КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Силлабическое стихотворство. Стиль барокко в творчестве Симеона ПолоцкогоВопросы для обсуждения: 1. Почему барокко называют первым европейским стилем в русской литературе? Назовите наиболее существенные формальные признаки этого стиля (эстетическое выражение преувеличенного пафоса, нарочитой парадности, церемониальности, внешней эмоциональности; избыточное нагромождение в одном произведении несовместимых стилевых компонентов; аллегоричность; орнаментальность сюжета и языка). 2. Какова эстетическая основа русского силлабического стихотворства? Почитание слова как высшей культурной ценности; поэт – «второй Бог», с помощью слова творящий новую реальность. 3. Симеон Полоцкий – русский просветитель и поэт барокко. 4. Назовите основные поэтические сборники Симеона Полоцкого. В чем заключено их содержательное и композиционное своеобразие? 5. «Рифмологион» (1680г.). Центральная тема сборника – Российское государство, его политическое могущество и его глава. Тема царского единодержавия. «Одическое» славословие. Образ идеального монарха. 6. Какие элементы барокко присущи поэзии Симеона Полоцкого? Двуцветное письмо: черное и красное, графика и живопись. Образы «космического» ряда: Россия – небо, царь – солнце, царица – луна и пр. Имена античных богов и героев, образы христианской мифологии. 7. «Вертоград многоцветный» (1676-1680) как сборник дидактической поэзии. Просветительские тенденции. Уважение к человеческому разуму, науке. Общественно-политические вопросы. Сатира на те или иные неустройства современной поэту действительности. Идеальный образ монарха в духе идей просвещенного абсолютизма. 8. Многообразие жанров: «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафии», «образов подписания», «повести», «увещевания», «обличения». Стиль литературного барокко. 9. Значение литературной деятельности Симеона Полоцкого для дальнейшего развития русской литературы. Рекомендуемая литература: 1. Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. – Л.: Сов. писатель, 1970. – 422 с. 2. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. – СПб.: Наука, 2004. – 280 с. 3. Елеонская А.С. Стихотворство и драматургия. Творчество Симеона Полоцкого (1629-1680) // История русской литературы XVII-XVIII веков. – М., 1969. – С. 180-203. 4. Кусков В.В. Появление и развитие поэзии // История древнерусской литературы. – М., 2002. – С. 290-300. 5. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. – 280 с. 6. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII-начало XVIIIв.). – М.: Наука, 1991. – 263 с. 7. Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого. Русская литература и ее язык на рубеже XVII-XVIII вв. // Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. – С. 285-315. 8. Маркасова Е.В. К вопросу о соотношении древнерусской литературной традиции и поэтики польского барокко в виршах Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. – 1997. – Т. 50 – С. 144-148. 9. Мончева Л.Н. О графической семантике стихотворений Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. – 1989. – Т. 42. – С. 363-369. 10. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII-начала XVIIIв. – М.: Наука, 1989. – 238 с. 11. Сазонова Л.И. Симеон Полоцкий: новые страницы творчества // Исследования по древней и новой литературе. – Л., 1987. – С. 199-205. Практическое занятие № 15 Тема: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» Вопросы для обсуждения: 1. Идеи петровской «Табели о рангах» и их отражение в культуре, быте, искусстве и литературе первой четверти XVIII века. 2. Жанровое своеобразие «Гистории о российском матросе» в контексте традиций повествовательной прозы. 3. Система персонажей, принципы создания образа главного героя. 4. Сюжетно-композиционное и стилевое своеобразие «Гистории». 5. Новые критерии оценки человека в повестях петровского времени. Задания: 1. Сопоставьте «Повесть о Горе-Злочастии» и «Гисторию о российском матросе». Как осмысливают авторы разных эпох проблему «отцов и детей»? 2. Как идеи петровской эпохи отразились в «Гистории о российском кавалере Александре»? Рекомендуемая литература: 1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. – М., 1979. 2. Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети ХVIII в. – М.; Л., 1965. 3. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984.
Практическое занятие № 16 Тема: Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир» Вопросы для обсуждения: 1. История создания и первого представления пьесы. Историческая основа сюжета. Интерпретация исторических источников; аллюзионность пьесы. 2. Жанровое своеобразие пьесы. Функция «пролога к слушателям». 3. Комическое и трагическое в пьесе как отражение борьбы старого и нового. Сатирическое начало в пьесе. 4. Система персонажей и принципы создания образов героев. Аллегорические образы в пьесе. 5. Стилевое своеобразие произведения. Традиции барокко в пьесе Феофана Прокоповича. 6. Новаторство Феофана Прокоповича в школьной драме. Роль трагедокомедии в истории русской драматургии. Задания: 1. По ЛЭС выпишите определения понятий «трагедия», «комедия», «аллюзия». 2. Начертите схему системы персонажей произведения. Как отражает она переходный характер представлений автора о мире и человеке? Рекомендуемая литература: 1. Феофан Прокопович. Сочинения. – М.; Л., 1961. 2. Бочкарев В.А. Историческая драматургия XVII – XVIII в. – М., 1988. 3. Гудзий Н.К. Феофан Прокопович // История русской литературы. - В 10 т. Т.3. – М.; Л., 1941. 4. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. – М., 1977. 5. Софронова Л.А. Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир» // РЛ. – 1989. – №3. Практическое занятие № 17
|