Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Из книги: Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – с.91-106.




Феноменология. Современная феноменология так или иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859— 1938), разработавшего основные принципы феноменологи­ческой философии. До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологиче­ским методом, являющимся фундаментом науки.

Главные цели феноменологии— построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реаль­ность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысли­вается человеком. Сознание должно изучаться не как сред­ство исследования мира, а как основной предмет филосо­фии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем она отличается от того, что не явля­ется сознанием?

Феноменологи стремятся выделить чистое, т. е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный по­ток», и определить его особенности. Делают они это пото­му, что сознание— очень сложное образование с различными функциями. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущ­ность сознания вообще. Главная характеристика сознания вообще— это его постоянная направленность на предметы. Такая «наивная» направленность сознания на внешние предметы называется «интенциональностью». Сознание всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.

В своей деятельности, как теоретической, так и практиче­ской, человек «наивен», т.е. он не видит тех «смыслов», ко­торые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек счи­тает, что познает объекты как нечто независящее от сознания, своего и других людей, но на самом деле это не объекты, а «предметы» (то, что предо мной), иными словами, объекты, в которые я вношу определенные смыслы— или «очеловеченные объекты» или данные в сознании. Важно различать эти «смыслы сознания» («чистое сознание») и то, что вне его, т. е. собственно объекты. До всех наук и теорий существует жизненный мир — наивная повседневная жизнь. Эта жизнь и есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный мир— фундаментальная предпосылка культуры и цивилиза­ции. Он наполнен «смыслами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем пер­вичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вто­ричные, образования «жизненного мира» и из них черпаем по­нятия науки. Задача феноменологии— показать, как родились вторичные образования жизненного мира.

Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин­ного, «чистого сознания», надо провести редукцию созна­ния, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к спо­собу «Эпохе»— такой операции мысли, когда внимание уче­ного направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы ос­тается в стороне, а на первый план выходит состояние со­знания. Сфера, где осознается предмет—«Чистое созна­ние», т. е, очищенное от догм, схем и стереотипов мышле­ния, а главное, очищенное от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.

«Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих установок, доопытное, становится доступным пониманию при помощи «редукции» (сведения)-мыслительной опера­ции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности способом «Эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всего существующего— «абсолютного Я».

Оказывается, что сознание в чистом виде— «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания чело­века)—как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объ­ясняются из актов сознания. Объективной реальности, су­ществующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и другие основоположники феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, ко­торое отражает определенный рубеж: переход от конструк­тивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человече­ского опыта. Методы феноменологии оказали большое вли­яние на развитие философии в XX в., в частности, на раз­витие экзистенциализма, герменевтики, аналитической фи­лософии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты