КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах. 2 страницаК позитивным эффектам компьютерной деятельности относится усиление интеллектуальных возможностей человека. Она развивает прогностические функции логического мышления за счет предварительного продумывания и составления алгоритма действия и обеспечивает адекватную специализацию познавательных процессов — восприятия, мышления и памяти. Компьютерная деятельность формирует более совершенную деловую мотивацию в решении профессиональных задач (престижные, статусные, экономические мотивы), повышает уровень самооценки, эмоциональную и когнитивную удовлетворенность и даже формирует такие позитивные личностные черты, как деловитость, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые могут быть перенесены в другие области жизнедеятельности. В полярном мире человеческой психики каждый из этих позитивных эффектов, естественно, сталкивается со своей противоположностью. Упрощение решения задач с помощью компьютера снижает требования к интеллектуальным способностям. Процесс принятия решения сводится к его формально-логическим компонентам. Из-за чрезмерной специализации и затруднений в переносе результатов в другие сферы деятельности снижается гибкость познавательных процессов — восприятия, мышления и памяти. Позитивные черты личности трансформируются в педантизм, чрезмерную пунктуальность, ригидность и отрешенность. Изменяется мотивационная сфера, в которой начинают преобладать примитивно-игровые или деструктивные побуждения. Деструктивность, порождаемая компьютерной деятельностью, проявляется в таких специфических формах активности как введение «вируса» в компьютерную программу или в феномене «хакерства». Кроме того, заостряются присущие невротические проявления или дисгармоническое личностное развитие. Аддиктивный потенциал, содержащийся в компьютерной деятельности, проявляется: 1) чрезмерной увлеченностью работой в Интернете — собственно поиском информации (нетаголизм, Web Addiction); 2) болезненной зависимостью от видеоигр (Videoplays Addiction); 3) поглощенностью общением on-line с друзьями по сети (Сhat Addiction). С этими формами компьютерной зависимости уже сталкиваются в своей деятельности психологи-консультанты, волонтеры служб неотложной телефонной помощи и психотерапевты, а также руководители организаций, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, если у сотрудников появляется патологическое пристрастие к пребыванию в виртуальном мире Интернета. Чрезмерная увлеченность работой в Интернете, состоящая в поиске новой информации, среди прочего расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя с персонажами виртуального мира или проигрывания сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к информации и «информационного вампиризма» пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром. Болезненная зависимость от видеоигр. В настоящее время видеоигры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение, причем не только среди представителей подрастающего поколения, для которых игра является ведущей деятельностью, но и среди лиц более старших возрастов. Для многих компьютерные игры становятся единственной целью работы с компьютером. Среди компьютерных игровых программ выделяются две разновидности: 1) программы развлекательного и тренингового типа, 2) программы обучающего и развивающего типа. Первые не требуют особого уровня интеллектуального развития и, в основном, предназначены для тренировки двигательных навыков и быстроты сенсомоторных реакций. Вместе с тем, компьютерная игра представляет собой новый тип игры, требующий не только определенной зрелости сенсомоторных навыков, но и умения длительно наблюдать за своими действиями и анализировать их результаты. Поэтому требуется специальное обучение навыкам взаимодействия с компьютером, пониманию неизменности и очередности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности пропуска действий или замены одного действия другим. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Установлено, что своего рода побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей), повышенный уровень тревожности при отсутствии возможности реализовать игровое пристрастие. Поглощенность общением с друзьями по сети в качестве варианта аддиктивной зависимости дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма компьютерной зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. Дети из-за чрезмерного Chat-увлечения (общение со сверстниками с аналогичными интересами, «тусовки» в так называемых «Chat Rooms») часто просто не могут остановиться и из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не в состоянии прекратить работу в сети: некоторые просыпаются утром с мыслью об Интернете. Возникновению зависимости при общении по сети со сверстниками у детей способствует хорошо известный специалистам по психологии развития феномен «воображаемого друга». Развитие символической игры и активного воображения приводит к появлению (по некоторым данным у 65% детей) «воображаемых друзей» (животных, сверстников, живых или неживых существ), которые выполняют несколько функций: являются компаньонами в игре воображения, появляются в отсутствии реальных друзей или в ситуациях вынужденного или добровольного уединения, становятся конфидентами для выражения детьми своих сокровенных чувств и оказываются вовлеченными в обсуждение моральных норм и санкций. В жизни подростка увлечение Chat становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается — у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают делиться, прежде всего, по признаку наличия компьютера. Все свободное время и карманные деньги тратятся на усовершенствование программ. Широко распространены случаи, когда подростки остаются голодными, откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста («За компьютер дети стоят насмерть»). При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки («Не знаю, куда себя деть»; «Как будто спрыгнул с мчащегося поезда»). Chat приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других видов деятельности, прежде всего общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Аналогичные тенденции характерны и для проявлений зависимости в юношеском возрасте. Отдаление от сверстников и сужение круга интересов прогрессирует. Мотив зарабатывания денег с использованием компьютера, появляющийся в это время, увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тратятся на усовершенствование и обеспечение компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи. В молодом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностью становится характерным для лиц с выраженными чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство долга, ответственности, стремление к развлекательным мероприятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не обращая внимания, что создает неудобства для остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то время как его безуспешно разыскивают клиенты. Распознавание компьютерной зависимости в телефонном консультировании проводится с использованием приемов активного выслушивания. Консультативная беседа касается выяснения следующих обстоятельств, имеющих отношение к болезненному пристрастию: 1) наличия потребности во все большем времени работы на компьютере для достижения удовлетворения; 2) снижения эффективности работы на компьютере за аналогичный промежуток времени; 3) наличия следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере: речедвигательного беспокойства (суетливости); тревоги; сниженного фона настроения, чувства опустошенности; навязчивых мыслей о компьютере; активных действий, предпринимаемых для возобновления работы на компьютере (среди которых — конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер, в неподходящее время, невзирая на реакцию хозяев, совершение краж компьютеров и комплектующих, пренебрежение семейными и служебными обязанностями, нарушение межличностных контактов и т.п.), уменьшения или исчезновения вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере; 4) наличия непреодолимого желания и/или безуспешных попыток прекратить или контролировать работу на компьютере; 5) большого количества времени, посвящаемого деятельности, имеющей отношение к обеспечению работы на компьютере (покупка литературы и комплектующих, поиски новых программ и т.п.); 6) прекращения, сокращения или видоизменения актуальных ранее видов социальной деятельности; 7) продолжения работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы (депривацию сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижение продуктивности в учебе или работе и т.п.).
За рубежом существует несколько on-line-центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютерной зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователям Интернета, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ — сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальной психологической службы». Как бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи, большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами, эмоциями, поскольку зависимые лица, как правило, испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.
Рекомендуемая литература
Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993. № 3. С. 62—69. Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности // Психол. журн., 1993. № 4. Т. 14. С. 71—81. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. ВОЗ, Женева, 1989. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии, 1993. № 3. С. 5—16. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии, 1993. № 1. С. 68—78. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и другие). Одесса, 1998. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 3. С. 53—61. Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991. № 2. С. 183—186. Emes C.E. Is Mr. Pac Man Eating Our Children? A Review of the Effect of Video Games on Children // Can.J.Psychiatry, 1997. № 4. V. 42. P. 409—414. Zyss T., Boron J. The World of Computer Games I: A New Entertainment Medium and New Danger // Psychiatr. Pol., 1996. № 2. V. 30. P. 255—266.
22.5. Религиозные и духовные
Жизнь, как бумага, рвется наобум На две неравных половины, косо. Так выживи хоть ты, мой цепкий ум, Раскинь стеблей извилистые жала, Опять небесную нащупай высь, укоренись и все начни сначала. Галина Гампер
Миф не представление, а восполнение и созидание человеком себя в бытии. Мераб Мамардашвили
Когда на территории бывшего СССР возникали первые телефоны доверия, ни их организаторам, ни потенциальным абонентам религиозные и духовные проблемы не представлялись предметом консультирования. И это естественно, если учесть, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, официально понимаемая и прокламируемая мораль практически вытеснила религию и духовность в область маргинальности, существования в андеграунде, выход из которого в поле открытого обсуждения был небезопасен для личности. Во-вторых, первые телефоны доверия, будучи направленными на предупреждение суицидов, создавались в рамках государственных психиатрических служб и действовали в рамках прежде всего психиатрических профессиональных установок. В одноосевых клинических классификациях — старых и новых (ICD-10) — религиозные и духовные проблемы не представлены, хотя именно их нередко приходится решать в работе с психо(социо) генными расстройствами и нарушениями. Ситуация стала меняться с конца 1980 годов, когда телефоны доверия стали свободными, их установки сместились в сторону психологии и социальной психологии, корпус консультантов стал формироваться из психологов-практиков и волонтеров, а религиозно-духовный поиск вышел из подполья и оказался представленным очень широким спектром вариантов. Известной поддержкой для консультантов в этих условиях является многоосевое DSM-IV, отводящее религиозным и духовным проблемам специальное место в разделе «Другие состояния, которые могут быть в фокусе клинического внимания». Рубрика V62.89 «Религиозная или духовная проблема» используется, когда в фокусе внимания оказываются «стрессовый опыт утраты веры или сомнений в ней, связанные с переходом в другую веру проблемы или сомнения в духовных ценностях, не обязательно связанных с организованной церковью или религиозным учреждением». Очень близко к этому примыкает рубрика 313.82 «Проблемы идентичности», используемая, когда в фокусе внимания оказывается в числе прочего неопределенность в вещах, связанных с идентичностью, таких как долговременные цели, дружба, моральные ценности, групповая лояльность. В практике консультирования линии названных рубрик часто пересекаются. Последнее время проблематика этого круга занимает достаточно заметное место в работе телефонного консультанта и, как правило, вызывает затруднения. Они связаны с тем, что консультант чувствует себя оказавшимся в малознакомом ему содержательном, этическом и мировоззренческом поле, в точке пересечения противоположных и противоречивых мнений, взглядов, верований, духовных ценностей. Однако, в этом не трудно усмотреть и положительные стороны. Создаются настоятельные предпосылки избегания упрощений, представляющих проблему в черно-белом видении «правильно (хорошо, нормально, истинно, полезно) versus неправильно (плохо, ненормально, ложно, вредно)». Подчеркивается один из ключевых моментов психологического консультирования — его обращенность к переживаниям, эмоционально-когнитивному миру этого клиента в этой ситуации, а не к событиям и (или) внешним по отношению к клиенту их интерпретациям. Значение этих базисных положений трудно переоценить, но особую важность им придают характерные черты динамики духовной и религиозной жизни в постсоветском пространстве. Единая, по выражению Д.Андреева, квазирелигия социализма, оставлявшая даже мировым религиям (христианству, иудаизму, исламу, буддизму) маргинальное место в системе ценностей и жизни общества, уступила место чрезвычайному оживлению и разнообразию духовного поиска и религиозной жизни. О закономерности таких процессов писал Питирим Сорокин: «…Кроме эпох острой религиозной борьбы, нормальная циркуляция индивидов из религии в религию сравнительно слаба. Иной вывод получится, если взять столетия и тысячелетия. На протяжении их религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Причем эти процессы совершаются скачками, резкими колебаниями. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие — появляются и растут с изумительной быстротой (примером таких эпох могут служить первые века распространения христианства, ислам, эпоха реформации или современная эпоха распространения религии социализма и т.д.). Через несколько десятков лет вся картина религиозного строения населения оказывается радикально измененной. Затем снова наступает эпоха «затишья», продолжающаяся иногда десятки и сотни лет, впредь до нового периода движений она стоит в связи с изменением всего социального уклада населения, меняющего его mores, аппетиты, стремления и чувства — эмоции. Она служит следствием и симптомом этого изменения, с одной стороны, с другой — новая вера, раз появившись, сама оказывает известное воздействие на это изменение». И далее, касаясь перспектив религиозного расслоения, он пишет: «История говорит не об уменьшении числа религиозных групп, а напротив, об его увеличении. Религиозная гетерогенность людей не уменьшилась, а скорее возросла. Там, где появляются знания, они рано или поздно вытесняют верования и становятся общеобязательными. Но верования, изгнанные из одной сферы, водворяются в другой. Если “идеология”, “догма”, “верования” соответствуют и консонируют с ними (эмоциями — В.К.), то верования будут приняты, привьются и распространятся, будь они нелепыми из нелепых. Успех христианства или ислама, или религии “демократизма”, “социализма”, “монархизма” и т.д. объясняется не тем, что соответственные идеологии “истинны” или “ложны”, а тем, что они соответствовали и соответствуют эмоциональным вожделениям их адептов. Отсюда их успех и легкая прививаемость в соответственных группах. Так как трудно допустить, чтобы положение всех индивидов в системе социальных координат или в социальном пространстве стало одинаковым в будущем, то различными будут и их верования. В том числе и религиозные верования. Формы верований изменились, суть их осталась той же. Вот почему даже надежды на ослабление антагонизмов, вызываемых различием верований, далеко не бесспорны. По крайней мере, наблюдаемые сейчас факты говорят о том, что вековая проповедь терпимости чужих мнений и уважения чужих верований не мешала и не мешает тому, чтобы противника отправлять на тот свет, если не под звон колоколов инквизиции, то под аккомпанемент ружейных залпов. Невеселые это corsi и ricorsi (приливы и отливы — В.К.). Но неоспоримые» (П.Сорокин, 1996. С. 259—266). Нет сомнений, что большинство стран постсоветского пространства претерпевает сейчас кризисный период религиозных движений и перегруппировок, интимно связанный с общими (социальными, этническими, экономическими, политическими и др.) процессами. Протекает этот период достаточно остро и зачастую болезненно. Полюса мнений и отношений представлены, с одной стороны, экуменизмом, а с другой — отверганием многообразия и нетерпимостью. Такого рода поляризация отмечается во всех местах мира, где проявляются тенденции религиозных перегруппировок. В странах постсоветского пространства она особенно заострена в силу двух взаимосвязанных факторов: кризисных изменений переходного периода и значительного повышения уровня популяционной тревожности. Интенсивность этой поляризации столь велика, что позиции сторонников крайних мнений нередко сближаются с самостоятельными верованиями, становятся, условно говоря, своего рода религиями, отстаивающими свои мировоззрения как единственно верные и истинные. Тревога, сопутствующая кризисным социальным изменениям, по Ж.Делюмо и Ю.Лотману, приводит к возникновению массовых и быстро распространяющихся страхов, выражающихся в наукофобии, ксенофобии и религиозной нетерпимости. Все эти проявления можно наблюдать и сегодня в виде, например, опасений по поводу «психотронного оружия», настороженного отношения к западным идеям и веяниям, обостренного внимания к «правильности» веры даже со стороны атеистов. Осознание консультантом собственных позиций, определение своего места по отношению к силовым линиям этого чрезвычайно напряженного мировоззренческого поля становится одной из его первых задач, игнорирование которой может представлять реальную опасность и для абонента, и для консультанта. Для первого — в силу неосознаваемых проекций консультанта, для второго — в силу высокой вероятности актуализации собственных мировоззренческих проблем. Другая сторона этого самоопределения заключается в том, что оно ставит консультанта перед непростыми этическими проблемами, ибо одно дело — трансляция своих взглядов в профессиональной или массовой печати в рамках свободы совести и слова, и совсем другое — их трансляция в контексте психологического консультирования; одно дело — неотъемлемое право консультанта на свое мировоззрение, когда он выступает просто как гражданин, вне зависимости от своей профессиональной принадлежности и выполняемой работы, и совсем другое — использование авторитета профессии и учреждения в непрофессиональных целях. Здесь приходится учитывать, что абонент так или иначе находится в состоянии дистресса, а потому особо чувствителен к исходящим от консультанта влияниям: в одних случаях консультант может из-за этого потерять контакт с абонентом, в других — вольно или невольно манипулировать его сознанием, в третьих — рискует сам стать жертвой манипуляций абонента. Психотехнические аспекты работы консультанта (см. раздел II) сами по себе не исчерпывают решения этих задач, и эффект использования тех или иных техник решающим образом зависит от того, как консультант решает этические проблемы взаимодействия с абонентом — как принимает этический вызов и разрешает этические конфликты, основными зонами возникновения которых являются: 1) согласие, 2) конфиденциальность, 3) конфликт интересов, 4) защита. Согласие и (или) компетентность. Абонентка — пожилая женщина — сообщает, что хочет продать свою большую квартиру, купить меньшую, а оставшиеся деньги пожертвовать церкви, членом которой она является; это намерение ввергло ее в состояние конфликта с обеспеченными и живущими отдельно детьми, которые считают, что она совершает непоправимую глупость и должна заботиться прежде всего о родных. Любовь к детям, с одной стороны, и искренняя вера, с другой, как она говорит, «раздирают ее пополам». В ходе беседы консультант не находит оснований сомневаться в ее способности самостоятельно судить о вещах и событиях или подозревать, что она стала объектом злоупотреблений. В этом случае обязанность поддерживать автономность и самостоятельность абонента, включая его право на «плохие» решения, вступает в конфликт с обязанностью предостеречь пожилого человека от возможного ущерба. Сходные ситуации могут складываться и у молодых людей. В жизни достаточно много ситуаций, когда способность другого человека принимать решения может казаться консультанту сомнительной, подталкивая его к патерналистской позиции. Принимая решение, имеет смысл учесть, что потенциальный ущерб для абонента может быть как следствием, так и причиной снижения автономности. Конфиденциальность. В консультировании религиозных и духовных проблем консультант прямо сталкивается с системой ценностей абонента и смысловой стороной его жизни. Они могут более или менее диссонировать как с общепринятыми смыслами (ценностями), так и с исповедуемыми в его референтной группе или семье, расходиться с общественными установками, культуральными стереотипами — в том числе разделяемыми консультантом, вызывая у него ощущение опасности, о которой нужно предупредить других. Анонимность телефонного консультирования, казалось бы, надежно защищает абонента. Вместе с тем (см. раздел II) в своих взаимоотношениях за пределами службы консультант может рисовать легко узнаваемые портреты обращавшихся к нему людей или их проблем. К тому же, многие телефоны доверия и очные социально-психологические службы работают в связке — так что телефонный консультант может продолжать работу с абонентом в очных встречах или встречаться с людьми, истории которых ему знакомы по обсуждению работы на телефоне доверия. Если к нему обращается семья с запросом о поводе консультирования абонента, его отношениях с религиозной группой и т.д., а он внутренне разделяет тревоги и позиции семьи, полагая ту или иную религиозную группу небезопасной для ее адептов, — может ли он удовлетворить запрос семьи, полагая, что никто не может защитить интересы абонента лучше семьи, причем в общественном смысле это будет только полезно? Конфликт интересов — частый спутник консультирования абонентов с религиозными и духовными проблемами. Даже убежденные атеисты вырастают в определенной культуре (субкультуре), всегда так или иначе, больше или меньше, косвенно или прямо связанной с определенной религией. Растворенное в культуре религиозное мировоззрение прямо участвует в формировании идентичности. Не принадлежа ни к одной религиозной конфессии, человек не считает себя, например, христианином в сугубо религиозном смысле и вместе с тем может воспринимать себя как субъекта христианской культуры. Такая же ситуация складывается в культурах, вскормленных разными ветвями христианства. У людей верующих религиозная компонента самоидентификации выступает в гораздо более явном и сильном виде. При встрече с другой (иной, инакой) духовностью или с другими, инакими воплощенными в повседневную жизнь сторонами религиозных взглядов конфликт интересов может носить латентный, опосредованный и не всегда осознаваемый консультантом характер. В более явном виде он может выступать в деятельности профессионалов, прямо связывающих себя с той или иной религиозной традицией или с отношением к тем или иным духовным установкам. «Принятие своего = отвержение чужого» является, по определению, генератором конфликта интересов. Наконец, телефон доверия может быть элементом конфессиональных служб или служб, ставящих своей задачей противодействие распространению тех или иных религиозных (околорелигиозных) веяний. Тогда, например, интересы абонента, являющегося членом малой или новой религиозной группы и ищущего помощи в разрешении психологических проблем с семьей, не принимающей его верований, вступают в конфликт с интересами консультанта, сосредоточенного на «правильности—неправильности» его верований и пытающегося изменить их. Защита. Не вызывает никаких сомнений, что каждый консультант воспринимает свои функции как функции защиты интересов абонента. Этический вызов связан с пониманием функций защиты в консультировании. Здесь возможны конфликтующие друг с другом варианты. Заключается ли эта защита в помощи абоненту по разрешению актуальной здесь-и-сейчас проблемы, которое увеличит его способности свободного и ответственного выбора? Заключается ли она в том, чтобы привести абонента к иной позиции, которая, по мнению консультанта, защитит его от возможных неприятностей? Заключается ли она в том, чтобы помочь окружению верующего наладить с ним продуктивные отношения? Или в том, чтобы помочь окружению воздействовать на него без его ведома и согласия с тем, чтобы защитить его интересы (как они понимаются окружением) либо использовать те или иные силовые методы? В гештальтах работы телефонного консультанта решение этих вопросов образует своего рода фон, но фигура помощи не может быть задана заранее для всех одинаковой — она создается индивидуально, ставя консультанта перед этическим выбором. В целом, нельзя не учитывать того, что в консультировании религиозных и духовных проблем, во-первых, встречаются индивидуальная, профессиональная, гражданская и религиозная этика, а во-вторых, конфессиональная или околоконфессиональная этика консультанта — с другой конфессиональной этикой. Однозначного и для всех единого выхода из этих трудностей нет. Можно лишь сказать, что ключом к решению (у каждого — к своему) является осознанный и ответственный выбор самого консультанта, помогающий очертить внешние и внутренние границы проблемы, определить свое место в этих границах с тем, чтобы, насколько это возможно, минимизировать потенциальные конфликты и связанный с ними риск для абонента и консультанта. Без этого международные нормы IFOTES (1994), утверждающие право и возможность любого человека вне зависимости от его верований и убеждений обратиться за консультацией, быть выслушанным и уважаемым, остаются только словами. По существу эти нормы предполагают нейтральность и лояльность консультанта в процессе консультирования. В смысле же собственно психологическом в консультировании религиозных и духовных проблем происходит (если в ходе его состоится психологическая встреча консультанта и абонента) то, что А.Бадхен называет «психотерапевтическим превращением этического», когда оказывается принятой индивидуальная этика клиента вне каких бы то ни было ее внешних оценок, когда эпицентром встречи становятся актуальные переживания и проблемы клиента (абонента).
|