Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 3. Лирическая песня




Лирическая песня как жанр русского фольклора. Структурная особенность лирической песни: 1) отсутствие развернутого сюжета; 2) эмоционально впечатлительная передача ситуаций, мыслей и переживаний - результат лирической формы; 3) лирическая песня – это стихотворный жанр.

Проблема классификации песен. Классификация А.М.Новикова (по среде создания): 1) традиционные крестьянские песни; 2) песни, созданные в рабочей среде; 3) песни, возникшие в городской среде; 4) песни литературного происхождения. Классификация Н.И.Кравцова и С.Г.Лазутина (по тематическому принципу): 1) песни крестьянской среды (семейно-бытовые, любовные, колыбельные); 2) социальные (разбойничьи, тюремные, солдатские, антикрепостнические, сатирические); 3) социально-профессиональные (ямщицкие, бурлацкие). Классификация Н.П.Колпакова (по жанровому признаку): 1) заклинательные (заклинания аграрно-календарные, свадебные); 2) игровые; 3) величальные (календарные величания, прославляющие человека-земледельца, игровые величания, по традиции исполняемые на игрищах, свадебные и подблюдные величания); 4) лирические. В них выделяют песни частые (весёлые и шуточные песни с жизнерадостным содержанием, с изображением мелких бытовых веселых эпизодов), в том числе сатирические (песни с элементами социальной и бытовой сатиры), и песни лирические протяжные (любовные, семейные, рекрутские, солдатские, тюремные, разбойничьи).

Поэтика лирических песен. Структура лирических песен: 1) монолог - размышление лирического героя; 2) диалог; 3) повествовательные песни; 4) песни-описания. Внутренняя организация лирической песни: 1) принцип поэтического параллелизма; 2) принцип цепочного построения; 3) принцип ступенчатого сужения образов; 4) принцип изречения.

Тема 4. Русский героический эпос (былины)

Специфика и определение жанра. Термин «былина» и народное название эпических песен. Былина и историческая действительность: отражение политической и военной истории древней Руси. Место и время сложения былин, их географическое распространение. Создатели и исполнители былин. Проблема генезиса былинного эпоса. Состав и классификация былин. Периодизация истории русского эпоса. Циклизация былин.

Сюжеты, темы и образы былин. Связь былин с мифологией. Былины Киевской и Новгородской Руси. Историческая и поэтическая классификация сюжетов. Идеи и историческая основа былин «Волх Всеславьевич», «Вольга и Микула», «Добрыня и змей», «Женитьба князя Владимира», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Сокольник», «Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и Алеша», «Соловей Будимирович», «Ставр Годинович», «Молодость Чурилы», «Сухман», «Садко», «Василий Буслаев».

Типизация и индивидуализация в былинах. Поэтика русского эпоса. Принципы изображения людей и событий (гиперболизация, идеализация). Композиция былин. Последовательность эпизодов, общие места, повторы, ускорение и замедление повествования; запевы, зачины и концовки. Поэтический язык (сравнения, эпитеты и пр.) Былинный стих.

История собирания, опубликования и изучения былин: В.Белинский, Ф.Буслаев, О.Миллер, Л.Майков, В.Стасов, А.Веселовский, В.Миллер и др. Исследования советского времени: А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Рыбаков, Ф.Селиванов, В.Аникин и др. Историко-культурное значение русского былинного эпоса.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты