Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Герои и антигерои. Гильгамеш и Энкиду: мужская дружба и женское коварство.




Испытание для Авраама.

 

Гильгамеш и Энкиду: мужская дружба и женское коварство.

Один из самых популярных сюжетов кинематографа XX века – настоящая мужская дружба. Чаще всего это дружеские отношения, которые проносятся через трудные испытания, сопровождаются потерями и увенчиваются победами. В американском кинематографе дружба между полицейскими или бандитами зачастую начинается с конфликта, с потасовки, с выяснения того, кто круче. В советских и российских кинофильмах «Небесный тихоход», «Верные друзья», «Офицеры», многочисленные сериалы на тему «полицейские и воры» перед зрителями предстают положительные герои с некоторыми небольшими недостатками, которые, опираясь на свою дружбу, борются за справедливость, за лучшую жизнь, спасают людей и родину.

А когда появился этот «вечный сюжет»? Ещё в годы студенчества автору показалось, что возникновение данной модели связано с сюжетом шумерского эпоса о Гильгамеше.

Когда-то в Месопотамии (Междуречье) на огромной плодородной территории между реками Тигр и Евфрат возникли шумерские города-государства. В городе Уруке в конце XXVII – начале XXVI веков до нашей эры правил царь Гильгамеш. Он постепенно распространял свое господство и осуществил ряд крупных проектов, как принято говорить на современном международном сленге. Эти проекты, например, постройка городской стены Урука длиной 9 км и шириной 5 метров, поход в Ливан за кедровыми деревьями для нужда строителства и т.д., легли в основу целого ряда шумерских эпических песен. Гильгамеша считают реальной исторической личностью, правившей достаточно долго. После смерти Гильгамеш был обожествлен. (В СССР всего несколько десятилетий назад пели – «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, в горе, надежде и радости...»).

Гильгамеш был крут, обладал своенравным и буйным нравом, некоторой излишней любвеобильностью. В помощь обиженным богиня Аруру создала дикого человека Энкиду, жителя степей. Гильгамеш в видениях узнает о том, что ему суждено в скором времени приобрести друга. Но первоначально подсылает к Энкиду блудницу, чтобы та отвлекла его от опасного занятия. Энкиду защищал животных и мешал горожанам промышлять охотой. Вот он первый эколог и защитник братьев наших меньших!

Герои встречаются на пороге спальни богини Ишхары и долго дерутся, после чего становятся закадычными друзьями. Вместе они совершают множество подвигов, в которых проглядываются будущие приключения Геракла и других героев. Всё это происходит на фоне соперничества богов, в которой крайними оказываются наши джигиты. Гильгамеш отверг любовь богини Иштар. Богиня обещала ему власть над всем миром, богатство и бессмертие. Но под влиянием Энкиду Гильгамеш отвергает соблазнительные дары и предъявляет ей целый экологический манифест. Богиня поработила свободных животных: обуздала свободолюбивого коня, изобрела ловушки для царя зверей льва, превратила слугу-садовника в паука, уделом которого стал беспросветный труд. Гильгамеш не захотел иметь дел с богиней Иштар. И она потребовала его смерти. Но боги посовещались и решили, что умереть должен Энкиду. Идеи враждебности цивилизации и природы, несправедливости отношений собственности и власти, освященных богами, превращения человека в раба страстей впервые во весь рост встали на заре человеческой цивилизации. Честолюбец Гильгамеш превратился в бунтаря-богоборца.

После смерти друга Гильгамеш начинает размышлять над вечным вопросо – как стать бессмертным. Оказалось, что предок Гильгамеша Утнапиштим сумел спастись во время всемирного потопа, после которого получил из рук богов вечную жизнь. Гильгамеш смог обзавестись бессмертными одеждами, растением для омоложения, которое потерялось. И находит утешение, любуясь видом стены, сооруженной вокруг города. О смерти героя эпос не рассказал.

Поэма «О всё видавшем» или «Эпос о Гильгамеше» является одним из старейших сохранившихся литературных произведений в мире. Время создания – XXII век до нашей эры. Этот эпос дошёл до наших дней благодаря клинописной библиотеке Ашшурбанипала, царя Ассирии. Наиболее поздние списки эпоса отностся к VII в. до н.э.

Некоторые авторы считают «Эпос о Гильгамеше» отражением одного из процессов общественного разделения труда – между оседлыми земледельцами и кочевыми степняками-номадами.

Более важным представляется то, что это настоящий гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению трудностей, препятствий, удесятеряет силы друзей-мужчин, но и преображает, облагораживает, возвышает их. Дитя природы Энкиду, познакомясь с благами городской цивилизации, одержал над Гильгамешем, эгоистичным и избалованным властью, моральную победу. Энкиду увёл Гильгамеша в степь и горы, освободил от всего наносного и превратил в человека в высшем смысле этого слова. Они много сделали полезного для людей.

 

Как Давид стал героем и царем?

Люди вели практически непрерывную войну за место под солнцем. Ближний Восток, Палестина на протяжении тысячелетий были территорией, на которой происходили бесконечные походы, войны, строились и разрушались города, появлялись и исчезали племена, народы, целые цивилизации. Цепко держались за эту землю и древние евреи. У них был свой герой, который продемонстрировал возможность победы при явно неблагоприятном соотношении сил.

Во время одной из войн евреев с филистимлянами в правление царя Саула произошла сцена, вошедшая в мировую историю. Два войска стояли друг против друга на горах, между которыми находилась долина. Из рядов филистимлян вышел воин огромного роста, закованный в латы с ног до головы и вооруженный длинным копьём и мечом.

Голиаф вышел вперед и сказал евреям: «Зачем вам всем сражаться? Выберите у себя человека, и пусть он выйдет против меня: если он убьет меня, то филистимляне будут вашими рабами, а если я убью его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней утром и вечером выходил Голиаф и говорил то же самое, но никто не смел сразиться с ним.

Молодой пастух, юноша Давид даже не находился в составе войска. Он лишь подносил пищу своим старшим братьям. Давиду показались обидными насмешки Голиафа над евреями. «Кто смеет так поносить народ Божий и какая награда будет тому, кто победит Голиафа», - вопрошал Давид. За вступление в единоборство со страшным врагом царь Саул пообещал богатство, свою дочь и освобождение дома отца будущего героя от податей. Но при этом Саул сначала не давал согласия на поединок, исход которого мог быть плачевным для евреев.

Давид не только верил в поддержку Бога. У него в руках было оружие, использование которого оказалось неожиданным для противника. С помощью пращи Давиду удалось прямым ударом в лоб повергнуть Голиафа на землю. И его же мечом отрубить ему голову. Филистимляне бежали. Они потерпели полное поражение.

Давид стал военачальником, получил в жены дочь царя, а сын царя стал его другом.

 

Здесь можно провести аналогию с советско-финской войной!

 

Опасное богатство лидийского царя Крёза.

Кто не знает выражения «богат как Крёз»? А все ли помнят откуда взялось богатство Крёза, что с ним стало и чем закончилась жизнь самого Крёза?

Крёз или Крес был из рода Мермандов. Он родился в 595 г. до н.э. и после смерти отца стал царём Лидии после непродолжительной борьбы со своим братом. Лидийское царство занимало почти всю западную часть Малой Азии или северо-западную часть современной азиатской Турции. Крёз создал обширную державу, в которую, помимо собственно Лидии, вошли Иония, Эолида, Дорида Малоазийская, Фригия, Мисия, Вифиния, Пафлагония, Кария и Памфилия. Все эти области, по-видимому, сохранили значительную внутреннюю автономию. Крёз подчинил себе такие греческие города как Эфес, Милет и другие. Развалины этих древних городов сегодня активно посещаются туристами.

Правил Крёз сравнительно недолго, с 560 по 546 год до н.э. Богатство Крёза было связано не только с тем, что в его подчинении были весьма богатые земли. Он первым стал чеканить металлические монеты, что стало источником баснословных доходов. Крёз был поклонником греческой культуры. Он отправлял богатые дары в греческие храмы в Дельфах и Эфесе.

Но богатство необходимо защищать. Особенно от ближайших соседей. Крёзу не повезло. Его правление совпало с возвышением персидского государства, во главе которого стоял выдающийся правитель и военачальник Кир II. Персы покорили Мидию и стали наступать на Лидию. Дельфийский оракул в ответ на «запрос» Крёза сообщил, что он сокрушит могучее царство. Крёз начал войну. После первого сражения с ничейным результатом Крёзу пришлось начать отход к своей столице Сарды. Но Кир стремительно преследовал врага и под стенами города нанес лидийцам поражение. Город стал обороняться, но персам удалось найти тайную тропу в Акрополь и внезапным ударом захватить крепость. Крёз попал в плен.

Геродот и большинство древнегреческих историков считали, что Крёза приговорили к сожжению, но затем Кир его помиловал. Чудесная история спасения Крёза выглядит следующим образом. Согласно легендам греческий мудрец Солон побывал в Сардах. Крёз любил показывать свои богатства и спросил мудреца: «Можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных». На что Солон ответил: «Никого нельзя называть счастливым прежде его смерти». Уже находясь на костре Крёз воззвал к Солону, вспомнив его слова. Киру стали разъяснять суть дела и он отдал приказ потушить костёр. Но пламя так разгорелось, что приказ Кира выполнить не удалось. Вот здесь то и пригодились дары, отправленные в своё время Крёзом в греческие храмы. Бог Аполлон услышал призывы Крёза и обрушил на землю ливень, затушивший огонь. После этого Крёз довольствовался должностью советника у Кира II и его сына. Кстати, Крёз в качестве «рекламации» направиль к дельфийскому оракулы свои оковы. И получил достойный комментарий: «Ты же сокрушил могучее царство. Своё собственное!».

Крёз оказался последним царём Лидийского царства, которое растворилось в Персидской империи. Всё золото Крёза досталось персам. А впоследствии Александру Македонскому. Чеканка монет вошла в повседневный обиход, а сам Крёз в историю.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 555; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты