Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 5. Специфика древнерусской литературы




Читайте также:
  1. Авторы работ по методике преподавания литературы
  2. Анализ учебно-методической литературы и программных реализаций поиска оптимума функции нескольких переменных
  3. Бейспецификалық ойық жаралы колит
  4. Билет 20. Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста
  5. Билет 30. Специфика рекламных, журналистских и PR-текстов
  6. Билет № 84 Судебная власть РФ: специфика и функции
  7. В большинстве литературы выделяются основные принципы построения анкеты, которые состоят в следующем.
  8. В чем заключена специфика процесса лоббирования?
  9. В чем проявляется специфика применения математических методов и моделей в естественных, технических и социально-гуманитарных науках?
  10. В чем специфика политической социализации?

Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы. Исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы: образование государства, его идеологическое обоснование, развитие экономических, торговых и политических связей, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Проблема появления письменности (2 точки зрения): введение христианства и распространение письменности задолго до введения христианства (надписи на памятниках материальной культуры и тексты договоров Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в.). Роль христианства (988 г.) в дальнейшем развитии и распространении письменности по всей территории древнерусского государства.

Христианская церковная письменность: требование единой орфографии, единых приёмов письма, единого письменного языка. Переводная христианская литература (после 988 г.): знакомство русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширение их умственного кругозора, сообщение сведений исторического характера. Развитие книжной образованности: роль монастырей (очаги новой христианской культуры).

Основные источники формирования древнерусской литературы: устное народное творчество и книжная христианская культура, идущая от южных славян, в частности болгар, и от Византии.

Специфические особенности древнерусской литературы. 1. Рукописный характер бытования и распространения. Материал для письма в XI-XIV вв. - пергамен (телячья кожа особой выделки). Чернилы и киноварь, гусиные перья (до середины XIX в.). Особенности письма: медленное, аккуратное вырисовывание каждой буквы; экономно: в ширину всей страницы или в два столбца без деления на слова и предложения, абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей – инициалом, заголовком. Особый надстрочный знак – титла (глет - глаголет, бгъ - бог, бца - богородица). Почерк XI-XIII вв. в науке – устав (спокойный, торжественный почерк). Появление бумаги на Руси (к. XIV в.), окончательное вытеснение пергамента (XVI в.). Смена устава полууставом. (беглое, менее строгое, но сохраняющее четкость и раздельность написания букв). Конец XVI в. – скоропись (наклонное письмо, где буквы соединяются, сокращение).



Основной тип древнерусской книги – объёмная рукопись, составленная из отдельных тетрадей, затем переплетенных вместе. Первая книжная лавка (1728 г., при Академии наук).

2. Анонимность или псевдонимность - следствие религиозно-христианского отношения общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. Особенность: оценочные эпитеты «худый», «недостойный», «многогрешный». Отсутствие авторского права, индивидуальных особенностей личности писателя. Переписчики - редакторы и соавторы. «Извод».

3. Историзм, его специфически средневековый характер (ход и развитие исторических событий объясняется с религиозной точки зрения).

4. Публицистичность и злободневность.

Периодизация древнерусской литературы. Древнерусская литература - это литература русского Средневековья, которая прошла в своем развитии долгий семивековой путь, от XI в. до XVII в. Три первых столетия она была общей для украинского, белорусского и русского народов. XIV в. - различия между восточно-славянскими народностями, их языком и литературой.

I период. Литература Киевской Руси (XI-XII вв.). Киев - центр политической и культурной жизни страны, «матерь городов русских».



II период. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (XIII-XV вв.). Установление татаро-монгольского ига, отсутствие единства литературного процесса, деятельность областных литературных «школ» (черниговской, галицко-волынской, рязанской, владимиро-суздальской и др.).

III период. Литература периода создания и развития централизованного Московского государства (XVI-XVII вв.). Новый духовный центр – Москва.

Система жанров древнерусской литературы была двуедина: церковные и светские жанры.

Основные темы древнерусской литературы: история развития Русского государства, русской народности, красота и величие Руси, созидательный труд русских людей, моральная красота русского человека, защита родной земли от внешних врагов, осуждение политики князей, сеявших кровавые раздоры. Героический и патриотический пафос. Древняя русская литература выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Тема 6. Литература Киевской Руси XI-XIII веков

Культурный расцвет Киевской Руси. Введение школьного обучения (князь Владимир и Ярослав Мудрый).

Житийная литература. Жития князей Бориса и Глеба. Житие Феодосия Печерского. Киево-Печерский патерик.

Древнейшее летописание, его возникновение (не раньше 30-х гг. в XI в., в период правления Ярослава Мудрого, потребность иметь свою письменную историю, рост национального самосознания русского народа). Летописи – исторический документ государственного значения (договорные грамоты, завещания князей, постановления феодальных съездов и т.п.). Изображение истории Руси как части мирового исторического процесса. Летопись - ведущий литературный жанр, в котором развивалось русское сюжетное повествование, и одновременно жанр публицистический, откликающийся на политические запросы своего времени. Метод составления летописи.



«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллективного творчества. Концепция академика Д.С.Лихачева - «Сказание о распространении христианства на Руси». 60-70-е гг. XI в. - следующий этап в развитии русского летописания - связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Около 1095 г. - новый летописный свод («Начальный» - А.А.Шахматов). В начале XII в. переработка «Начального свода» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором - первая редакция «Повести…» (1113 г.). Около 1116 г. переработка «Повести…» по поручению Владимира Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром – вторая редакция. В 1118 г. переработка «Повести…» по указанию князя Мстислава – сына Владимира Мономаха - третья редакция. Жанровый состав «Повести временных лет». Хронологический принцип изложения. Формы летописного повествования: летописные сказания, летописный рассказ, летописная повесть.

Красноречие: дидактическое, учительное («Поучение Владимира Мономаха») и эпидиктическое, торжественное («Слово о законе и благодати»). Красноречие – область творчества, характерная для древнейшего периода развития литературы. «Золотой век» древнерусского красноречия – XII в.

Тема 7. «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» - выдающийся литературный памятник Киевской Руси. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве» (собиратель древнерусских рукописей А.И.Мусин-Пушкин, начало 90-х гг. XVIII в.). 1800 г. - издание «Слово о полку Игореве» вышло в Москве отдельной книгой под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».

Историческая основа «Слова…» - подлинные исторические факты (поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в конце апреля-начале мая 1185 г.).

Сюжет и композиция «Слова…», их уникальность: оно не подчиняется канону ни одного из известных жанров древнерусской литературы, художественное совершенство. Текст принято делить на три части: вступление, основную (центральная) часть и заключение.

Лирический характер вступления: автор, обращаясь к слушателям («братии»), говорит о цели своего произведения и размышляет о способе его создания, вспоминая о Бояне, некогда воспевавшем деяния русских князей, автор указывает на те два временных пласта, которые определяют хронологические рамки повествования: «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Открытый вопрос о «старом Владимире»: Владимир I – креститель Руси или Владимира Мономах - сторонник объединенных действий князей против половцев. Отражение во вступлении композиции памятника - соединение в нем лирического («песня») и эпического начала («повесть»).

Центральная часть произведения делится на три подчасти: первая – сюжетная (рассказывается о походе Игоря против половцев). Завязка сюжета – выступление дружины Игоря в поход в момент солнечного затмения. Развитие действия идет по восходящей – встреча Игоря с Всеволодом, путь к месту битвы, первый бой с половцами. Кульминация – вторая битва. Развязка – поражение Игорева войска и пленение князей. Завершение этой части - знаменательное отступление, описывающее последствия поражения Игоря для Русской земли и противопоставляющее действия Игоря политике великого киевского князя Святослава. Особая роль исторических отступлений в композиции «Слова…». Вторая подчасть - отсутствие сюжетного развития, сочетание лирических и лирико-публицистических фрагментов: сон Святослава Киевского, толкование этого сна боярами и автором в отступлении и «золотое слово» Святослава, обращенное к Игорю и Всеволоду. Завершение этой части - обращение к другим русским князьям с призывом отомстить «за раны Игоря» и за всю Русскую землю, выражающее авторскую идею о единстве русских князей в борьбе не только с половцами, но и со всеми внешними врагами. Третья подчасть – сочетание лирического фрагмента (плач юной жены Игоря Ярославны) с окончанием сюжетного действия, своеобразным эпилогом (рассказом о побеге Игоря из плена и его возвращении на Русь). Лирический фрагмент является символической причиной завершения событий: плач (мольба Ярославны, обращенная к солнцу, ветру и Днепру) заставляет силы природы помочь Игорю. Роль пейзажных описаний.

Заключение, третья часть «Слова…» возвращает нас к вступлению: автор, вспоминая славы, петые Бояном «старым князьям», сам поет песнь «молодым».

Система образов «Слова…». Жанровое своеобразие «Слова…»: связь «Слова…» с жанром ораторского красноречия (И.П.Еремин), соединение двух фольклорных жанров – «слава» и «плач» (Д.С.Лихачев).

Время создания произведения - последние 15 лет XII в. Проблема датировки: 1185-1187 гг. (Н.К.Гудзий, П.П.Охрименко) 1198-1199 гг., (П.И.Яценко).

Проблема автора. Гипотезы: галицкий «премудрый книжник Тимофей» (Н.Головин), «словутный певец Митуса» (А.К.Югов), тысяцкий Рагуил Добрынич (В.Г. Федоров), киевский боярин, летописец Петр Бориславич (Б.А.Рыбаков) и даже сам князь Игорь (Н.В.Шарлемань, В.А.Чивилихин) и др. Наиболее аргументированной представляется гипотеза Б.А.Рыбакова, основанная на лингвистическом анализе текста летописи Петра Бориславича и «Слова…».

Значение «Слова о полку Игореве».

Тема 8. Литература Северо-Восточной Руси XIII века

Общая характеристика литературной ситуации. «Моление» Даниила Заточника: историко-литературный анализ. Две редакции памятника («Слово», 1197г., адресованное князю Ярославу Владимировичу, несколько раз княжившему в Новгороде, и «Моление», ок. 1229г., обращенное к Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо). Сходство и различие памятников. Тематика и проблематика произведения (прославление человеческой мудрости; тема князя, способного защитить попавшего в беду умного человека своей любовью-милостью; тема бедности и богатства; тема семейных отношений; обличение боярства и монашества). Основной мотив памятника - страстная и убежденная защита человеческой личности и человеческого достоинства независимо от социального и имущественного положения. Образ автора (член княжеской дружины, дворянин (И.У.Будовниц), княжеский холоп (П.П.Миндалев), боярский холоп (Н.К.Гудзий), зависимый человек, княжеский «милостник» (Д.С.Лихачев). Жанровое своеобразие произведения: искусная контаминация послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика. Художественные особенности памятника. Книжная и народная традиции.

«Слово о погибели Русской земли» (опубликовано в 1892 г.). Центральная тема «Слова о погибели Русской земли» - скорбь о Русской земле, разоренной и поруганной иноземными захватчиками.

Повести о татарском нашествии. Историческая основа - 30-е годы XIII века (Русь подвергается татаро-монгольскому нашествию). «Повесть о битве на реке Калке», ее историческая основа (16 июня 1223 г. произошла битва на реке Калке, первое сражение русских с татарами, победа татар). «Повесть о разорении Рязани Батыем», ее историческая основа (зимой 1237 г. полки Батыя перешли на правый берег Волги и подошли к Рязани. Рязань была взята штурмом, рязанский князь Юрий вместе с братьями был убит, перебито было почти все население города).

Тема 10. Русская литература второй половины XVII века

Общая характеристика литературной ситуации. «Повесть о Горе-Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин» как бытовая биографическая повесть XVII века. Пути развития жанра бытовой повести в русской литературе XVII века. Вопрос о времени создания произведения и мировоззрении его автора. Жанрово-стилистическое своеобразие «Повести о Горе-Злочастии». Композиция: стилистическое своеобразие вступления, его книжный характер и источники. Роль вступления в композиционной структуре произведения и в общем замысле автора. Основные идеи вступления (Адам и Ева, грехопадение как результат преслушания). Вступление как своеобразный способ обобщения: попытка перевести размышления о судьбе частного человека (Молодца) в разряд раздумий о человеческой природе и доле вообще (Священная история); повествование о жизни и судьбе Молодца: соотношение с композиционной житийной схемой, сходства и различия.

Система образов: Молодец как главный герой повествования и первый в русской литературе обобщенный, «безымянный», герой. Связь этого образа с фольклорной традицией. Мировоззрение Молодца: черты нового человека. Проблема свободы и воли, ответственности за свою судьбу и поступки. Изображение поколения «отцов» (родители Молодца и «люди добрые» на пиру). Система их ценностей и ее отражение в тексте. Образ Горя-Злочастия, его фольклорные истоки и книжные аналогии.

Своеобразие конфликта, особенности развития сюжета: а) использование автором и трансформация фольклорных и традиционных книжных мотивов, мотивов евангельской притчи о блудном сыне: новое содержание, новые идеи, их авторская трактовка; б) отношение автора к житийному канону, христианской образности (образ архангела Гавриила, в облике которого является Молодцу Горе), к религиозным догматам, авторитетам и ценностям (монастырь и его роль в финале произведения).

Сочинения протопопа Аввакума. Процесс «обмирщения» жанра. Близость к светской биографической повести. Причины проведения церковной реформы. Церковный раскол и его социальная сущность. Патриарх Никон и протопоп Аввакум – два непримиримых противника. Появление старообрядчества. Социальные противоречия эпохи и их отражение в «Житии протопопа Аввакума». Тесное переплетение личного и общественного. Поучительный и одновременно полемический характер произведения. Традиционное и новаторское в «Житии…». Мотив телесной наготы как символ обнаженной души, неподдельной искренности чувств. Мотив искушения святого, когда он переживает в процессе грехопадения, и нравственные ощущения. Психологизация описания героя. Близость стиля к исповедальному. Двойственная структура образа Аввакума («пророк» и «грешник»).

Возникновение театра и драматургии.

Симеон Полоцкий и возникновение стихотворства. Стиль барокко в творчестве Симеона Полоцкого. Двуцветное письмо: черное и красное, графика и живопись. Образы «космического» ряда: Россия -небо, царь – солнце, царица – луна и пр. Имена античных богов и героев, образы христианской мифологии. Основные поэтические сборники Симеона Полоцкого. «Рифмологион» (1680г.). Центральная тема сборника – Российское государство, его политическое могущество и его глава. Тема царского единодержавия. «Одическое» славословие. Образ идеального монарха. «Вертоград многоцветный» (1676г.-1680г.) как сборник дидактической поэзии. Просветительские тенденции. Уважение к человеческому разуму, науке. Общественно-политические вопросы. Сатира на неустройства современной поэту действительности. Идеальный образ монарха в духе идей просвещенного абсолютизма.

Переводная литература конца XVII века как показатель глубокого и серьезного сдвига в русской литературе.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 41; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты