КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Путь страданий Сидхартхи Гаутамы.Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. до н.э.) был из царского рода Шакья в Северной Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама – это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Но молодой царевич, столкнувшись при переезде из одного дворца в другой, заметил, что люди болеют, страдают, умирают и задумываются о смысле жизни. В 29 лет он ушел из дому, стал отшельником. Шесть лет он бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами, вел аскетический образ жизни, но, убедившись, что угасание плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам он убедился в близости открытия истины и погрузился в медитацию, в которой пребывал несколько недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, то есть стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. «Братья, мы блуждаем по печальному, пустынному пути перерождений только потому, что не знаем четырех истин спасения. Вот, братья, высокая истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разлука с людьми любимыми есть страдание, близость людей нелюбимых есть страдание, недостижимость желаний есть страдание (короче, все существование индивидуума есть страдание). Вот братья, высокая истина о происхождении страдания: это жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению; это – влечение к удовлетворению чувственности, влечение к индивидуальному счастью. Вот, братья, высокая истина об уничтожении страданий: это – совершенное уничтожение жажды бытия: уничтожение вожделений, их должно уничтожить, отрешиться от них, положить им предел. Вот, братья, высокая истина о пути, ведущем к уничтожению страдания, - это высокий осьмеричный путь, который называется истинной верой, истинной решимостью, истинным словом, истинным делом, истинной жизнью, истинным стремлением, истинными помыслами и истинным самопознанием». После этого он 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение о спасении в неземной жизни. Умер в возрасте 80 лет. Существует несколько биографий Будды. Жизнь в буддизме рассматривалась как источник страданий. В отличие от брахманизма буддизм считал, что правильная жизнь, «восьмеричный благородный путь», может привести не просто к перевоплощению, но позволит человеку в новом обличье сменить свой удел, например, низшую касту на более высокую. Будда («просветленный») выступил против монополизации религиозного культа брахманами и фактически за уравнение каст, демократизацию общества, что обусловило привлекательность учения. «Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти», - проповедовал Будда. В то же время Шакья-Муни проповедовал непротивление злу и идеалом, целью всех перевоплощений считал достижение состояния «нирваны» (отказа от всех желаний, полного угасания, небытия). В III в. до н.э., при выдающемся правителе царе Ашоке, который объединил под своей властью почти всю территорию Индии и с помощью зажиточных вайшьев вел борьбу с брахманами, буддизм был объявлен государственной религией[5]. В течение многих веков буддизм широко распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и в Сибири. В самой Индии буддизм в XII в. после Рождества Христова растворился в индуизме, который освятил авторитетом религии кастовое деление общества и, продолжая традиции брахманизма, объявил принадлежность к той или иной касте следствием соответствующей дхармы, то есть образа жизни, предписанного данной касте. Конфуций – великий мыслитель или создатель мировой религии? У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. Он вступил в брак после смерти жены и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), великого мудреца и философа, сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. В детстве любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя. Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной фамилии. У него родились сын и дочь. На должности инспектора пахотных полей, лесов и стад Конфуций блестяще себя проявил и жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему. После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, обрастал учениками, по приглашению находился в гостях у различных князей. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли. На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, то есть вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время князю не понравилось неловкое замечание философа, который вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу. Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427-347 гг. до н.э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Он вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Конфуций был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображения увенчивались императорской шапкой и облачались в царские одежды. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут свою родословную от своего великого предка и гордятся им. Китайцы считают Кунцзы родоначальником гуманистического мышления, появившегося задолго до эпохи Ренессанса в Италии. На Западе Кунцзы принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. Взгляды Конфуция уже на протяжении двух с половиной тысяч лет находятся в центре внимания китайского народа, пронизывают его менталитет. По Конфуцию, в соответствии с учением о чжэн мин (о выправлении имен) каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т.д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[6]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы. Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшим статусом обладали знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков. Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», - говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[7]. Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)». Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится)». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[8]. Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий. Что и почему говорил Заратуштра? Около 628 г. до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура–Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнью (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь[9]. Основой резкого дуализма светлого и темного начал, которым иранская религия выделяется из других религий мира, считается реально существовавший конфликт оседло–земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, водой и огнем – особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма. В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» по католическому обычаю). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н.э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально – неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии. Кто убил Иисуса Христа? Христиане убеждены, что Иисуса Христа предали и убили евреи. На этом основании, так сказать в порядке мести и групповой ответственности всего еврейского этноса за убийство сына божьего евреев ограничивали в правах, преследовали, выселяли и убивали всех подряд. В 1492 г. в год отправления экспедиции Христофора Колумба испанская королева Изабелла приказала изгать всех евреев из страны. Все евреи из России были изгнаны в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Царице объясняли, что евреи живут преимущественно в приграничных и отдаленных, осваиваемых территориях, приносят реальную пользу своей торгово-экономической деятельность. «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли», - отрезала дочь Петра Великого. Попытку истребить евреев, применяя самые жестокие средства, предпринял Богдан Хмельницкий. Он считал евреев (торговцев, шинкарей, ростовщиков, управляющих в хозяйствах польских панов) прислужниками ненавистных поляков, подлежащими поголовоному истреблению. А. Гитлер после прихода к власти представил евреев виновниками трудного положения простых немцев, устроил грандиозное перераспределение отобранной у евреев собственности, а затем многое сделал для того, чтобы «окончательно решить еврейский вопрос» путём тотального истребления еврейского населения. В Советском Союзе одно время бытовала поговорка – «если в кране нет воды, воду выпили жиды». И это всё за то, что евреи «убили» Иисуса Христа? Не слишком ли сурово? Основатель христианства, сын Божий, второе лицо пресвятой троицы Иисус Христос родился в городе Вифлееме в Палестине в 754 г. от основания Рима. Дата рождения Иисуса Христа считается началом нашей эры. Специалисты по исторической хронологии считают, что эта дата используется ошибочно, что на самом деле, если данное конкретное физическое лицо появилось на свет при тех природных явлениях, которые нам известны, то рождение в действительности имело место в 6 г. до н.э. По повелению архангела Гавриила новорождённый был назван Иисусом (то есть «спасителем»). Христос означает «помазанный» («помазанник Божий»). Значительная часть земной жизни Иисуса Христа не получила отражения в имеющихся источниках. Наиболее известными являются три последние годы жизни этой главной фигуры в христианской религии. Фактическая канва, если воспринимать события, происходившие дветысячи лет назад и описанные по «свежим следам», как данность, хорошо известна. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от Иоанна Предтечи (Крестителя) крещение в реке Иордан. Он начал свое общественное служение сорокадневным постом в пустыне и избранием двенадцати апостолов в Галилее, которые начали проповедовать наступление Царства Божия. Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Его проповедь вызвала гнев у иудейских старейшин, объявивших его лжепророком. Считается, что один из учеников Иисуса Иуда Искариот за тридцать серебренников совершил предательство. Иисус был схвачен в Гефсиманском саду после тайной вечери. После суда римских властей (Понтий Пилат) Иисус Христос был распят на горе Голгофе за городскими стенами Иерусалима. Он был снят с креста, погребен в каменной гробнице, но воскрес на третий день. После воскресения он неоднократно являлся своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос на виду всех своих учеников вознесся на небо[10]. Иисус Христос является самой популярной фигурой в культуре стран, в которых распространилось и восторжествовало христианство как главная или ведущая религия. Вышло огромное число изданий текстов, комментариев, богословских и атеистических трактатов, документальных и художественных фильмов. Представляются интересными попытки рассказать об окружении Иисуса Христа, о его уважаемой матери Марии и родственниках. Выход романа Дэна Брауна «Код да Винчи» породил значительный шлейф литературы о Марии Магдалине, которую многие считают женой Иисуса Христа. «Это меняет дело», - сказал один из моих студентов. В духе современных тенденций к пересмотру и корректировке устоявшихся взглядов исследователи «под микроскопом» рассматривают известные и новые документы, свидетельства, сообщения о событиях двухтысячелетней давности. Так, например, презренный Иуда с его гнусными «тридцатью серебренниками», полученными за «сдачу» Иисуса Христа властям, предстаёт как некий камикадзе, выполняющий волю самого Иисуса, который понимал, что отступать ему некуда и придётся выполнять волю Отца. Посещение святых мест, например, Иерусалима, острова Патмос («эгейский Иерусалим»), Соколиной горы в Турции лишь множит вопросы, на которые критически мыслящему человеку трудно получить удовлетворительные ответы. Оказывается, Иисус Христос вовсе не умер в течение трёх часов на кресте, а лишь находился в глубоком обмороке или даже под воздействием некоего наркотического вещества, имеющего анестизирующее действие. В духе современных представлений утверждается, что облегчение страданий Иисуса Христа было проплачено. Затем как бы безжизненное тело было обработано специальными составами, а подвергшемуся экзекуции проповеднику дали понюхать что-то вроде уксуса или нашатыря. Он встал, ушёл и исчез. Может быть, он ушёл туда, где набирался ума-разума, сакральных знаний, например, в Персию или даже в Индию. На Соколиной горе в Турции туристам рассказывают о месте, в котором провела свои последние годы и была похоронена мать Иисуса Христа Мария. Но ещё одна могила демонстрируется туристам в Иерусалиме. Странное впечатление производит сам Храм, в котором рассказывают о смерти И. Христа и о Голгофе. Среди многословного тумана, который буквально парит в этом сакральном месте, вполне реальным является достаточно чёткое деление храма не сектора, которые находятся в распоряжении различных христианских конфессий. Словами, как манной небесной, сыт не будешь, а вот с каждого квадратного метра священнослужители, одетые по-разному, снимают одинаково реальные денежные средства. Ответ на вопрос – «Кто убил Иисуса Христа?» - представляется достаточно простым. Местные тогдашние жрецы Иерусалима, составлявшие небезызвестный Синедрион, воспринимали талантливого проповедника как опасного конкурента. Евреи ждали Мессию. И любой претендент на это место был очень опасен. Религиозное служение – дело доходное. Десятки тысяч жертвенных животных, ритуальные омовения, продажа разнообразных предметов культа и т.д., - все это приносило очень большие деньги. А молодой энергичный Иисус опрокидывал лавки менял и обещал их выгнать из храма. Так вот «без крыши», не по «понятиям», взял и «наехал». Странно, но в этой справедливой борьбе Бог почему-то не поддержал своего Сына, обрёк его на мучения. Для чего? Для того, чтобы через две тысячи лет евреям продолжали напоминать о том, что они предали Иисуса Христа? Для того, чтобы верующие христиане были благодарны Иисусу Христу за то, что страдал за них? Но ведь вождь рабов Спартак тоже боролся за свободу и справедливость и, скорее всего, закончил свою жизнь вместе с тысячами своих товарищей, также распятых на кресте! Впрочем, человечество давно «доработалось» в своём развитии до признания свободы совести. Каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Выбор делает каждый.
|