который и выглядит похожим на проект целесообразности; при этом являющиеся цели не должны игнорироваться, но, коль скоро большая сила побеждает меньшую и последняя работает как функция первой, то должен образоваться порядок рангов, организация, обладающая видимостью некоторого порядка средств и целей» (130, 16, 58). Что касается направления происходящих в мире изменений, то здесь прежде всего стоит подчеркнуть, что Ницше не считает появление человека, и вообще линию эволюции, ведущую к человеку, прогрессом: «Напротив, можно доказать, что все, ведущее к нам, было упадком. Человек, и как раз самый мудрый,— высшее заблуждение природы и выражение ее самопротиворечивости (самое страдающее существо): путь природы, приведший к настоящему,— падение. Органическое как дезорганизация» (130, 12, 359). Некоторой вариацией этого же тезиса выступает парадоксальное в свете современной (и даже современной Ницше!) науки заявление: «Тело есть более удивительная вещь, чем архаическая душа» (130, 16, 125), это — «большой разум» в отличие от «малого», который — только орудие тела (130, 6, 46). Таким образом, «мир» в философии Ницше, при всей его изменчивости и подвижности, строго говоря, не развивается, несмотря на то, что в нем имеется «иерархия царств» и возможны переходы от одного из них к другому. «Ничто не развивается от низшего к высшему» (53, 311). Неким «суррогатом» развития и вместе с тем одним из важнейших элементов ницшеанской концепции мироздания является его идея «вечного возвращения». Суть этой идеи в том, что, согласно Ницше, существующий вечно мир в силу конечности пространства (130, 12, 54) и силы (130, 12, 57) должен бесконечное число раз проходить невообразимо большое, но все же конечное число своих состояний: «...бесконечно новое становление невозможно, поскольку оно — противоречие, ибо предполагало бы бесконечно возрастающую силу; но откуда ей браться?!» (130, 12, 52). Здесь Ницше пробует опереться на науку, к которой в общем, как мы покажем в дальнейшем, он относится весьма пренебрежительно. Но в связи с тезисом о вечном возвращении он пишет: «Тезис о сохранении энергии требует вечного возвращения» (130, 16, 388). Здесь следовало бы добавить — при условии замкнутости системы, но ведь условие это Ницше просто постулируется. На основании принятых им посылок Ницше делает вывод о том, что существует «большой год становления» (130, 6, 321): «Все возвращается — Сириус и паук, и твои мысли в этот час, и эта твоя мысль — все возвращается» (130, 12, 62); «...вечные песочные часы бытия снова и снова перевертываются» (130, 5, 265). «Все идет, все возвращается; вечно катится колесо бытия. Все умирает и все расцветает вновь; вечно бежит год бытия... В каждом моменте начинается бытие: в каждом «здесь» поворачивается колесо «там». Повсюду средина. Кругло колесо вечности» (130, 6, 317). Собственно, на этом можно было бы и закончить изложение «онтологических» идей Ницше, подвергнув их критике с позиций современной науки (что было бы не очень трудно, ведь базовые тезисы этой онтологии буквально «висят в пустоте»— положения о конечности пространства в противоположность бесконечности времени, и о вечности органического «царства бытия», и о конечности силы во Вселенной...) Но мы не будем делать этого, поскольку вся эта «онтология», по сути своей, только «аксессуары» философствования Ницше, форма создания благоприятного фона для проведения провозглашаемых им социально-политических и этических принципов (каковые, по мнению автора, приобретут большой вес, если предстанут как проявления вселенских, универсальных, космических сил). Однако нельзя не признать, что этико-политический идеал Ницше, составляющий ядро его концепции, весьма органично «встроен» в его картину мира, и то, что можно было бы назвать «гносеологией» Ницше, предстает как своего рода мост от «онтологии» к «этике».
|