Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТЕКСТ № 7.




ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (К. Ясперс, М. Хайдеггер)

Как направление современной мысли, экзистенциализм возникает в начале 20 гг. в Германии, Франции, в работах русских философов (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов).

Основное содержание экзистенциализма крайне сложно вычленить. Причина подобного затруднения кроется в ог­ромном количестве его философских и литературных мотивов, что создает возможность широкого толкования самой сути данного направления. Различные учебные пособия и эн­циклопедии выделяют «религиозный экзистенциализм» (Яс­перс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и «атеистический» (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). В новейших энцик­лопедиях мы встречаем деление на экзистенциальную онтоло­гию (Хайдеггер), экзистенциальное озарение (Ясперс) н эк­зистенциализм Ж. П. Сартра. Выделяют также экзистенци­ализм французский, немецкий, русский и т. п. Существуют и другие подходы к определению его доктрины и ее систе­матизации. Из всех подходов мы выделим концептуальный.

Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действитель­ностью можно признать только бытие человеческой лично­сти. Это бытие—начало и конец любого знания, и прежде всего философского. Человек сначала существует—думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Че­ловек сам определяет свою сущность. Она находится не вне его (например, в производственных отношениях, или в бо­жественном предопределении), а сущность человека не есть некий идеальный образ— прототип, имеющий «вечные», «неизменные» человеческие или «антропологические» каче­ства. Человек сам определяет себя, он хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь.

Личность не может преследовать какие-то «всеобщие цели», хотя в реальной жизни человек, нередко и отождест­вляя себя со «всеобщими целями», снимая, тем самым, от­ветственность с себя за свои поступки. Ему кажется, что мир рационален, что есть некие общие законы мира, исто­рии, культуры. Однако на самом деле мир абсурдный, чу­жой, бессмысленный, как и вся человеческая жизнь. К тому же, скорее всего, это единственный мир и, умирая, мы не получим никакого воздания. Подлинный человек не прячет­ся за миражи и вымыслы «сверхиндивидуального бытия». Он понимает, что полностью ответственен за свои поступки и их последствия.

Бытие человека— это драма. Сознание человека свобод­но, его воля предопределяет жизненный путь. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек абсолютно свободен в своем выборе от общества. Напротив, существование человека возможно только в рамках коллективности, «совместного бытия»; конкретный человек общается только с конкретными людь­ми. Человек одинок в своих чувствах, он находится в пустоте. В общении же с другим человеком он либо подчиняет его волю себе, либо сам подчиняется его воле (либо палач, либо жертва). Понятно, что в описанной ситуации нет ника­кой объективной истины. Истин много, столько, сколько людей. Истина— это «субъективность», ее можно найти, ис­следуя свои переживания. Для живого человека единствен­ная действительность— эта собственная этическая действи­тельность, а настоящая реальность— внутреннее решение. Существующий объективный мир в сознании каждого чело­века свой и только свой. Мир меняется, когда в его инерт­ность, хаотичность мы вносим действие. Мир преображает­ся, когда мы его осознаем сквозь призму своей воли, своих целей. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость.

Именно в этом мы видим основу философской позиции экзистенциализма, наиболее яркими представителями кото­рого были Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс.

Карл Ясперс (1763—1863 гг.) не считал философию нау­кой о бытии или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь или бытие неограничены. Философия же дает человеку жизненные ориентиры. Ис­тинное бытие не познается наукой, но осознается душой при помощи философии. В центре философии нет понятия разу­ма или рассудка, а есть фантазия и вера. Философская вера отличается от религиозной тем, что основана на размышле­нии, а не на откровении. Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой.

В реальной жизни, считал Ясперс, мы ощущаем одно­временно свою силу и способность изменить мир и свою бес­помощность, уязвимость, одиночество в мире. Чтобы изба­виться от этого чувства, надо проанализировать «ситуа­цию», т. е. ответить на вопрос: какой мир сегодня и какое место я занимаю в мире? Оказывается, что нынешний мир испытывает ужас перед временем, переживает кризис раци­ональности, не верит в Бога. Человек покинул мир природы ради техники, он стремится жить в толпе, «как все». Чело­век стал элементом массы. А масса— страшная иррациональ­ная сила. В массе мы наблюдаем погоню за наслаждением, нетерпимость, зависть, стремление нажиться, иллюзию ра­венства. В массе человек не может найти опору. Но как же найти себя, познать себя? Вне философии человек познает себя в кризисных ситуациях. Болезнь и смерть, опасные для жизни моменты риска и война позволяют нам познать себя. Однако можно познать себя и через философию. На­стоящая философия не пытается познать человека, она про­являет, выявляет бытие человека, будит его, подталкивает к свободе и к жизни.

Человек может преодолеть кризис и, придя к познанию себя, «самобытию», увидеть действительные связи бытия и свою судьбу. Это и означает стать свободным. Надо иметь веру в свою родину, чтить народные традиции, любить свой народ и других людей, избегать насилия в любых формах. Философская вера делает нас солидарными с другими людьми в их борьбе за свою свободу, права, за свое духов­ное развитие.

Мы должны быть благодарными. А это значит идти не за толпой, а за гениями человечества, стремиться к «коммуни­кации», т. с. понимать, слышать других людей и быть в свою очередь услышанным ими.

Мартин Хайдеггер (1889—1976) считал, что современная ему философия утратила понимание сущности и смысл бы­тия. Вопрос о бытии— главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструи­рует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человече­ского бытия раскрывает сущность бытия вообще. В чем же тогда сущность человека? Она заключается в особом способе жизни— существовании в страхе. Чувствуя страх, человек ста­новится одиноким, его перестает интересовать мир, обращает­ся к себе и тем самым начинает понимать себя. Страх— основ­ное переживание и способ бытия, позволяющий точно и все­объемлюще понять человека. Страх— это не боязнь. В боязни что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно. Страх же относится к неопределенной опасности, к миру как таковому, первоначальная его форма— страх перед лотереей жизни. Наряду с феноменом страха стоит и феномен жизне­деятельности, несущей счастье миру и людям. Он менее силь­ный и не менее глубинный, чем страх.

Человеческое существование протекает в сознании нача­ла и конца (рождение и смерть), т. е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие. Познавать необходимо не столько при­роду и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность. Весь мир, по Хайдеггеру, проникнут «мировым страхом», или «первобытным страхом». Человек понимает конечность своего бытия, по­нимает, что его существование это, по сути, «бытие для смерти». Смерть оказывается последней, решающей и по­длинной возможностью бытия. Итог простой: существование человека везде отягощено страхом. Человек пытается избавиться от страха, но это попытка убежать от своей соб­ственной сути. Человек бежит от самого себя и пытается забыться в общественной жизни, в суете, он «растворяется» в обществе. Хотя полного «растворения» не происходит.

Человек, будучи существом смертным, всегда охвачен тревогой, которая свидетельствует о том, что он лишился какой-либо опоры. Он становится одиноким, когда понима­ет, что общественные связи и отношения лишены смысла. Человек не может найти смысл своего существования в сфе­ре политики, экономики или техники. Смысл жизни—толь­ко в сфере свободы, в сфере свободного риска и собствен­ной ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты