КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великий законодатель Хаммурапи.Один из первых текстовых источников, с которыми знакомятся студенты-историки, является знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Звучное имя сразу запоминается. Как и примерная дата появления первого известного письменного законодательства – 1759 год до нашей эры. Имя Хаммурапи в переводе означет «старший родич – целитель». Хаммурапи был царём Вавилона на протяжении почти 40 лет – в 1793-1750 гг. до н.э. Утвреждение свода законов стало логичным подведением итогов многоплановой деятельности вавилонского царя. Он много воевал с соседями. Он основал царство Шумера и Аккада и объявил Вавилонское царство объединением всей Нижней Месопотамии. При Хаммурапи развивались товарно-денежные отношения, получило распространение рабовладение. В результате проведенной административной реформы укрепилась центральная власть, произошла централизация управления государством. Он много занимался строительством каналов, поддержанием в порядке водных путей, что позволяло поддерживать в хорошем состоянии оросительные системы. Некоторые историки утверждают, что урожайность зерновых в Древней Месопотапии достигала значения сам-100, то есть каждое зёрнышко, брошенное в благодатную почву, давало 100 новых зерен на колоске. Как настоящий правитель, Хаммурапи много занимался правосудием, установлением справедливости. При его восшествии на престол была проведена амнистия, в том числе финансовая, в отношении должников. Хаммурапи приходилось бороться со взяточниками, с ростовщичеством, с произволом чиновников, с другими проявлениями жизни во все времена. На 35-й год правления Хаммурапи сборник законов был высечен в камне, что и обеспечило ему завидную сохранность. Именно этот камень был найден археологами в Вавилоне. Такие же камни находились и в других местах, где были найдены те или иные фрагменты текста. Кодекс Хаммурапи представляет собой чёрный базальтовый столб. 282 закона выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба можно видеть самого Хаммурапи, получающего законы из рук бога солнца Шамаша (или Мардука). Законы регулируют хозяйственные, экономические и семейные отношения. Источником для данных законов служило как обычное право, правовая традиция, так и решения самого Хаммурапи по тем или иным конкретным вопросам. Свод законов регламентирует отношения частной собственности, устанавливает приоритет государственного контроля в отношении хозяйственной жизни в интересах всего общества. Своу законов Хаммурапи отводится видное место в истории мирового государства и права. Впервые сформулирован принцип презумпции невиновности, который формулируется предельно чётко – «невиновен, пока не доказано обратное». Известный принцип – «око за око, зуб за зуб» - последовательно проводится в наказаниях за членовредительство. Но принцип талиона предусматривал у Хаммурапи тем меньшее наказание, чем выше был статус виновного лица. Столб с законами Хаммурапи, найденный в начале XX в. в Сузах французскими археологами, находится в парижском музее Лувр. Точная копия столба имеется в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И.В. Цветаева – филиале Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Почему Соломон стал синонимом мудрости? Судьба государственности еврейского народа оказалась сложной и драматичной. Авторитет царской власти снижался из-за ее неспособности защитить интересы большинства, увязавшего в долговой кабале у ростовщиков. Огромную роль играли жрецы, нередко поучавшие власть и противостоявшие ей. Всемирно известным стал царь израильский Соломон, который правил в период с примерно 970 до 930 г. до н.э. Соломон был вторым сыном Давида и Вирсавии. Во внешней политике он стремился к компромиссам. Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией. Это обеспечило мир в регионе. Но многие были недовольны, так как были официально разрешены иностранные религиозные культы в Иерусалиме. Власть Израиля достигла своего расцвета[3]. Соломон вступал во многочисленные браки с дочерьми правителей соседних государств, благодаря чему также обеспечивались мирные отношения. С родственниками воевать не принято. Согласно Библии царица Савская (из плодородной, богатой земли на южном берегу Аравии) путешествовала на север и посещала Соломона. Эфиопские легенды считают, что у царицы Савской был сын от Соломона. От этого мальчика пошла вся эфиопская царская фамилия. Соломон разделил страну на административные районы, улучшил управление ими. Строились города, дворцы и примерно в 970 г. до н.э. огромный храм, который стал главной святыней иудейской религии. Для строительства широко использовался принудительный труд. Критику вызывали огромные налоги. Широкое строительство храма обескровило экономику Израильского царства, обусловило его ослабление и распад на две части. Соломон прославился своей мудростью. Ему приписываю часть библейских текстов, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклезиаст и Книгу премудрости Соломона. В силу ряда причин уже около 928 г. до н.э. древнееврейское государство распалось на два самостоятельных – Израиль и Иудею. В конце VIII в. Израиль был завоеван Ассирией, а Иудея откупилась огромной данью. Спустя полтора столетия, в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор взял штурмом, разрушил Иерусалим и огромный храм, построенный царем Соломоном. Все евреи были уведены в Вавилон. В период «вавилонского плена» в основном завершилось оформление иудаизма.[4] Персидский царь Кир в 539 г. разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить храм. Был установлен строгий монотеизм. Предметы культа и жрецы других богов были уничтожены. Было канонизировано Второзаконие, регламентировавшее правовую и обрядовую жизнь евреев. Был составлен Жреческий кодекс. В V в. до н.э. были запрещены браки евреев с иноплеменниками. Все не евреи, не обрезанные, все, кто не поклонялся Ягве, рассматривались как нечистые язычники. Такая жесткая самоизоляция преследовала цель национальной консолидации еврейского народа, оставшегося без собственной государственности. Дарий I Великий – царь Персии и реформатор. Современный Иран стоит на плечах одной из древнейших мировых цивилизаций. Можно без всякого преувеличения утверждать, что один из наиболее выдающихся представителей Древней Персии – это царь Дарий I, который правил в 522-486 гг. до н.э. При вступлении на престол в результате заговора и убийства Гауматы Дарию было 28 лет. Основным занятием персидского царя в начальный период правления стало подавление восстаний, карательные экспедиции в различные части страны – Мидию, Маргиану, Парфию, Армению, Египет, Элам и т.д. В ходе 20 битв погибло около 150 тысяч восставших. Десятки тысяч были обращены в рабство. Власть персидского царя установилась на всей территории Ахеменидской державы. Восставшие народы действовали разрозненно. Дарий опирался на полки царской гвардии (так называемые 10 тысяч «бессмертных»), армии оставшихся верными ему сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Персы покорили часть северо-западной Индии, а также острова Самос, Лемнос и Хиос в Эгейском море. Но Дарий I не только махал мечом, но и управлял своим сложным по структуре государством, провёл административную, налоговую и денежную реформы. Административная реформа заключалась в разделении государства на сатрапии или податные округа. Границы сатрапий почти совпадали с прежними государственными и этнографическими границами территорий, вошедших в состав державы Ахеменидов. Во главе округов Дарий поставил персов, а не местных чиновников, которым, как проказывали восстания, самим рано или поздно хотелось порулить. Статуя Дария Слово «сатрап» в российском политическом лексиконе конца XIX – начала XX вв. имело большое распространение. Не только революционеры, но и просвещенная общественность «сатрапами» обычно называли губернаторов и других начальствующих лиц. При Дарии сатрапы были гражданскими руководителями. Местные военные формирования возглавляли военчальники. Сатрапы и военачальники были под постоянным контролем царя, тайной полиции и начальника гвардии царя (хазарапат). Налоговая реформа заключалась в том, что часть земель раздавалась Дарием воинам, которые в мирное время обрабатывали наделы коллективно, отбывали воинскую повинность, платили денежную и натуральную подати. Все сатрапии платили фиксированные денежные налоги в зависимости от количества обрабатываемой земли и степени её плодорожности. Денежных налогов не платили только персы. Остальные народы платили в год около 7740 вавилонских талантов серебра или более 230 тонн. Дарий I начал чеканить единую для империи золотую монету дарик весом 8,4 г. Эта монета «ходила» в течение нескольких веков. Серебряные и мелкие медные монеты могли печатать персидские сатрапы, автономные города и зависимые цари. Так была проведена денежная реформа. Персидский царь одним из первых понял значение хороших путей сообщения. Широкие дороги, проложенные в стране, например, от Суз к Эфесу (на берегу Эгейского моря), имели сеть сеть станций. Царские письма и посылки доставлялись со скоростью скачущей лошади. При Дарии был восстановлен древний канал от Нила до Суэца протяженностью 84 км. Все принятые меры создавали благоприятные условия для развития экономики, международной торговли. Дарий построил новую столицу Персеполь («Город персов»). Дарий I наладил внутреннюю жизнь страны, но как и любой выдающийся правитель не мог справиться со своими амбициями. В 512 г. до н.э. он совершил поход против скифов, которые умело уклонились от сражений, применяя тактику «выжженной земли». После безрезультатного преследования скифов войска персов вынуждены были ретироваться. В 499 г. до н.э. начались греко-персидские войны. Военное противоборство продолжалось с переменным успехом. Греки с самого начала показали, что им есть что противопоставить многочисленному персидскому войску. 13 сентября 490 г. до н.э. в знаменитой Марафонской битве греки разбили численно превосходившее их персидское войско. Вскоре началось восстание в Египте. Для Дария I это восстание было ситуацией дежавю. Он словно начинал всё сначала. Но пережить новый цикл ему было не суждено. Он умер в 486 г. до н.э. в возрасте 64 лет. Гробница Дария находится в скалах Накше-Рустам близ Персеполя. Ещё при жизни Дария I началась борьба за власть между его сыновьями, победителем из которой вышел Ксеркс, сына Дария от Атоссы. «Держащий добро» или «Добронравный» (так переводится имя Дарий) закончил свой жизненный путь.
|