Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 13. Классицизм в русской литературе




Литература второй трети XVIII века - формирование и расцвет классицизма, литературного направления эпохи абсолютизма. Европейский классицизм зародился во Франции в конце XVI века, русский классицизм утверждался в эпоху становления национальной государственности и выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, создававшего свою культуру как культуру всего государства, всей нации. Выдающиеся деятели русской литературы 30-50-х годов XVIII века, в произведениях которых определился классицизм, вышли из разных социальных групп: Тредиаковский - из духовенства, Ломоносов - из крестьянства, Сумароков - из дворянства. Главная задача в формировании русского классицизма: создание национальной художественной литературы в новых, общеевропейских формах средствами более упорядоченного языка.

Литературная теория русского классицизма - система взглядов на искусство поэзии. Поэтические принципы классицизма: «Риторика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «О нынешнем состоянии словесных наук в России» М.В.Ломоносова, предисловия к «Аргенида» и «Тилемахида», статьи «Мнение о начале поэзии и стихов вообще», «Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии», «Письмо, в котором содержится размышление о стихотворстве» В.К.Тредиаковского, статьи «О неестественности», «К несмысленным рифмотворцам», «Письмо о чтении романов», «О стихотворстве камчадалов», «Критика на оду», «Слово на открытие Академии художеств», эпистолы о русском языке и стихотворстве А.П.Сумарокова.

Определяющий фактор литературной доктрины классицизма - принцип общественного назначения поэзии и «подражание природе» с помощью вымысла. Иерархия ценностей искусства (познавательно-нравственная ценность), высокая гуманистическая миссия искусства - совершенствование людей, их гражданское и политическое воспитание. Влияние философии рационализма с ее культом разума (Рене Декарт: поведение человека заслуживает уважения лишь тогда, когда оно «разумно», то есть отвечает высшим нравственным нормам; английский философ-эмпирик Фрэнсис Бэкон и французский философ-эмпирик Пьер Гассенди).

Идеал литературой классицизма - человек общественного склада, высокого интеллекта, мыслящий, волевой, с развитым чувством долга, руководствующийся в своих поступках принципом «общей пользы».

Воздействие просветительской мысли XVIII века на русский классицизм (английский философ Д.Локк о роли воспитания в нравственном совершенствовании человека). Русскому классицизму осталась чужда социальная основа философской системы Д.Локка, обосновывавшей принцип конституционно-парламентской монархии.

Мысль об однородности методов искусства и способности природы к самовоссозданию в принципе «подражания природе». Эстетические идеалы классицистов - памятники античного искусства. «Поэтика» Аристотеля и «Послание к Пизонам» Горация - основа для построения эстетической и литературной теории классицизма. Поэзия - особый вид «словесной науки», что приравнивало художественную литературу к научному познанию. Отсутствие в классицизме понятия свободно творящей фантазии.

Рационалистический характер классицизма проявился в дидактической поэме теоретика классицизма французского писателя Буало - «Поэтическое искусство» (1674г.).

Литературно-эстетическая теория классицизма: четко разработанная система литературных родов и видов (иерархия и замкнутость жанров).

Жанры «высокие» (ода, эпопея, трагедия), «низкие» (комедия, сатира, басня). Непопулярность «средних» жанров (элегия, послание и песня) - обращены к изображению внутреннего мира отдельного человека.

Главная стилистическая задача - выработка нормы поэтической речи на основе ее живого употребления.

Литературная деятельность А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова в 30-50-е годы XVIII в. - границы первого периода в развитии русского классицизма. Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, Я.Б.Княжнин, В.В.Капнист, И.И.Хемницер - второй период в развитии классицизма в России. Последняя треть XVIII века - нарушение стройности стилевой системы русского классицизма (в творчестве учеников и преемников А.П.Сумарокова). Классицизм продолжает жить в первые десятилетия XIX века: не вносит ничего нового в литературу.

Самобытность русского классицизма - связь произведений с традициями устного народного творчества и древнерусской литературы. Летописный материал - основа для большинства русских трагедий. Влияние народной сатиры на стихотворную сатиру, комедию, басню.

Реформа русского стихосложения: Тредиаковский обосновал реформу русского стихосложения, ссылаясь на народную песню; Ломоносов реформу русского языка основывал на сближении литературного языка с разговорной речью. В творчестве писателей последней трети XVIII века (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов) разговорная русская речь - основной материал литературы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты