Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 17. Творчество М.В.Ломоносова




Читайте также:
  1. Архитектура Бразилии и творчество О.Нимейера
  2. Архитектура Скандинавских стран и Финляндии в межвоенный период (197-1939 г.г.) творчество А.Аалто
  3. В.2. Правотворчество: понятие, ПРИНЦЫПЫ, виды
  4. Воображение и творчество.
  5. Вопр. Творчество Пушкина
  6. Вопрос 18. Философия Возрождения: возрожденческий гуманизм и антроценризм. Творчество как сущностная черта человека. Социально - политические взгляды; этика гедонизма.
  7. Вопрос 37: Творчество и деятельность. Творческая личность.
  8. Вопрос 52.Общая философия: познание - творчество - интуиция. Объяснение и понимание. Роль в познании знаковых систем и символических форм культуры.
  9. Вопрос 61. СКТворчество. Классификация по видам, направлениям и формам организации.
  10. ВОПРОС Чехов о Сибири. Осн. творчество Чехова.

М.В.Ломоносов - Петр Великий нашей литературы (В.Г.Белинский). Его роль в создании национальной культуры, становлении литературного языка и русской поэзии. Многосторонняя деятельность М.В.Ломоносова: астрономия, геология, минералогия, география, экономика, физика, химия, история, филология. Ломоносов как организатор и просветитель: участвовал в строительстве Петербургской Академии наук, гимназии, был одним из организаторов Московского университета, стремился в публичных речах приобщить широкую аудиторию к последним достижениям науки.

Ломоносов как теоретик языка и литературы. А.Н.Радищев: «насадитель русского слова». Разработка системы русского стихосложения. Основные принципы стихосложения - в «Письме о правилах российского стихотворства». «Риторика, или краткое руководство к красноречию» (1748), «Российская грамматика» (1755): философский характер, о природе слова, о его отношении к материальному миру и к человеческой мысли. Идея о превосходстве русского языка над европейскими. Стремление упорядочить использование всех элементов языка в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Язык «природный» (разговорный) и «славенский», язык церковных книг - источники образования русского литературного языка. Группы слов российского языка: 1) общие церковно-славянскому и русскому; 2) славянские, малоупотребительные, но грамотным людям понятные; 3) слова разговорного языка, которых нет в церковных книгах. Сюда же относятся слова простонародные. Три стиля: высокий, посредственный и низкий. Высокий стиль состоит из слов первой и второй группы и применяется для написания героической поэмы, оды и ораторских речей. Посредственный составляется из слов первой и третьей группы, допуская слова второго рода, и служит для драматических сочинений, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, исторических и научных сочинений в прозе. Низкий стиль складывается из слов третьего рода, которые могут смешиваться с речениями среднего штиля. Он рекомендуется для комедий, эпиграмм, песен, дружеских писем и описания обыкновенных дел.

Излюбленные жанры М.В.Ломоносова: ода, торжественная надпись, поэма, трагедия.

Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество М.В.Ломоносова. Французский классицизм: ода как песня; русский классицизм: ода - жанр героической гражданской лирики, предполагающий «высокое» содержание и торжественный стиль его выражения. Жанровая специфика: строгая форма, «лирический беспорядок», предполагающий свободное развитие поэтической мысли, похвала определенному лицу, нравоучительные рассуждения, исторические и мифологические образы, обращение поэта к музам, природе, эмоциональное воздействие. Г.А.Гуковский: эмоциональный подъем, «восторг» - «единственная тема» поэзии М.В.Ломоносова.



Торжественные оды - мысль и чувства нации. И.З.Серман: ода М.В.Ломоносова состоит из «основного рассказа от имени одописца, прерываемого монологами-вставками персонажей: бога, России, царей и цариц» (Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.;Л., 1966. – С. 35). Оды Ломоносова - культурная и политическая программа преобразования России. Каждая ода Ломоносова посвящена определенной теме. Композиция - словесно-тематический принцип построения. Развитие поэтической идеи оды «осуществляется через конфликт, через столкновение двух полярностей, двух противоположностей… завершающееся, как правило, конечной победой сил разума и добра» (Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.;Л., 1966. – С. 128). Принципы поэтического стиля - высота, великолепие, выразительность.



Духовные оды М.В. Ломоносова - лирические, «личные», индивидуальные, по своему содержанию, эмоциональному строю и проблематике – это переложения псалмов (продолжатель традиций Симеона Полоцкого). Центральная тема переложений псалмов – «борьба с врагами».

«Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление» (не связаны с духовными текстами, мысль о возможности познания тайн природы на пути научного исследования) и «Ода, выбранная из Иова» (монолог бога, обращенный к человеку вообще) - форма выражения философских идей автора. Образ Бога в оде – воплощенное светлое начало разума и закономерной творческой воли.

Жанр сатиры («Гимн бороде»), драматургические опыты («Тамира и Селим», «Демофонт»).

Тема 19. Литература 1760-1770 гг. (Повествовательная проза 1760-1770-х гг.)

Историческая основа: государственный переворот, цареубийство и узурпация престола, либеральные реформы первых лет царствования Екатерины II, русско-турецкая война и Пугачевский бунт.

Пути развития русской художественной прозы: переоценка эстетических ценностей, проявление скрытых тенденций национального литературного развития, кризис господствующего литературного направления - классицизма.

Художественная проза - оригинальная беллетристика, первые опыты русского романа 1760-1770-х гг. (это в эстетическом отношении совершенно новаторское явление).

1750-1760 гг. - дискуссия о романе, его месте в литературе и круге чтения образованного человека, о допустимых и недопустимых модификациях романного жанра («Риторика» М.В.Ломоносова,1748; статья А.П.Сумарокова «О чтении романов», 1759; перевод «Странствий Телемака» В.К.Тредиаковского, 1766).



Зарождение романного жанра в русской литературе 1760-1770-х гг. - индикатор основного направления русского литературного процесса второй половины XVIII в.: демократизация русской литературы. Демократизация читателя: расширение круга читающей публики - образованное купечество, городское мещанство и ремесленники, чиновничество и грамотная часть крестьянства. Демократизация состава писателей: выходцы из бедного нетитулованного дворянства, духовенства, чиновничества и купечества (М.Д.Чулков о Ф.А.Эмине, М.И.Попове, А.О.Аблесимове, В.А.Левшине, Н.Г.Курганове - «мелкотравчатые»).

Федор Александрович Эмин - первый оригинальный русский романист нового времени. Ф.А.Эмин как романист, переводчик и издатель сатирического журнала «Адская почта». Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А.Эмина. Автобиографизм в романе «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763). «Письма Ернеста и Доравры» Ф.А.Эмина (1766) как эпистолярный роман.

Михаил Дмитриевич Чулков - автор романа «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины». Поэтика и жанровое своеобразие романа: традиция авантюрно-плутовского романа-путешествия и традиция психологического романа.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 17; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты