КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые новые понятияПерсональный Водно-Пищевой Оптимум (ППО) – представляет собой функциональную и логическую противоположность ДИП, поскольку специально отрабатывается для ликвидации и избыточностей, и дефицитов в индивидуальном питании каждого человека. В конечном счете ППО – это основа здорового образа жизни человека в указанном выше смысле слова «здоровье», а фактически – это набор вод, напитков и пищевых продуктов, каждый из которых при раздельном тестировании способствует ликвидации заболеваний и покрывает тот или иной дефицит в питании организма данного человека. В связи с изменениями в состоянии организма и в свойствах вод и продуктов водно-пищевые потребности могут меняться, что предполагает периодическую коррекцию ППО. Учебно-бытовое разнообразие (УБР) – набор вод, напитков и пищевых продуктов, имеющий житейское значение для населения и научно-практическое значение для решения прикладных задач по питанию, здоровью и расходам в условиях конкретных регионов. В пределах УБР производится классифицирование всего водно-пищевого разнообразия и подбор ППО, начиная с питьевой воды. В идеальном случае УБР идентичен национальному стандарту продуктов питания, вод и напитков, допускаемых на потребительский уровень для выбора и формирования из него ППО Разработка персонализированной системы здорового питания по индивидуальным показателям состояния организма- только в ЛБИ.(звоните по телефонам лаборатории). Под нетрадиционным питанием подразумевают такие виды и методы питания, которые отличаются от принятых в современной научной медицине принципов питания здорового и больного человека. Нетрадиционное питание называют также альтернативным,что означает возможность выбора между тем или иным видом нетрадиционного питания и рекомендациями науки о питании. Для сторонников нетрадиционного питания типична большая или меньшая степень отрицания научных основ питания, достигающая подчас их полного отвержения. В этом заключается одно из принципиальных различий между нетрадиционным питанием и множеством национальных систем питания, характерных для народов разных кли-матогеографических регионов и разных стран мира. Кроме того, некоторые виды нетрадиционного питания резко противоречат национальным системам питания большинства или даже всех народов мира. Примером является сыроедение (витарианизм) с отказом от тепловой кулинарной обработки пищи. С другой стороны, отдельные виды нетрадиционного питания, рекомендуемые для всего человечества, несут в себе некоторые черты национальных традиций в питании. Так, в макробиотическом питании прослеживаются японские традиции, хотя во многом уже устаревшие. Нетрадиционное питание может иметь самостоятельное значение (например, вегетарианство по морально-этическим или религиозным побуждениям), выступать как отдельная, но составная часть нетрадиционной медицины (например, «естественное питание» в натуропа-тии), а также быть дополнением или фоном для некоторых методов нетрадиционной медицины. Так, уринотерапия проводится на фоне голодания, а после курса питья собственной мочи желателен отказ от всех продуктов промышленного производства — сахара, консервов, пастеризованного молока и т. д., но не вегетарианское питание. Зато редкий экстрасенс обходится без рекомендаций сочетать его «целительные сеансы» с вегетарианством или питанием только сырой растительной пищей. Известный метод лечения К. П. Бутейко неглубоким дыханием и задержкой дыхания дополняется сыроедением. К основным видам нетрадиционного питания можно отнести: вегетарианство в его разных вариантах; питание сырой пищей (сыроедение); раздельное питание; питание в системе учения йоги; питание в дзен-макробиотике; аюрведическое питание. Каждому из этих видов посвящена соответствующая статья данной книги. Указанные виды питания названы «основными», так как, во-первых, они наиболее распространены. Во-вторых, они полностью или частично входят в состав других видов и вариантов нетрадиционного питания, например, сочетания вегетарианства и раздельного питания. Три первых из указанных видов питания сформировались в Европе и США, а три последних — в Азии — в Индии и Японии. Полное и абсолютное голодание (профилактическое или лечебное), не относится к питанию в буквальном смысле этого слова, но нередко выступает как важная составная часть некоторых видов нетрадиционной медицины. Массовое увлечение разного рода оригинальными способами питания началось в странах Западной Европы и Северной Америки в 70-х годах прошлого столетия, что совпало с целенаправленным движением за здоровый образ жизни, организатором которого была официальная медицина этих стран. Это увлечение получило название «фад-дизм», что в переводе с английского означает «прихоть», «причуда», «преходящее увлечение». Последний вариант этого слова точно характеризует ситуацию с нетрадиционным питанием вообще и разными диетами в частности (голливудская, очковая, преимущественно углеводная, белково-жировая с резким ограничением потребления углеводов, ощелачивающая или окисляющая организм и т. п.), которые десятками сочинялись «целителями» с медицинскими дипломами, а чаще без них. «Реформаторы» питания пропагандировали свои сенсационные предписания для укрепления здоровья, очищения организма, повышения иммунитета и половой активности, для борьбы с ожирением, атеросклерозом, раком и другими заболеваниями. Модные диеты не только противоречили науке о питании, но и рекомендовались без объективной проверки и получения достоверных данных об их эффективности, что типично для нетрадиционной медицины. Неудивительно, что не приносящие пользы диеты со временем лопались как мыльные пузыри и становились фаддизмом в смысле «преходящего увлечения». Сказанное относится не только к тем или иным пищевым рационам, многие из которых строились на базе основных видов нетрадиционного питания и дополнительно — голодания. Фад-дизм распространился и на отдельные пищевые продукты, которые периодически наделялись чудотворными свойствами: кукурузное или оливковое масло, перепелиные яйца, соя, напиток из «японского» гриба, яблочный уксус, мед, топинамбур (земляная груша), чеснок, про-рощенное зерно и его ростки, орехи, соки фруктов и овощей, морские водоросли и т. д. Приведем курьезный пример. В украинских газетах в 1996 г. появилось имя «самородка-исследователя доктора» В. В. Тищенко, как величали его в печати. Сам «самородок» признавался, что у него нет медицинского образования, но он получил от прадеда генетическую склонность к «врачеванию» травами и пищевыми продуктами. Главное его направление — лечение рака, в частности, с помощью настоящих раков. Их — советует Тищенко — надо положить на 30 дней в спирт, потом подсушить и растереть в порошок. Далее принимать по чайной ложке порошка, запивая столовой ложкой спирта, в котором настаивались раки. По словам В. В. Тищенко (1996), «бывшие больные утверждают, что они получили полное исцеление от рака или улучшение». Все это можно было бы считать первоапрельской шуткой, но В. В. Тищенко предлагает свой метод всерьез и действительно занимается «целительством» в Симферополе. Воду, используемую для питья и приготовления пищи, можно отнести к пищевым продуктам. За последние 20 лет в России входило в моду и угасало увлечение «профилактическим и лечебным» применением дистиллированной, структурированной, талой, «живой и мертвой» (подвергнутой электролизу), омагниченной, энергетизированной, биоинформационной и прочей воды. Всего лишь несколько лет назад некоторые россияне, сидя у телевизоров, «заряжали» энергией А. Чумака стаканы с водой, а москвичи приобретали бутылки с «энергетизированной» газированной водой, украшенные его портретом. Для противопоставления фруктов и овощей всем другим продуктам было объявлено, что только они и их свежеприготовленные соки содержат воду структурированную и с биологической информацией. Последнее название особенно полюбили «целители»: звучит эффектно и вполне по-научному! Появились способы лечения водой с «записанной» на ней информацией. Так, В. Н. Сарчук (1994) предложил закладывать в память дистиллированной воды установленные его «прибором» «спектрально-волновые характеристики» человека, определяющие диагноз болезни. После этого вода превращается в биологически активную жидкость. Согласно рекламной пропаганде, она уничтожает болезнетворные вирусы, микробы, токсины и разрушает очаги болезни. Остается только удивляться, почему при наличии столь разнообразных видов чудотворной воды люди еще продолжают болеть и даже умирать! С позиции научной медицины, эффект энергетизированной, биоинформационной и прочей воды такой же, как и «наговоренной» знахарями и колдунами. Конечно, существуют легковерные и легко-внушаемые люди, которым и наговоренная вода помогает, если речь не идет о серьезных болезнях. Отметим, что и в отношении употребления обычной воды среди сторонников разных видов нетрадиционного питания царит разнобой. Это относится и к количеству потребляемой жидкости, и к правилам ее питья по отношению к приемам пищи. Так, в макробиотическом питании рекомендуется максимально ограничить употребление жидкости, в питании по системе йогов — как можно больше пить воды. В «естественном питании» по Г. Шелтону расписаны минуты и часы питья воды в зависимости от состава употребляемой пищи и запрещено питье воды во время еды. Однако в аюрведическом питании питье нехолодной воды во время еды считается нормальным. При этом каждый приверженец того или иного вида нетрадиционного питания утверждает, что только предлагаемый им питьевой режим обеспечивает здоровье! Для нетрадиционного питания характерно не только выделение «целебных» пищевых продуктов и воды с чудотворными свойствами. Другой стороной является поиск наиболее «вредных» продуктов, употребление которых вызывает чуть ли не все известные медицине болезни. Например, сахар и поваренная соль названы «белыми и смертельными продуктами». В книге У. Дафни «Сладкий блюз» (1970) : сказано: «Сахар — это яд. Он хуже опиума и опаснее ядерной бомбардировки». Разумеется, соответствующий вид питания исключает «вредные» продукты из рекомендуемого пищевого рациона опять же для обеспечения здоровья человека. «Продуктовые» разногласия среди поклонников десятков вариантов нетрадиционного питания гораздо более выражены, чем «водные» разногласия, что легко объяснимо: сотни видов продуктов дают простор для сочинительства за письменным столом. Поэтому те продукты, которые считаются полезными у одних сторонников нетрадиционного питания, вызывают особое негодование у других. Сказанное найдет свое подтверждение в последующих статьях этой книги, где рассмотрены основные виды нетрадиционного питания. Отметим только, что с позиции науки о питании, среди продуктов, избранных человечеством, отсутствуют вредные или исключительно полезные . Мы отметили, что положения основных видов нетрадиционного питания полностью или частично повторяются в других видах и вариантах питания, многие из которых имеют придуманные авторами эффектные наименования. Например, «естественное питание» по Г. Шелтону, исключающее все пищевые продукты промышленного производства и представляющее собой, по существу, строго вегетарианское питание со значительным уклоном в сыроедение. Г. С. Шаталова (1997) предложила «целебно-видовое питание» — своеобразный по набору продуктов вариант питания растительной пищей с минимальной тепловой кулинарной обработкой и элементами раздельного питания. Система питания Г. С. Шаталовой вобрала в себя такие крайние положения нетрадиционной медицины и нетрадиционного питания, как уринотерапия, «биоинформационные свойства» сырой растительной пищи, образование белка в организме человека за счет усвоения азота атмосферного воздуха, непосредственное получение энергии человеком не только из пищи, но и из источников окружающей среды, в том числе из Космоса, вред хлеба и молока, наличие особой структурированной воды во фруктах и овощах, что придает им исключительную ценность, и т. д. По мнению Г. С. Шаталовой, здоровый человек должен пережевывать каждую порцию пищи не менее 50 раз, самосовершенствующийся человек — 150 раз, а больной — 200. Отметим, что никаких объективных научных доказательств правильности такого расчета частоты жевания не существует. Рекомендации Г. С. Шаталовой по частоте жевания — это перепевы изданной в середине XIX в. в США книги Г. Флетчера «Флетче-ризм, или Как я стал в 60 лет юношей». По автору, пищу надо пережевывать до 200 раз и в несколько этапов. Пожалуй, главным в целебно-видовом питании по Г. С. Шаталовой является утверждение, что потребность человека в энергии (а отсюда — в жирах и углеводах) и белке примерно в 3 раза меньше, чем это рекомендовано наукой о питании, так как биоинформационные свойства некоторых продуктов, энергия окружающей среды и азот воздуха, перерабатываемый микробами кишечника в аминокислоты, способны в значительной мере восполнить потребности человека. Удачны слова по этому поводу В. А. Княжева и соавт., приведенные в книге «Правильное питание: Биодобавки, которые вам необходимы» (1998): «Было бы хорошо, если бы на самом деле человек мог питаться азотом воздуха или энергией Космоса или Солнца. Сколько бы проблем разрешилось на Земле! И не надо было бы бороться за хлеб насущный». Отметим, что питание «на грани» (в смысле грани недоедания и возможного развития белково-энергетической недостаточности) имеет место и в других вариантах нетрадиционного питания, хотя объяснение этому дается иное, например, в связи с наличием «живой энергии» в сырых плодах и овощах. Менее радикально «интегрально-биологическое питание», изложенное в книге члена Международного союза врачей-натуропатов М. Горена «Путь к здоровью и долголетию» (1984). Этот вид питания предусматривает употребление растительно-молочной пищи с умеренным уклоном в сыроедение, но с допущением ограниченного использования других продуктов, согласно словам автора: «Я не ревностный и убежденный вегетарианец и не считаю за грех потребление мяса и рыбы». В питании по М. Горену исключается употребление консервов и других продуктов промышленного производства, рафинированного сахара (неочищенный сахар допускается), муки тонкого помола, кофе, чая, какао, шоколада. В питайии по Д. С. Джарвису — автору книги «Мед и другие естественные продукты» (1975) — на первое место поставлены два принципа: 1) регулярное употребление яблочного уксуса и меда, а также бурых морских водорослей и кукурузного масла; 2) обеспечение «подкисления» организма, т. е. сдвига его кислотно-основного состояния в кислую сторону, чему способствует, по Д. С. Джарвису, яблочный уксус. Он рекомендовал даже избегать использования мыла при мытье тела, чтобы не «защелачивать» организм. Отметим, что большая часть сторонников разных видов нетрадиционного питания выступают с противоположных позиций: они считают, что здоровье человека обеспечивает пища, «ощелачивающая» организм. По Д. С. Джарвису, в питании должны преобладать фрукты, ягоды, овощи, орехи, съедобные дикорастущие растения. Но в отличие от многих других сторонников нетрадиционного питания он не отвергает и другие продукты, хотя со своими рекомендациями: вместо мяса животных лучше есть рыбу и морепродукты, а также печень, вместо молока — кисломолочные продукты и сыр, вместо пшеничного хлеба — ржаной и кукурузный. Обязательным он считает употребление яиц. Эти данные еще раз показывают, как создаются разные варианты нетрадиционного питания (достаточно так или иначе изменить продуктовый набор) и почему существует множество вариантов такого питания. Что касается яблочного уксуса, то в России увлечение им произошло в 1980-х годах, после чего интерес к нему угас, ибо никакими чудотворными свойствами он не обладает. Мы привели несколько примеров, характеризующих нетрадиционное питание в его разных вариантах. Существуют и такие своеобразные виды нетрадиционного питания, как астрологическое и сексуальное. Отметим только, что астрологическое питание в настоящее время включает в себя раздельное, вегетарианское и другие основные виды нетрадиционного питания, а также голодание. Немало рекомендаций основных видов нетрадиционного питания вошло в так называемое «сексуальное питание», направленное на повышение половой активности. В последние годы издан ряд книг, посвященных этому виду питания: Б. Йенсен «Секс, любовь и питание» (1995), М. Уолкер «Сексуальное питание» (1995), В. С. Михайлов «Эротическая кулинария» (1997) и др. По Б. Йенсену, для крепкого здоровья и сексуальной активности необходимы«естественная пища» (хлеб из цельного зерна, а не из муки, мед вместо сахара и другие натуральные продукты), преобладание в рационе (до 60% и более) сырых продуктов — фруктов, овощей, орехов, семян, а также щелочная направленность питания. Согласно М. Уолкеру, для «фантастической половой жизни» следует резко ограничить употребление животных жиров, сахара, меда, поваренной соли, чая, кофе, какао, алкогольных напитков. Периодически рекомендуется «любовный пост» — голодание в течение 5 дней с питьем воды. Особенно полезны цельные зерна злаков, соя и другие бобовые, фрукты, орехи, семена, пивные дрожжи, водоросли, травяные чаи. Все эти рекомендации близки характерному для натуропа-тии (см. ниже) питанию. Однако среди натуропатов неоднозначно отношение к повышению половой активности вообще и с помощью питания в частности. Так, пропагандист натуропатии, естественного и раздельного питания Г. Шелтон считал, что людям навязано лживое представление о том, будто удовлетворение сексуальных желаний гарантирует гармонию в жизни, сохраняет здоровье, нормальную психику и эмоциональную стабильность. В учении йоги рекомендуется приглушать сексуальные чувства для сохранения праны — жизненной силы. Этому служит саттвическое питание, которое не возбуждает организм . В книге В. С. Михайлова предлагается перед «ночью любви» проводить разгрузочные дни — крупяно-овощной день и день сыроедения. На последний полагается около 1 кг сырых овощей, трав и кореньев с растительным маслом и 2-3 л жидкости — воды, слабого чая, кофе-суррогата. По В. С. Михайлову, в результате такого питания «организм супругов должен быть очищен, кожа и волосы станут источать аромат трав, благоухать, а небольшой голод создаст легкость и возможность эротического и возвышенного экстаза в ночь любви». Особое внимание автор уделяет эротическому ужину, который должен быть низкоэнергоценным и не содержать копченостей, жареных, жирных и сладких изделий. Предпочтение должно быть отдано овощам, травам, кореньям, листьям, съедобным дикорастущим растениям, а в сезон — ягодам, грибам (грибы сыроежки, по автору, вызывают у мужчин половую активность), всевозможным плодам... Полностью исключаются любые жареные изделия: из творога, мяса, рыбы, овощей (жареный картофель можно назвать «путем к импотенции»). На ужин автор рекомендует овощной салат, второе блюдо и легкий напиток. Приведем образец второго блюда, предлагаемого В. С. Михайловым перед «ночью любви». Это картофель натуральный «Гимн поцелую». Из очищенного картофеля вырезают фигурку фаллоса (мужского полового органа), картофель отваривают в подсоленной воде так, чтобы он не деформировался, и подают с растительным маслом и тертой редькой, смешанной с тертым хреном. Картофельный отвар используют на ужин как напиток. Так же можно приготовить свеклу, репу, морковь: «Они хорошо поддаются скульптурной обработке, чтобы получился эротический эффект». Мы привели примеры из трех характерных книг по «сексуальному питанию» по двум причинам. Во-первых, в них четко прослеживается влияние таких основных видов нетрадиционного питания, как вегетарианство и сыроедение, а также голодания. Во-вторых, рекомендации авторов этих книг не имеют научного обоснования, что типично вообще для книг по нетрадиционному питанию. Например, каковы доказательства у В. С. Михайлова, что «жареный картофель — это путь к импотенции?» Или каковы доказательства у М. Уолкера, предлагающего периодическое 5-дневное голодание для стимуляции половой жизни? С научных позиций подобные утверждения могут иметь значение только после многократных исследований в группах сравнения. В рекомендациях по нетрадиционному питанию такой объективный путь доказательств игнорируется. Следовательно, простодушный читатель должен просто принимать на веру домыслы авторов, включая живописные рецепты эротических блюд из овощных фаллических «скульптур». Коснемся еще одной стороны, характеризующей нетрадиционное питание. Немало его разновидностей предложили люди, длительно страдавшие различными заболеваниями. Испробовав на себе с положительным эффектом тот или иной вариант питания, эти люди становились страстными его проповедниками — неофитами. Слово «неофит» означает «новообращенный в какую-либо религию или новый сторонник какого-либо учения». Неофиты от питания, часто не имеющие медицинского образования, на основе только своего личного опыта ниспровергали научные основы питания и предлагали для всего человечества то питание, которое действительно или якобы помогло им выздороветь. Примеров здесь множество. Это Дж. Осава — один из основателей дзен-макробиотики и макробиотического питания ; К. Ниши, разработавший «Систему здоровья Ниши», в которой значительное место отведено своеобразному питанию (см. статью 6 и др.); П. Брэгг — энтузиаст «естественного питания» и регулярного голодания ; М. Герзон, сделавший упор на бессолевое и «подкисляющее» организм питание; У. Хей, рекомендовавший для всех людей раздельное питание, способствующее «ощелачиванию» организма ; Э. Уигмор, провозгласившая главным в питании «живую пищу» из пророщенных зерен и проростков , и многие другие. Несмотря на различие предлагаемых пищевых рационов, каждый из авторов настоятельно рекомендовал свой вариант диеты как наилучшее средство профилактики и лечения всевозможных болезней. Отметим, что перечень болезней, от которых можно спастись предлагаемым питанием, почти одинаков у разных авторов. Так получилось, что описание разных видов нетрадиционного питания попало в Россию главным образом из США и Западной Европы. И в нашей стране наиболее страстными популяризаторами такого питания становились чаще всего журналисты, филологи, инженеры и т. п., которые уверовали на основе личного опыта в целебные свойства голодания, сыроедения, раздельного и других видов питания или их смеси. Так появились книги И. И. Литвиной «Три пользы: Основы правильного питания» (1994), Г. П. Малахова «Очищение организма и правильное питание» (1996), М. Ф. Гогулан «Попрощайтесь с болезнями» (1997) и др. Реже к отечественным неофитам от питания присоединялись врачи, например, специалист по глазным болезням О. И. Елисеева — автор книги «Практика очищения и восстановления организма». Общим для указанных и других популяризаторов является настойчивое и даже нарочитое пренебрежение современной наукой по питанию. В результате этого их книги пестрят устаревшими, непроверенными, а зачастую и просто ошибочными данными. В них много эмоций и мало объективных научных сведений. К этим авторам можно отнести слова С. Брэтмена (1997) о сторонниках нетрадиционной