Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема: «Поучение» Владимира Мономаха: идейная направленность, жанровое своеобразие




Читайте также:
  1. V 10» тема: Таксация лесосечного фонда
  2. V 9» тема: Таксация насаждений
  3. V1:» тема: Таксационные измерения
  4. V2:» тема: Таксация срубленного дерева
  5. V3:» тема: Таксация лесных материалов
  6. V4:» тема: Таксация растущих деревьев
  7. V6:» тема: Методы таксации насаждений
  8. V8:» тема: Инвентаризация лесного фонда при устройстве лесов
  9. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
  10. Банковская система: общая хар-ка. Коммерч. банки как осн-ой элементт банк.системы.

Вопросы для обсуждения:

I. Поучение как жанр церковного красноречия. Особенности содержания, композиции и стиля древнерусской церковной проповеди. Возможности сочетания элементов церковного и политического красноречия в рамках одного памятника (на примере «Слова о Законе и Благодати»): нравственность и политика, дидактическая направленность, политические идеалы и возможность их выражения через поучение.

II. Историческая действительность и ее отражение в сочинениях Владимира Мономаха. Военные подвиги и государственная деятельность князя, его политические и нравственные убеждения. «Этика в политике». Борьба Владимира Мономаха против феодальных усобиц и «раздоров». Политическая программа Владимира Мономаха, его отношение к идее единства Русской земли. Моральная основа предложенного Мономахом принципа построения государства: «каждый да держит вотчину свою».

III. Идейно-содержательное и жанрово-стилистическое своеобразие «Поучения» Владимира Мономаха.

1) Отражение в тексте образа автора. Образ древнерусского князя - православного правителя и мужественного защитника своего Отечества. Принципы создания образа, его основные черты, воплощение в нем представления о воинской доблести и христианских добродетелях: мужество и храбрость, воля и смирение, мудрость и кротость. Представление об авторитете князя, путях его достижения и сохранения. Христианский идеал как норма жизни князя. «Исповедальность» стиля, автобиографизм («на делечи пути, да на санех седя»). Дидактизм повествования («Да дети мои, ... не посмеитеся, а приимет ю в сердце свое [грамотцу сию], и не ленитися начнет, тако же и тружатися»).

2) Отражение в тексте политических взглядов автора. Отношение Владимира Мономаха к «ненавистной розни века сего». Политические идеи письма Владимира Мономаха Олегу Святославичу. Военные походы и «ловы» как проявление мужества, трудолюбия и княжеской доблести. Принципы построения «княжеской автобиографии».

3) Отражение в тексте нравственных идеалов князя. Принципы организации частной жизни человека по «Поучению». Основы построения семьи, воспитания детей. Религиозные взгляды Владимира Мономаха. «Поучение» и традиции церковной книжности.

4) Проблема жанра «Поучения»: сочетание элементов политического красноречия и морально-нравственной церковной проповеди. Элементы автобиографии и исповеди.



5) Своеобразие стиля «Поучения» Владимира Мономаха: сочетание традиционности, восходящей к церковной морально-дидактической книжности, и авторской индивидуальности князя. Отношение автора к канону, осознание им права на выражение собственного мнения, на отражение в произведении своего жизненного опыта, понимание его ценности для потомков и последователей.

IV. Значение «Поучения» Владимира Мономаха для последующего развития древнерусской литературы.

Рекомендуемая литература:

1. «Поучение» Владимира Мономаха (древнерусский текст) - по Хрестоматии Н.К.Гудзия или Н.И.Прокофьева (любое издание).

2. «Поучение» Владимира Мономаха (в переводе на современный русский язык) // Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 класс. (Круг чтения: Школьная программа) /Под редакцией Е.Б.Рогачевской, перевод Д.С.Лихачева. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С.79-93.

3. Поучение Владимира Мономаха; Письмо Олегу Святославичу (с параллельным переводом на современный русский язык и комментариями) // Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. - М., 1978. - С.393-413; С.459-463.



4. Лихачев Д.С. Сочинения князя Владимира Мономаха //Д.С.Лихачев.Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.,1980. - С.141-161.

5. Лихачев Д.С. Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I: XI - первая полов. XIV века. - Л.,1987. -С.98-102.

6. Орлов А.С. Владимир Мономах. - М.; Л., 1946.

7. Будовниц И.У. «Изборник» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли //ТОДРЛ. Т.10. - М.; Л., 1954. - С.44-75.

8. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т.26. - Л.,1971. - С.192-210.

9. Копреева Т.Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т.27. - Л.,1972. - С.94-108.

 

Практическое занятие № 7

Тема: Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве»

Вопросы для обсуждения:

1. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Почему до сих пор многие вопросы, связанные с памятником, остаются нерешенными?

2. Историческая канва «Слова о полку Игореве». Почему автор «Слова...» не всегда следует факту?

3. Основная идея и способы ее раскрытия в тексте.

4. Сюжетно-композиционные особенности. Лирический характер вступления. Исторические отступления. Какую роль играет «золотое слово» Святослава в раскрытии основной идеи памятника? Плач Ярославны и его место в композиции «Слова...». Пейзаж и его художественные функции в произведении.

5. Система образов в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли. Святослав Киевский как идеал княжеского правления. Игорь Новгород-Северский и Буй-тур Всеволод. Как автор относится к своим героям? Ярославна как собирательный женский образ и одновременно образ-символ всей Русской земли. Образ Бояна. Мифологические образы и их роль в «Слове…». Образы природы.



6. «Слово…» и фольклор (былинная поэтика, песенная символика, метафорические образы, постоянные эпитеты, олицетворения, тавтологические сочетания).

7. Проблема автора «Слова…» («премудрый книжник Тимофей» (Н.Головин), «словутный певец Митуса» (А.К.Югов), тысяцкий Рагуил Добрынич (В.Г.Федоров), киевский боярин, летописец Петр Бориславич (Б.А.Рыбаков), сам Игорь (Н.В.Шарлемань, В.А.Чивилихин), внук Бояна (М.В.Щепкина, А.Н.Робинсон), Ходына (В.Г.Руделев, А.И.Чернов) и др.).

8. Проблема времени создания «Слова…» (1185г. (М.А.Максимович, В.В.Каллаш, А.И.Лященко, Б.А.Рыбаков, П.П.Охрименко), 1187г. (С.П.Пинчук, Г.Н.Моисеева), середина 90-х годов XII в. (Н.С.Демкова), 1198-1199гг. (Б.И.Яценко), после битвы на реке Калке 1223г. (Д.Н.Альщиц) и др.).

9. Проблема жанра «Слова...» (былина XIIв. (А.И.Никифоров), жанр торжественного политического красноречия (И.П.Еремин, Л.А.Дмитриев), сочетание «плача» и «славы» (Д.С.Лихачев), лиро-эпическая песнь (Н.И.Прокофьев), произведение многожанровое (А.А.Назаревский) и др.).

10. Влияние «Слова...» на дальнейшее развитие русской литературы. («Слово о погибели Русской земли», «Галицко-Волынская летопись», «Задонщина»; поэзия Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова; «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя; творчество И.А.Бунина,

А.А.Блока, М.И.Цветаевой; лирика Н.Заболоцкого и др.).

11. Поэтические образы «Слова…» в живописи (В.Васнецов, Н.Рерих, В.Фаворский, И.Глазунов, И.Голиков) и музыке (опера А.Бородина «Князь Игорь»).

Рекомендуемая литература:

1. Слово о полку Игореве / Подгот. текста, пер. и коммент. О.В.Творогова // Памятники литературы Древней Руси. XII век. – М., 1980. – С. 373-387, 679-688.

2. Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова / [авториз. пер. Б.Д.Быченко, А.Б.Быченко]. – М., 1994. – 20с.

3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк. – М., 1982. – 176с.

4. Гаспаров Б.Н. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000. – 604с.

5. Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Крат. энцикл. словарь [под ред. Л.А. Дмитриева]. – Минск, 1989. – 245с.

6. Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве // Рус. лит. – 1986. – №4. – С. 3-24.

7. Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Древней Руси // Лекции и статьи по истории древней русской литературы – 2-е изд., доп. – Л., 1987. – С. 235-281.

8. Зимин А.А. Когда было написано «Слово»? // Вопросы литературы – 1967. – №3. – С. 84-104.

9. Исследования «Слова о полку Игореве» : сб. ст. / [Отв. ред. Д.С. Лихачев]. – Л., 1986. – 292с.

10. Лихачев Д.С. Избранное : «Слово о полку Игореве» и культура его времени ; Работы последних лет. – СПб., 2000. – 526с.

11. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве» // Преданья старины глубокой. – М., 1997. – С. 307-308.

12. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игоря». – М., 1991. – 288с.

13. Шкляревский И. Читаю «Слово о полку…». – М., 1991. – 79с.

14. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. / [Редкол.: О.В.Творогов (отв. ред.) и др.]. – СПб., 1995. – Т.1. – 275с. ; Т.2. – 333с. ; Т.3. – 386с. ; Т.4. – 329с. ; Т.5. – 398с.

15. Яценко Б.И. Об авторе «Слова о полку Игореве» (проблема поиска) // ТОДРЛ. – Т.48. – СПб., 1993. – С. 31-37.

Практическое занятие № 8


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 53; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты