КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этика НицшеДля того, чтобы понять суть этической позиции Ницше, главные установки его этики, важно опять-таки не упустить из виду связь этого аспекта его философии с «онтологическим», с его представлением об устройстве мироздания, важнейшие моменты которого были изложены выше. Мы вовсе не хотим сказать, что эта этическая концепция и в самом деле логически вытекает из учения Ницше о бытии, хотя в систематизированном представлении его философии дело выглядит именно так. По сути же, как мы уже отмечали, как раз социально-политические установки (и детерминированные ими этические размышления) были плацдармом, реальной базой его картины мира, в которой человеческие качества, цели и стремления представлены как проявление космических сил. И пусть ницшеанское учение о человеке как «моральном» существе предстает как своеобразный, слегка завуалированный вывод его космологии — не будем этой кажимостью обманываться. Для внимательного исследователя очевидно, что тематика человека как социального существа у Ницше разработана куда более детально, чем его «натурфилософия», и большинство деталей здесь вовсе не фундировано «космологическими» основаниями; только несколько довольно грубых «стежков» соединяет эту часть с космологией. Но зато все прежние «космологические» и «гносеологические» темы, в которых проблематика человека светилась, так сказать, отраженным светом, снова здесь всплывают. Напомним, что органическое (к которому принадлежит и человек) есть, по Ницше, менее «возвышенное» царство бытия, чем неорганическая природа. Еще меньше уважения заслуживает та область органического, которая именуется «человеком». Уже в самом начале своего философского пути Ницше писал: «Сомнительно, чтобы во Вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица» (130, 2, 276). А вот что говорилось позднее: «У Земли есть кожа; и у кожи этой есть болезни. Одна из этих болезней называется человеком» (130, 6, 192). Поэтому «быть освобожденным от жизни и стать снова мертвой природой — это можно принять как праздник» (130, 12, 229). Тем более, что, с точки зрения «космической», жизнь на Земле — это момент, мимолетность, исключение без последствий» (130, 15, 364). Но раз уж с нами, людьми, приключилось такое несчастье, то имеет смысл попробовать разобраться в «механизмах» функционирования нашего вида, трезво оценить не только нашу роль, наше общее место во Вселенной, но также и структуру связей и отношений между индивидами, составляющими род людской. Интересно, что даже свою мизантропию Ницше считает проявлением любви к человеку: «Кто в сорок лет не стал мизантропом, тот никогда людей не любил...» (130, 14, 229). «Я люблю людей: и больше всего тогда, когда противодействую этому стремлению» (130, 12, 321). В дальнейшем мы еще увидим, что понимает Ницше под любовью к людям, но теперь отметим, что для адекватного понимания феномена «человек» Ницше считает нужным предварительно «снять» всякие эмоции: «...для меня не должно быть человека, который вызывал бы у меня отвращение или ненависть» (130, 12, 221). При всей сомнительности этой предпосылки как в методологическом плане, так и в плане ее реализации автором, она позволяет Ницше высказывать в обличьи простой констатации факта такие вещи, которые вызывали шок у большинства его современников, а в дальнейшем превратили Ницше в кумира фашистских и фашиствующих идеологов. Итак, человек—мимолетность, «болезнь», «высокомерное насекомое». Но ведь вместе с этим он — проявление «воли к власти», воплощенной в жизни. Поэтому не так уж глубока пропасть, отделяющая его от животного: «...там бегают утонченные хищники, и вы среди них... воздвигнутые вами города, ваши войны... ваши взаимные хитрости и суета, ваши вопли страдания, ваше упоение победой — все есть продолжение животного начала» (130, 1, 435—436). Поскольку «человек не представляет собой какого-то прогресса по сравнению с животным» (130, 15, 205), постольку как раз в наличии животных качеств у человека — проблеск надежды на лучшее, возможность движения к «сверхчеловеку», которого Ницше — вовсе не в целях негативной оценки!— называет «белокурым животным». В своем стремлении выделиться, как можно дальше отойти от животного начала человек впадает в состояние болезненного бытия: «То, что доставило человеку его победу в борьбе с животными, было чревато опасностью болезненного развития» (130, 13, 267); «в человеке есть нечто в своей основе ошибочное» (130, 14, 204). Симптом болезни в том, что все развитие человека в сторону «очеловеченности» базируется на заблуждении, на иллюзиях. Как мы уже знаем, согласно Ницше, к разряду заблуждений, полезных для жизни человека как вида, относится истина. Другой класс подобных заблуждений, во многих отношениях сходный с «истиной», — это мораль. «Животное в нас хочет быть обманутым... Без заблуждений, которые лежат в основании морали, человек остался бы зверем» (130, 2, 65). Первое из «заблуждений», лежащих в основе морали, согласно Ницше,— иллюзия свободы человека. «...Будто бы человек есть свободное в мире несвободного, вечный чудотворец... сверхживотное, почти бог, смысл творения, то, без чего нельзя помыслить мироздание... слово, разрешающее космический кроссворд...» (130, 3, 199). Но как раз то обстоятельство, что человек есть «насквозь лживое, искусственное и близорукое животное», таит в себе множество возможностей, делает человека «интересным животным». «Он отваживается на большее, сопротивляется большему, требует от судьбы больше, чем все остальные животные, взятые вместе: он великий экспериментатор в отношении самого себя, неудовлетворенный, ненасытный, который борется с животными, природой, богами за окончательное господство... он... вечно будущее» (130, 7, 431). В качестве орудия самостановления человека и выступает мораль, представляющая собой совокупность законов, которые создает человек и которым он сам себя подчиняет. Мир, оформленный моральными оценками, оказывается его непосредственной данностью — как для верующего христианина, так и для атеиста, который желал бы обрести в морали твердую почву своей деятельности. Ницше часто называет себя «имморалистом», но это вовсе не означает отвержения им, при всех обстоятельствах и в любом отношении, моральных норм и оценок: ведь «моралетворчество»—естественное проявление жизни (и «воли к власти») в человеческом поведении. Стоит отметить, что Ницше довольно четко разграничивает моральную деятельность и моральные суждения о деятельности, отвергая, разумеется, претензию моральных суждений на истинность в традиционном смысле этого термина. Моральную же деятельность он подвергает оценке с точки зрения того, насколько она отвечает критерию максимума осуществления «воли к власти». Господствующая в Европе мораль (которую Ницше называет и «сократовской», и «иудейской», и «христианской») им решительно осуждается — если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности. Она — «сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека» (130, 8, 321). Правда, при этом, как и всякая мораль, «сократовско-иудейско-христианская» тоже есть проявление «воли к власти»: она «инстинкт стада против сильных и независимых, инстинкт страдающих и ошибающихся против счастливых, инстинкт посредственных против исключительных» (130, 15, 345). И если «сильные» примут эти правила жизни «слабых» в качестве собственных правил, то они сами превратятся в стадных животных. Поэтому для «свободных душ» необходима «невинность» в отношении морали, или, что, по существу, то же самое, понимание того, что мораль не безусловна, не абсолютна, что «в себе никакая мораль ценностью не обладает» (130, 8, 146). «Только невинность становления дает нам великое мужество и великую свободу» (130, 16, 222). Такой «невинности», из которой следует свобода моральных оценок, лишило европейского человека христианство. «Христианство полагает, что человек не знает и не может знать, что для него добро и что зло: он верит богу, который один знает это. Христианская мораль есть приказ, источник которой трансцендентен; она по ту сторону всякой критики, она обладает лишь истиной, поскольку бог есть истина — она возникает и ниспровергается вместе с верою в бога» (130, 8, 120). Ничем не лучше христианской в принципе, по Ницше, и «философская» мораль, базированная на вере в рациональные основания морального поведения — если, конечно, она трактуется тоже как «безусловная», скажем в духе кантовского категорического императива. Но «свободный» философ, достигший понимания того, что «нет моральных феноменов, но лишь моральное истолкование феноменов » (130, 7, 100), который знает, что «...во всем развитии морали не встречается истины: все понятийные элементы... суть фикции, все —психологика... обманки... все эти формы логики, которые формулируются в этом царстве лжи, софизмы...» (130, 15, 455) — тот сам способен стать творцом морали, властителем, законодателем для человечества. Он сознает, что любая попытка требовать, чтобы все было «морально», «...означает отнимать у бытия его величественный характер, означает кастрировать человека и сводить все к нищей китайщине» (130, 15, 120). В позитивном же плане: «Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности» (53, 214). Такая релятивизация морали, отрицание ее «трансцендентной» природы как в религиозном, так и в атеистически-рационалистском варианте направлены в конечном счете на обоснование волюнтаристской практики «сильного» человека, не гнушающегося в достижении своих целей никакими средствами. В этом свете представляет Ницше историю великих этических учений и практику их основателей: «Ни Ману, ни Платон, ни Конфуций, ни еврейские и христианские учителя никогда не сомневались в своем праве на ложь... Для того, чтобы делать мораль, нужно обладать безусловной волей к противоложному» (125, 8, 106—107). Поэтому от имени «высших людей» Ницше декларирует: «Мы имморалисты и атеисты, но мы поддерживаем религию и мораль стадного инстинкта: дело в том, что, …с их помощью подготавливается такая порода людей, которая когда-нибудь да попадет в наши руки» (53, 81). И это «откровение»—отнюдь не случайное явление. В другом месте Ницше пишет: «Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются» (130, 15, 403—404). Но, разумеется, не в качестве силы, которой должен подчиняться и высший разряд людей — властители-философы. Этим нужно свободное сознание, состояние «невинности», приобретенное на пути разрушения всех идеалов: «Для того, чтобы доставить мне самому ощущение полной безответственности — поставить себя выше всякой хвалы и хулы, сделать независимым от любого Когда-Либо и Сегодня, для того, чтобы преследовать собственные цели собственными способами» (130, 14, 309). Вот для этого-то и нужны ценности — они выступают как предпосылка и основание действия. Способность к переоценке ценностей — признак творческой и волевой натуры, ведь «смена ценностей — это смена создаваемого» (130, 6, 86). Правда, с грустью признавался Ницше, «легко говорить о разного рода имморальности — иное дело ее выдержать! К примеру, мне невыносимо нарушить слово и тем более убийство...» (130, 12, 224). Таков же источник рассуждения Раскольникова—«тварь ли я дрожащая, или право имею...»! Те, кто в дальнейшем поднимал на щит подобные идеи Ницше, идеологи фашистского «тысячелетнего рейха», просуществовавшего жалкий десяток лет, не были столь «мягкотелыми», как их «пророк»: они утопили в крови не только Германию, но и Европу, значительную часть мира. В заключение характеристики ницшеанского учения о морали отметим, что мораль не расценивается Ницше в качестве лучшего или даже совершенно необходимого орудия жизни и «воли к власти». Впрочем, это должно следовать уже из тезиса о «невинности» «высших» людей, их позиции «по ту сторону добра и зла»: в их собственном тесном кругу мораль не требуется. Вместе с тем их свободное от моральных угрызений состояние не представляется Ницше ни радостным, ни тем более счастливым. «Быть может, черт придумал мораль, чтобы мучить людей гордостью, а другой черт когда-то ее снова отобрал, чтобы мучить их презрением к самим себе» (130, 13, 263). Но презрение это, следующее за пониманием человеком собственной ничтожности и неосновательности человечества во Вселенной, однако, может быть предпосылкой движения к более высокому, чем человек, существу, лишенному человеческих слабостей и связанных с ними страданий. «Мы, которые снова осмеливаемся жить в мире, лишенном морали, мы, язычники... понимаем, что есть языческая вера: быть способным представить себе более высокое существо, чем человек» (130, 12, 263). Апофеозом и завершающим аккордом учения Ницше о человеке (включающем его представления о морали) предстает концепция сверхчеловека. Это понятие в работах Ницше отнюдь не тождественно, без всяких оговорок, его представлению о «сильной личности», «герое», «человеке высшего ранга», «удачном экземпляре человеческого рода» и т. д. и т. п. Во всех этих случаях, с точки зрения Ницше, лишь дается возможность угадать в представителях человечества черты более высокого существа, образ которого маячил в прежних религиях. «Религиозность была неверным пониманием высоких натур, страдавших от отвратительного обличья людей» (130, 13, 77). Что же касается людей реальных, живущих или даже когда-либо живших, то, пишет Ницше, «я пересмотрел людей и не нашел среди них своего идеала» (130, 11, 379). «Высокий» человек — еще не сверхчеловек: он гоним в обществе, он встречает непонимание и от всего этого страдает. Хотя немногие «железные люди», подобные Бетховену или Гете, и способны выстоять в этом реальном обществе, но «и на них сказывается действие изнурительной борьбы и лишений: их дыхание становится тяжелее...» (130, 1, 405). Более того, «гибель людей высшего ранга — это правило» (130, 7, 255). Разоблачая иллюзии тех, кто создает себе «культ героев» из людей вроде Наполеона, Ницше пишет, что «эти фанатики идеалов, имеющих плоть и кровь», правы лишь постольку, поскольку они отрицают,— они знают отрицаемое, поскольку сами происходят из него. Но когда они утверждают, они ставят своего героя столь далеко, что перестают видеть его отчетливо и резко. Сверхчеловек — это надежда Ницше: «Наша суть — создать более высокое существо, чем мы сами. Создать за пределами самих себя... Так же, как всякое желание предполагает цель, так же и человек предполагает существо, которого нет, но которое составляет цель его существования» (130, 14, 262). Об этом же говорит и ницшевский Заратустра: «Сверхчеловек на сердце у меня; он — мое первое и единственное, а не человек: ни самый близкий, самый бедный, самый страдающий, ни лучший... То, что я могу любить в человеке — это то, что он преходящ и смертен» (130, 6, 418). В рождении этой надежды, надежды на то, что из человека возникнет сверхчеловек, что «когда-нибудь он должен к нам придти, избавляющий человек, который дает земле ее цель... этот победитель бытия и ничто»—смысл разрушения религиозных идеалов и надежд, смысл иссушающего нигилизма. «Бог умер: и мы хотим — пусть живет сверхчеловек» (130, 6, 418). Разоблачение традиционных представлений, разрушение иллюзий и в этом смысле «честность» в отношении себя самого — вот, по Ницше, условие подготовки рождения сверхчеловека из человека. «Честность», а не «истину» или стремление к ней считает Ницше важнейшим качеством «высокого» человека. «Я не считаю, что честность в отношении самого себя была бы чем-то абсолютно высоким и чистым: но для меня она — как требование чистоты. Любой может быть тем, кем хочет,— гением или игроком — только начистоту!» (130, 11, 261). И учение Сократа, и христианство он отвергает, в частности, из-за отсутствия такой честности. Но если даже у философов такое качество встречается нечасто, то «масса» просто не хочет честности. Поэтому-то, по словам Ницше, «бешено ненавидит она познающего и ту младшую из добродетелей, которая зовется честностью» (130, 6, 44). Правда, требование честности у Ницше довольно амбивалентно. Он предупреждает, так сказать, и против ее абсолютизации: «Наша честность, мы — свободные души, и мы заботимся о том, чтобы она не стала нашим тщеславием, нашей спесью и нашей роскошью, нашей ограниченностью, нашей глупостью! Любая добродетель склоняется к глупости, любая глупость — к добродетели — позаботимся же о том, чтобы мы — из честности — не стали святошами и скучными!» (130, 7, 182). Можно, полагает Ницше, а при определенных условиях даже нужно учить нечестности других и быть нечестным в отношении другого — следует лишь сохранять честность перед самим собой. Правда, и это лишь «императив», поскольку, как неоднократно повторял Ницше, ложь — непременный спутник и даже условие жизни. «В мире, который по сути ложен, правдивость была бы противоестественной тенденцией» (130, 16, 48). Поэтому он призывает «говорить, что думаешь, быть «правдивым»—только при определенных обстоятельствах: а именно, при условии, что тебя поймут (inter pares *) и при этом поймут доброжелательно (еще раз inter pares). Среди чужих следует быть скрытным, и тот, кто хочет чего-то достичь, должен говорить то, что нужно ему, чтобы о нем так думали, как он хочет, а не то, что он думает» (130, 15, 413). Столь же относительно и контекстуально трактует Ницше и справедливость, другое человеческое качество, которое он, в общем, высоко ценит и даже называет «единственной богиней, которую мы над собою признаем» (130, 2, 412). Но, коль скоро люди «от природы» неравны, то нет и быть не может «универсальной» справедливости: «Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого, требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка» (53, 214)—с этим высказыванием мы уже встречались, когда рассматривали «этику» Ницше. «И злой, и несчастный, и выдающийся человек должны иметь свою философию, свое доброе право, свое солнечное сияние!.. И моральная земля кругла! И на моральной земле есть антиподы. И антиподы имеют право на существование» (130, 4, 14). Но по причине «лживости жизни» справедливость не только относительна, но и вообще сомнительна — как раз в силу неизбежности ее уравнительных трактовок, которые господствуют в сфере права. Конечно, соглашается Ницше, «юридическая» справедливость, в принципе, действовать должна, но только «...среди примерно равных по силе... там, где нет явного перевеса силы, и борьба привела бы к бессмысленным взаимным потерям... Справедливость, следовательно... есть обмен при условии примерного равенства сил» (130, 2, 93). По большому же счету справедливость следует считать «функцией силы, распространяющейся в мире... которая видит дальше перспективы добра и зла, т. е. обладает преимуществом более широкого горизонта» (130, 14, 80). Конечно, отсюда следует вывод о «жестокости» подобной справедливости, чего Ницше и не думает отрицать. Более того, по его мнению, справедливость вообще не может не быть жестокой при любой ее трактовке. Так, «уравнительная» справедливость, говорится в одной из ранних работ, это «ужасная добродетель... ее суд —всегда уничтожение... если правит только справедливость, тогда творческий инстинкт лишается силы и мужества» (130, 1, 399). «Зрелого» Ницше уже не удовлетворяет такая «оборонительная» позиция против «уравнительной» справедливости. Его Заратустра провозглашает «откровение справедливости, которая образует, строит и, следовательно, должна уничтожать» (130, 12, 410). Эволюция понятия справедливости, таким образом, совершается синхронно с эволюцией морали, где человеколюбие, понимавшееся вначале как взаимопомощь и помощь слабому, превращается в собственную противоположность. В «Антихристе» мы читаем: «Слабые и неудавшиеся должны погибнуть — первая заповедь нашего человеколюбия. И надо еще помочь им в этом» (54,46). Заметим, что такая эволюция, которую правильнее было бы назвать разрушением всеобщих принципов, отличает не только этику Ницше. Она, как мы видели, была характерной и для его учения об истине и даже представляет собой важную установку космологического учения, коль скоро познавательная деятельность, моральная активность — проявления жизненности, «воли к власти», момент становления, трактуемого как «творческий» процесс, предполагающий разрушение противостоящей ему тенденции к унификации, консервации. Всеобщий процесс становления, оборачивающегося саморазрушением, раскрывается и в саморазрушении истины, и в саморазрушении морали, и в саморазрушении главного человеческого «орудия» —разума. Имея в виду не раз отмеченную выше специфическую черту ницшеанского философствования, можно понять, почему Ницше трактует «волю к истине» как проявление веры в «универсальную», массовую мораль, что мы в свое время уже фиксировали в качестве наличного факта. Традиционные учения об истине, подобно «сократовско-христианскому» моральному учению, постулируют безусловность своего предмета — в форме утверждения о существовании независимой от нашей воли и сознания реальности в первом случае и о божественных основаниях моральных истин во втором. Поэтому, пишет Ницше, «безусловное познание есть безумие эпохи добродетели: в нем гибнет жизнь. Нам следовало бы освятить ложь, безумство веры, несправедливость» (130, 13, 124).
|