КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона: идейно-cодержательное и жанрово-стилистическое своеобразиеВопросы для обсуждения: I. Место красноречия в системе жанров древнерусской литературы. Жанровые разновидности церковного торжественного красноречия. Жанровые разновидности церковного учительного красноречия. Вопрос о не церковном, политическом, красноречии Древней Руси: круг текстов, их проблематика, пафос и основные художественные средства. Выраженное авторское начало в этих произведениях, противоречащее общему принципу анонимности древнерусской литературы: образ автора в произведениях красноречия. II. Историческая характеристика эпохи Ярослава Мудрого. Культурно-просветительская и политическая деятельность этого князя. Киев как культурная столица Руси в изучаемый исторический период. Основные религиозные и политические идеи эпохи. Проблема независимости Руси от Византии. Поставление Илариона в митрополиты в свете государственной и религиозной политики Ярослава Мудрого. III. Идейно-содержательное и жанрово-стилистическое своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. 1) Композиция «Слова о Законе и Благодати», три основных части произведения: а) первая часть «Слова»: догматическо-религиозное содержание. Концепция философии мировой истории. Традиционная для христианской экзегетики проблема соотношения иудаизма и христианства, Ветхого и Нового Заветов. Использование Иларионом терминов «Закон» и «Благодать», их каноническое содержание и смысловое наполнение; введение в текст произведения ветхозаветных образов (Авраам, Сарра, Агарь, Исаак, Измаил) и их значение в развитии замысла Илариона. Превосходство христианства над иудаизмом в понимании Илариона: свобода выбора, универсальный характер христианской религии, национальная замкнутость иудейской религии. Смысл обращения Илариона к иудейской тематике. Средневековые концепции «богоизбранного народа», «вселенской империи», «церкви всех народов», оправдывавшие притязания Византийской империи и церкви на монопольное положение по отношению к другим народам. Противопоставленная им Иларионом идея равноправия народов. Крещение Руси как результат свободного выбора ее народа и закономерное следствие постепенного распространения христианской веры на все народы; б) вторая часть «Слова»: политическое содержание произведения. Центральная часть «Слова», заключающая его основной пафос. Отношение Илариона к факту Крещения Руси: введение Киевской Руси в контекст мировой истории; «новая вера», «новые люди» («не вливают бо вина новаго в мехы ветхи»). Основы исторического оптимизма, присущего мировоззрению, культуре и литературе Древней Руси. Идея религиозной самостоятельности Руси и ее независимости от Византии. Прославление Русской земли и ее князей - Владимира и Ярослава. Проблема Божественного происхождения княжеской власти и долга князей по отношению к своему народу; в) третья часть «Слова». Похвала князю Владимиру как органичное продолжение идей второй части. Похвала как обязательное заключительное звено трехчастной композиции в памятниках красноречия. Политическое звучание похвалы в «Слове о Законе и Благодати». Смысл сопоставления князя Владимира с царем Константином, апостолами: «Владимир равноапостольный», требования его канонизации. Главная историческая заслуга князя Владимира: «креститель Руси». Принципы построения образа Владимира: военные подвиги и христианские добродетели - идеалы воинской повести и жития, их сочетание, традиции русского княжеского жития. Владимир как «славный от славных» и «благородный от благородных». Ярослав Мудрый как достойный продолжатель дела отца; образ Ярослава в произведении; г) принцип соединения частей произведения; основная религиозно-догматическая и политическая идеи «Слова о Законе и Благодати» в их взаимосвязи. Авторский замысел и способы его выражения. 2) Жанровое своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона: а) «Слово о Законе и Благодати» как произведение церковного торжественного красноречия: элементы проповеди, посвященной праздникам Пасхи и Благовещения в композиции «Слова»; ориентация автора на устное произнесение своего текста перед слушателями в атмосфере праздничного богослужения; б) элементы религиозно-догматического поучения и экзегетики, их роль в композиции «Слова»; в) элементы религиозной и общественно-политической полемики в «Слове о Законе и Благодати»; д) фрагменты политического красноречия в «Слове о Законе и Благодати», их роль в композиции произведения и в общем идейном замысле автора; е) проблема определения жанра «Слова о Законе и Благодати»: вопрос о синтезе жанровых разновидностей в произведении, о степени самостоятельности и оригинальности его автора. 3) Стилистическое своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона: принцип антитезы в основе композиции, символика, художественные тропы-олицетворения, метафоры, сравнения, элементы «стиля плетения словес», ритмика. IV. Место «Слова о Законе и Благодати» Илариона в развитии древнерусской литературы: связь идейного содержания «Слова о Законе и Благодати» с концепцией мировой и русской истории, получившей отражение в «Повести временных лет»; роль произведения в развитии политического красноречия (влияние на «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли»); значение произведения для развития жанра княжеской похвалы и княжеского жития; роль Илариона в формировании в древнерусской литературе «стиля плетения словес». Рекомендуемая литература: 1. «О Законе, Моисеом даннем, и о Благодати и истине, Иисусом Христом бывшим, и како Закон отиде, Благодать же и истина всю землю исполни, и вера во вся языкы простреся, и до нашего языка русскаго, и похвала кагану нашему Владимеру, от него же крещены быхом, и молитва к Богу от всея земли нашея» - по Хрестоматии Н.К.Гудзия или Н.И.Прокофьева (любое издание). 2. «Слово о Законе и Благодати» (в переводе на современный русский язык) //Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 класс. (Круг чтения: Школьная программа) / Под редакцией Е.Б.Рогачевской, перевод Т.А.Сумниковой. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С.113-133. 3. Иларион. «Слово о Законе и Благодати» / Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л.П.Жуковской. Коммент. В.Я.Дерягина, А.К.Светозарского. - М.: Столица, Скрипторий, 1994. 4. Лихачев Д.С. «Слово о Законе и Благодати» Илариона // Д.С. Лихачев.Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.,1980. - С.33-46. 5. Розов Н.Н. Иларион //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.I: XI - первая половина XIV века. - Л.,1987. - С.198-204. 6. Мещерский Н.А. К изучению языка «Слова о Законе и Благодати» //ТОДРЛ. Т.30. - Л.,1976. - С.231-237. 7. Молдован А.М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. - Киев,1984. 8. Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI - первой трети XVIII веков. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского (исследование, древнерусский текст, перевод). - М.,1999.
Практическое занятие № 6
|