КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 20.2. Творчество Г.Р.ДержавинаПервая половина XVIII века в русской поэзии - два противоположных направления («высокое» - одическое, ломоносовское и сатирическое – кантемировское). Творчество Г.Р.Державина - синтез этих направлений. Г.Р.Державин: «с 1779 года избрал совсем особый путь». Новаторство проявилось в «Оде на смерть князя Мещерского» и в «Стихах на рождение в Севере порфирородного отрока». «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» Г.Р.Державина: снижение мифологических образов с помощью метода бурлескной перелицовки, отказ от пародии. Задача Г.Р.Державина – поэтически воссоздать картину русской зимы, поэтому мифологический Борей превращается в русского деда мороза, а нимфы и сатиры превращаются в «шутку», которая не мешает передавать подлинность русских нравов. Особенность мировосприятия Г.Р.Державина – он не стал воспевать в будущем императоре земного бога, а обратился к нему с добрым пожеланием: «Будь на троне человек». «Екатерининские» оды Г.Р.Державина. «Фелица» - ода нового типа: соединение «высокого» (одического) и «низкого» (сатирического) начала. Образ «премудрой», «богоподобной царевны» Фелицы: восхваление Екатерины II, создание портрета в новой манере, принципиально отличающейся от традиционной одописи, не земное божество, а деятельная и умная «Киргиз-Кайсацкая царевна». Изображение Екатерины II как частного лица в повседневной жизни, как правительницы обуславливает деление оды на две части. Противопоставление Фелице образа порочного «мурзы» определяет жанровое своеобразие оды: она сливается с сатирой. Мурза в изображении Державина – это и собирательный образ, включающий в себя порочные черты екатерининских вельмож, и сам Г.Р.Державин. В этом заключена новизна. Лирическое «я» в русской оде 1740-1770-х годов сливается с «мы», поэт считает себя выразителем мнений народа. «Фелица»: лирическое «я» приобретает конкретность – среди персонажей оды появляется сам одический поэт. Он и «мурза» – носитель всех пороков, и поэт, достойный воспевать идеальную государыню. Речь поэта в «Фелице»: свободная, непринужденная, пронизанная подлинным лиризмом. Развитие в оде образов, созданных Екатериной в ее «Сказке о царевиче Хлоре», - автор пользуется шуткой, остроумными намеками. «Фелица» - смелое и решительное отступление Г.Р.Державина от традиций классической оды. Продолжение «Екатерининской» темы в творчестве Г.Р.Державина - стихотворения «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы», «Видение мурзы». Сатирические оды Г.Р.Державина - сочетание обличительного элемента с поучительным и хвалебным. К сатирическим одам примыкают религиозно-обличительные, по большей части представляющие собой переложения псалмов. Ода «Властителям и судиям» (1780-1787гг.) - переложение псалма. Обращение к высшей власти от «всевышнего бога»: поэт провозглашает обязанности «властителей и судей», призывает бога ниспровергнуть неправедную власть. Екатерина II: ода Г.Р.Державина - «якобинские стихи» (условия эпохи религиозно-обличительная ода получила отчетливое политическое звучание). Ода «Вельможа» (1794): гражданские темы и мотивы. Обличение «вельможества» с гражданской точки зрения, сохранение религиозно- нравственного элемента. В первых строфах - мысль о том, каким должен быть истинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-гражданина. Основная часть произведения – сатирическая, в которой по контрасту с предыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного вельможи. Заключительные строфы даны в торжественном тоне оды – в них поэт возвращается к мысли об истинном назначении вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в «Фелице», присутствует в последующем творчестве. Реальные черты самого Г.Р.Державина, администратора и государственного деятеля, в образе человека-гражданина. Героические оды и патриотическая лирика Г.Р.Державина. Героические оды Г.Р.Державина - отражение его победоносной эпохи. Предшественник Г.Р.Державина в этом виде оды – М.В.Ломоносов, его поэтика: героико-патриотические произведения отличаются торжественной приподнятостью, грандиозностью образов и метафор. Начало оды «На взятие Измаила»: величественная картина извержения Везувия, с которой сопоставляется величие русской победы под Измаилом. Взятие считавшейся неприступной крепости - связь с героическим прошлым русского народа, залог его великого будущего. Мысль: величием и славой народа создается величие и слава царей. В подобных одах Г.Р.Державина героем од является А.В.Суворов, «князь славы», величайший из полководцев. Философские оды Г.Р.Державина. «Ода на смерть князя Мещерского» - первое стихотворение 1779 года, рубежного в творческой судьбе Г.Р.Державина. Сохранение всех внешних форм традиционной оды: посвящение знатному человеку, написана четырехстопным ямбом. Размышления о смерти утратили отвлеченность: жизнь и смерть для Державина – конкретные понятия. Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком, приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило действительное событие, в котором воедино слились быт и бытие. Обновление традиционно-аллегорического образа смерти реалистическими подробностями. Мировоззрение Г.Р.Державина оптимистично: в заключении он ободряет друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности смерти, перестать «терзаться и скорбеть» об ушедшем друге и наслаждаться радостями жизни. Религия - способ преодоления страшной мысли о смерти. Ода «Бог» - образец религиозных стихотворений. Восхваление бога превращается у Г.Р.Державина в гимн человеку: величием своим он равен богу («Ты есть - и я уж не ничто!»). Отход от традиций русской литературы: до Г.Р.Державина человек должен был говорить с богом, стоя на коленях; у Г.Р.Державина относительность и условность противопоставления человека богу. Место оды «Водопад» среди од религиозно-философской тематики. Сложное содержание - философские раздумья, политические идеи, восторженные похвалы, живописные картины. Анакреонтические стихи Г.Р.Державина. Приближение творчества к жизни и быту. Родственность Анакреонта и Горация Г.Р.Державину по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Послания «Приглашение к обеду» (обращено к Шувалову; жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение поэта, свободный и непринужденный тон, простой язык) и «Евгению. Жизнь Званская» (широкая картина помещичьего быта, тема противопоставления жизни городской и сельской, ее решение в контексте темы творчества). Близость послания Г.Р.Державина и «Осени» А.С.Пушкина (в качестве эпиграфа А.С.Пушкин взял строки из державинского стихотворения). Тема природы в творчестве Г.Р.Державина. Изображение объективного Г.Р.Державин воспринимает природу зрительно, в слуховых образах. Пейзажные зарисовки: яркость, великолепие, красочность («Сребром сверкают воды», «Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем»). Конкретизация отвлеченных тем, абстрактных идей. «Осень во время осады Очакова»: правдивое, живое описание южной природы. Художественное своеобразие творчества Г.Р.Державина. Новаторство. Разрушение канонов классицизма, смешение «высокого» и «низкого», «возвышенного» и «смешного». Изложение содержания, соответствующего оде, жанром анакреонтической песни, сочетание хвалебной оды с сатирой. Г.Р.Державин - поэт переходного времени: связь с классицизмом, сентиментализмом, предромантизмом и реализмом.
Планы практических занятий
|