медицины: «Они больше интересуются принципами, чем научными фактами, и склонны превращать лечение в религиозный ритуал, свято веря в его эффективность». Новомодные «целители» обязательно включают в свою программу что-нибудь из основных видов нетрадиционного питания или голодания или сочиняют свой вариант «оздоровительного питания». Например, Ю. А. Омельченко (1996) со скромным образованием, полученным в профтехучилище, так пропагандирует суть своего метода «целительства»: «лечить не отдельные болезни, а весь организм». Пути достижения этой цели заключаются в длительном голодании, растительной пище, купании в холодной воде и питье особого травяного настоя. В газетах, рекламирующих «целителя», объявляется, что он обладает сильным биополем и прикосновение его руки к больным людям оказывает на них положительное воздействие. Другим примером являются книги А. А. Левшинова «Живот — это жизнь» (1996) и «Соль жизни» (1996), в которых он представлен как «биоэнерготерапевт, астролог и целитель, сумевший соединить народное врачевание с современными научными достижениями». По А. А. Левшинову, духовное развитие происходит через правильное питание. При этом «по большому счету неважно, что ты ешь, важно, как ешь». Основное — запах пищи. Лозунг автора: «Нюхайте пищу перед едой. Занятие нехитрое, а сколько желудков будет спасено от гастрита, язвы и прочих болезней... Дурно пахнет то, что лежит в тарелке, — не ешь, вкусно — уплетай за обе щеки». Но нюхать пищу надо осознанно, а не механически. Только в этом случае обеспечивается хорошее пищеварение и повышается энергоценность пищи. «Понюхали бифштекс, и он без остатка рассосется по клеткам тела», — пишет автор. Он утверждает также, что если осознанно нюхать пищу, то можно по желанию похудеть или поправиться. Согласно А. А. Левшинову, вкус пищи определяет восприятие жизни, отношение между мужчиной и женщиной, физическое состояние, поведение и поступки человека. Итак, главное в питании в соответствии с «научными достижениями» автора названных книг — это правильно обнюхать и вкусить пищу. Отметим, что значение запаха и вкуса пищи не вызывает сомнения, но оно отнюдь не столь глобально для жизнедеятельности человека, как это живописно изображает А. А. Левшинов. Показательны образцы агитации, организуемые «целителями». Так, в санкт-петербургской рекламной газете «Центр-плюс» (1997. № 30) объявление об очередных сеансах А. А. Левшинова предваряет следующее письмо: «Ваша чудо-система питания вытащила меня с того света после тяжелейшего вирусного гепатита. Спасибо, жена с одного из Ваших сеансов принесла уникальные книги "Живот —это жизнь" и "Соль жизни"... Сергей, 29 лет». Об основных положениях «чудо-системы питания» мы сказали выше. Отметим, что даже научно обоснованное лечебное питание — это важная, но не решающая часть терапии острых и хронических вирусных гепатитов. К сожалению, с помощью одного питания вылечить эти заболевания нельзя. Кроме того, вирусные гепатиты А и Е не переходят в хроническую форму, а вирусные гепатиты В, С и D, протекающие наиболее тяжело, могут переходить в хронический гепатит и цирроз печени при самом строгом лечебном питании, не говоря уже о пресловутых «обнюхивании и опробовании пищи» перед едой, по А. А. Левшинову. В книге Г. П. Малахова «Очищение организма и правильное питание» (1996) представлена смесь натуропатии, йоги и Аюрведы, уринотерапии, раздельного питания, сыроедения, голодания, очищения клизмами и т. д. Нетрадиционные методы «оздоровления» даны без их научного осмысления и практически с призывом к применению чуть ли ни всех одновременно. Книга являет собой образец непрофессионального подхода к медицине вообще и к питанию в частности, «разбавленный» отрывками из медицинских учебников. Приведем несколько примеров, касающихся питания. По автору, при нормальном пищеварении человеку достаточно 3,36-5,04 МДж (800-1200 ккал) в день. Отметим, что эти величины близки к суточной энергоценности пайка рабочих (4,2 МДж, или 1000 ккал) и служащих (3,44 МДж, или 820 ккал) в марте 1942 г. в блокадном Ленинграде (Гладких П. Ф., 1985). Последствия такого питания мы можем увидеть, посещая мемориальные кладбища. Г. П. Малахов считает, что от мяса человек получает «кучу шлаков и печать агонии, оставшейся в клетках при убое животных». Этого нет в твороге, пишет автор, но на следующих страницах обрушивается на казеин, который в организме «клеит камни в почках, склерозирует сосуды, образует шишки на ногах». Отметим, что казеина много именно в твороге. По автору, «пекарские дрожжи, содержащиеся в хлебе, губят нас медленно, но верно», в частности, они вызывают дисбактериоз кишечника и анемию (малокровие). Следовательно, можно есть только пресный хлеб, но не пшеничный, добавляет автор. В качестве аргумента в пользу пресного хлеба Г. П. Малахов ссылается на Библию. Однако, по Ветхому Завету (книга «Исход», статья 23), употребление пресного (бездрожжевого) хлеба предписано иудеям только в течение семи дней праздника опресноков — Песах (Пасхи). В христианстве такого предписания вообще нет. По автору, для человека опасны и кисломолочные напитки, в частности, кефир. Примеры подобного рода можно продолжать. Они типичны для пропагандистов нетрадиционного питания. Но что же можно есть? Г. П. Малахов пишет: «В результате долгого наблюдения над собой я пришел к выводу, что мне наиболее подходит умеренное потребление еды с пропуском вечером, т. е. два раза в день. Первая еда примерно с 10 до 11, обед в 16-17 ч. Перед сном травяной чай. Из пищи для меня наиболее подходят овощные салаты и тушеные овощи, вегетарианские борщи, а на второе — каши и, особенно, хлеб из проросшего зерна. Орехи я хоть и ем, но не насыщаюсь, а вот каши в виде плова с овощами (морковь, лук) для меня прекрасно подходят. Изредка употребляю натощак свежее молоко. Фрукты подходят для меня летом, стараюсь пить побольше свежевыжатых соков: яблоки плюс свекла или морковный; пью протиевую воду; отвар полыни, травяные отвары. Сухофрукты с кислым вкусом мне не подходят — сразу возникает оскомина, только сладкие: изюм, урюк, но это редко. Вот практически и все мое питание. Вместо мяса пью свою собственную урину (мочу) несколько раз в день». Предоставляем возможность самим читателям оценивать пищевые рекомендации Г. П. Малахова и его личный рацион — образец нетрадиционного питания. Мы рассмотрели основные черты нетрадиционного питания. Возникают вопросы: действительно ли некоторые люди могут чувствовать себя хорошо при таком питании и даже избавляться от тех или иных болезней? Есть ли рациональное зерно в разных видах нетрадиционного питания? Ответы на эти вопросы положительны по следующим причинам. Некоторые рекомендации науки о питании и нетрадиционного питания совпадают по общей направленности, но отличаются по степени выраженности и категоричности подхода. Например, не вызывает сомнения необходимость регулярного потребления свежих фруктов, ягод и овощей. Однако во многих видах нетрадиционного питания это положение приобретает искаженный вид, когда предлагается 70-80% продуктового набора рациона восполнять фруктами, ягодами и овощами, а у фрукторианцев-сыроедов — до 100%. Наука о питании подчеркивает более высокую пищевую ценность хлеба из муки грубого помола по сравнению с хлебом из муки тонкого помола, но не исключает возможность ограниченного употребления хлебобулочных изделий из муки высшего сорта, особенно при некоторых заболеваниях. В нетрадиционном питании в зависимости от его разновидности сначала отвергается хлеб из муки тонкого помола, далее — хлеб из любой муки (допускается только из дробленых зерен), затем дрожжевой хлеб, а у абсолютных сыроедов — и вообще хлеб. С другой стороны, в макробиотическом питании резко ограничено (вплоть до исключения) употребление фруктов и ягод, а главными в рационе являются зерновые продукты, т. е. возникает иная, противоречащая науке о питании крайность. Безусловно, рафинированный сахар является только источником энергии, а также имеет вкусовое значение. Поэтому наука о питании настоятельно рекомендует не злоупотреблять сахаром и содержащими его продуктами и признает, что по пищевой ценности мед значительно лучше сахара. Однако нет оснований полностью исключать сахар из питания большинства людей и считать его «смертельным» продуктом, отравляющим организм. В нетрадиционном питании сахар обычно полностью отвергается, а иногда это распространяется и на мед. Таким образом, некоторые разумные идеи приобретают в нетрадиционном питании почти культовый характер, что ведет к исключению тех или иных продуктов (хлеб, сахар, молоко, мясо, рыба и т. д.) из пищевого рациона. С позиций науки о питании, это обедняет рацион, так как при смешанном питании, состоящем из разнообразных продуктов, лучше восполняются потребности организма во всех пищевых веществах. Независимо от учений нетрадиционного питания в научно обоснованном лечебном питании применяются при отдельных заболеваниях диеты, состоящие только из растительных или растительных и молочных продуктов, только из сырой растительной пищи и т. д. Поэтому больной человек, который увлекся нетрадиционным питанием, например строгим вегетарианством, может улучшить свое состояние, хотя далеко не при всех заболеваниях. Следовательно, рекомендации современной диетологии и некоторых видов нетрадиционного питания могут совпадать при конкретных заболеваниях. Сказанное относится и к голоданию, которое по строгим показаниям используется и в современной диетологии. Однако для нетрадиционного питания характерно распространение основных рекомендаций однотипно как на здоровых, так и на больных людей, причем почти без учета характера заболевания, ибо избранный вид питания считается универсально оздоровительным и целебным. Например, для всех людей предлагается регулярное профилактическое голодание, составляющее суммарно от 80 до 120 дней в году . Наука о питании считает, что здоровый человек вообще не нуждается в каких-либо диетах, а должен придерживаться принципов рационального (здорового) питания с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов . Индивидуальные особенности людей исключительно разнообразны и существенно различны. Известный американский биохимик Р. Уильяме (1984) писал, что «практически каждый человек представляет собой в том или ином отношении отклонение от нормы». Если иметь в виду показатели обмена веществ, то «нормой» можно считать средние величины, полученные при обследовании большого числа здоровых людей. А в жизни уровень основного обмена, влияющего на потребность в энергии, у разных здоровых взрослых людей колеблется от 4,62 до 7,56 МДж в сутки (от 1100 до 1800 ккал в сутки). При некоторых хронических заболеваниях, особенно эндокринных органов, диапазон различий основного обмена расширяется. Даже нормальная для конкретного человека температура тела находится в пределах 35,5—37,5 °С, хотя средней нормальной величиной считают 36,5 °С, что характерно для большинства людей. Принятые в разных странах нормы питания рассчитаны на «усредненного» человека. Индивидуальные потребности отдельных людей в энергии и пищевых веществах могут на 20-30% и более отличаться в сторону увеличения или уменьшения от норм, принятых для большинства населения. Отметим слово «большинство», так как существенные различия встречаются, по разным данным, у 3-5% жителей. Однако вполне возможно существование людей, которые могут обходиться пищевыми рационами с более низкой энергоценностью, с меньшим содержанием пищевых веществ, чем это рекомендовано наукой о питании для большинства людей. Этим объясняется хорошее самочувствие некоторых людей, избравших для себя подобный рацион нетрадиционного питания. Кроме того, организм человека наделен способностью приспосабливаться к поступлению с пищей энергии. При ее недостатке расход энергии на обеспечение жизнедеятельности организма снижается (уменьшаются основной обмен и теплопродукция), что позволяет экономить энергию. При дефиците ряда пищевых веществ (железо, кальций и др.) их всасывание из кишечника в кровь увеличивается. Однако приспособительные способности имеют свои пределы, и после периода питания «на грани» возможны нарушение работы всех систем организма и возникновение алиментарных заболеваний . Наиболее чувствительны к отклонениям от рационального питания дети, подростки, беременные женщины, кормящие матери, для которых увлечение нетрадиционным питанием, особенно его крайними разновидностями, безусловно, опасно для здоровья. Таким образом, для отдельных людей могут быть приемлемы пищевые рационы, выходящие за рамки рекомендаций науки о питании. Но популяризаторы нетрадиционного питания предлагают его для всех людей без исключения, с чем нельзя согласиться. Переход на какой-либо вид или вариант нетрадиционного питания иногда способен улучшить самочувствие человека, в частности страдающего хроническими заболеваниями, за счет психологического эффекта — самовнушения. Этому способствует изощренный характер пропаганды апологетов нетрадиционного питания, обещающих оздоровление всем людям и исцеление от большинства болезней. В этом факте можно усмотреть и положительное значение нетрадиционного питания, если только оно не является излишне радикальным, например, макробиотическое питание с преобладанием только зерновых продуктов (рационы из каш, рисовые диеты) или сыроедение, основанное только на употреблении сырых фруктов, ягод и некоторых овощей. Преходящий, часто довольно быстро, эффект самовнушения особенно четко прослеживается при увлечении «модными» продуктами, о которых говорилось выше, и необычными «сверхцелебными» диетами. Так, мы наблюдали больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, у которых кратковременное улучшение наступило после питья яблочного уксуса или напитка из «японского риса», хотя эти продукты не могли повлиять на течение их болезней ни в лучшую ни в худшую сторону.
|