Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Боцман торпедного катера.




 

Не думал Шабалин, когда впервые увидел торпедные катера, что на долгие годы свяжет с ними свою судьбу, что будет он на них воевать, защищать Родину, что станет дважды Героем Советского Союза, что прославит эти маленькие, но страшные для врага корабли.

Торпедный катер хотя и крошечный, но грозный противник. Судно ловкое, увертливое, его основное оружие – скорость и внезапность. Кто-то метко назвал катера «москитный флот» и это очень точное определение: трудно увернуться от его жала – торпеды, и ещё сложнее догнать и уничтожить крохотное быстроходное суденышко.

Начало 1937 года. Шабалин присутствует на первой лекции – беседе. Преподаватель уверенно ведет разговор о торпедном катере и его боевом значении. Тишина. Слышно, как моряки шуршат карандашами, записывая в тетрадях данные о грозной малютке, о самом маленьком боевом суденышке. Сегодня они изучают историю возникновения и развития торпедного катера.

Впервые катера – подрыватели появились в русско – турецкую кампанию в 1877 году. Тогда их называли минными катерами. Они были приспособлены для атак. Сначала их вооружали миной, насаженной на длинный шест. При такой, с позволения сказать, технике, не без риска для своей жизни, первые русские минеры топили в Чёрном море вражеские суда. Потом появилась «самодвижущаяся мина» - мать современной торпеды, и вместе с ней специальный быстроходный катер. В империалистическую войну итальянцы успешно пользовались торпедными катерами против австрийского флота. В августе 1919 года англичане перебросили в Финский залив девять торпедных катеров. Финляндия, получившая тогда от Советской России самостоятельность, оказалась в зависимости от Антанты и предоставила в Бьорке и Териоках базы для английских торпедных катеров, и вот рано утром 17 августа налетели английские самолёты и сбросили несколько бомб на наши суда, стоявшие здесь в Кронштадтской гавани. После авианалета семь английских торпедных катеров проскочили между фортов, стремительно ринулись на Малый Кронштадский рейд со стороны Ленинграда. С эсминца «Гавриил» открыли по ним огонь. Всё же три катера прорвались в гавань и утопили наше военное судно «Память Азова» и повредили линкор «Андрей Первозванный». Но и наши моряки не остались в долгу: из семи катеров пять было уничтожено благодаря метким выстрелам с эсминца «Гавриил»

Шли дни за днями. Александр Шабалин старательно, с упорством изучал торпедный катер и торпеду. Главное, надо знать торпедный катер, его устройство, его вооружение, особенно торпеду и уметь управлять всей системой механизмов на этом небольшом и быстроходном судне.

Программа обучения была довольно обширной. Являясь помощником, правой рукой командира, боцман катера должен иметь всестороннюю подготовку. В то время на вооружении военно – морского флота страны был небольшой катер типа Г-5 (глиссирующий). Водоизмещение его не превышало 17 тонн, но насыщенность боевыми и техническими средствами у него была довольно высокой. Он имел две торпеды, два крупнокалиберных спаренных пулемета, запас глубинных бомб, радиостанцию и навигационные приборы. Два мощных двигателя обеспечивали скорость хода до 53 узлов. Торпедные катера делались с дюралюминиевыми корпусами реданного типа. Известно, что дюраль – один из самых легких и прочных металлов. Эти качества очень важны для торпедных катеров, ибо их корпус должен был быть легким и одновременно очень прочным. Идущий с большой скоростью катер с огромной силой ударяется даже о небольшую волну. Добиваясь высокой скорости хода, устанавливали авиационные двигатели, которые обеспечивали катерам с плоским днищем корпуса особый способ движения – глиссирование, то есть скольжение по воде. При таком движении на большой скорости катера задирают вверх нос и как бы немного всплывают, поднимаются из воды. Но на практике оказалось, что для получения высокой скорости мало иметь широкое плоское днище. И конструкторам удалось найти необходимую форму корпуса. В середине днища был специально сделан уступ, названный реданом. На ходу, благодаря наличию редана, днище катера меньше соприкасается с водой, а значит и испытывает меньшее её сопротивление.

Выстреливание торпед на катерах сначала осуществлялось не вперёд, а назад. Для этого торпеда укладывалась в желоб, проходящий в середине катера и, упрощенно говоря, стоило сильно толкнуть её в носовую часть, как она соскальзывала за корму в воду. После того, как начинали работать винты, торпеда устремлялась на цель, а катер успевал свернуть с её пути.

Желобные торпедные аппараты были у первых серийных торпедных катеров «Г-5», более крупных, чем катера первоначальной постройки, с лучшей мореходностью и усиленным пулеметным вооружением. Они имели водоизмещение 17 тонн, скорость хода – 48 узлов (88,8 км/час); экипаж - 7 человек, на вооружении две 533-мм торпеды и два 12,7-мм пулемета.

В последующие годы был спроектирован большой деревянный торпедный катер «Д-3», его головной образец в 1939 году был передан на испытание. Это уже катер дальнего действия, способный удаляться от мест базирования на 366 миль (640 км.) Он имел водоизмещение 31,1 тонны, скорость 32 узла, экипаж - 9 человек. Вооружение у «Д-3» было такое же, как и у «Г-5», но стрельба осуществлялась по иному способу – с помощью бортовых торпедосбрасывателей. При данной системе перед стрельбой освобождалось крепление торпед, они падали в воду и устремлялись на противника.

В канун войны прошел испытания торпедный катер типа «Комсомолец», имевший бортовые торпедные аппараты. В отличие от желобных и бортовых торпедосбрасывателей, у которых торпеды лежали наверху ничем не прикрытые, аппараты надежно защищали своё оружие. На палубе катера ставили две тонкостенные трубы с герметическими крышками на задних концах. В них торпеды всегда были готовы к выстрелу, который осуществлялся по ходу катера с помощью пуска в трубу сжатого воздуха или пороховых газов от небольшого патрона.

И всё это Шабалину нужно было освоить, научиться управлять катером, постичь приемы и способы поддержания связи, обслуживания и боевого применения материальной части, а также методы обучения и воспитания краснофлотцев, т.к. служба тут несколько иная, чем на гражданском флоте. Ответственность выше, дисциплина пожестче, спрос с тебя больше, должен быть готов в любую минуту выступить на защиту Родины, как велят присяга и воинский долг.

Через три месяца Александр Шабалин досрочно закончил учёбу, отлично сдал экзамены, и за успехи в учёбе получил премию. Подарок, можно сказать, символический: постигай, моряк, морскую науку. Кроме того, удостоился подарка командования – на рукаве его форменки появились три узкие нашивки.

Направили его катерным боцманом в соединение торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота.

Краснознаменный Балтийский! Символ морской и революционной славы России. У пирсов и на рейдах стояли тысячетонные линейные корабли – броненосцы, миноносцы, крейсера, минные тральщики и заградители, пограничные сторожевики, подводные лодки, катера – охотники. И жались к ним самые, пожалуй, малые по тоннажу и вооружению торпедные катера. Малые, да удалые… Катерный боцман, он же помощник командира, ведал торпедными аппаратами. По воинскому регламенту боцман – катерник должен уметь: читать семафор, знать сигнализацию, а главное, как свои пять пальцев и даже лучше знать устройство катера – его материальную часть и его вооружение. И кроме того, не хуже, чем катер, а может быть, и лучше, боцман должен знать каждого члена команды, что он из себя представляет, чем дышит. И самое главное – управлять катером и умело использовать оружие в бою.

Совсем, кажется, недавно, робея, поднялся Александр в первый раз на борт траулера «Краба» и стал юнгой. И вот он уже боцман на боевом торпедном катере. Александр никогда не требовал, чтобы его уважали, он вел себя так, чтобы его уважали. Он завоевывал авторитет не словами, а делами. «Один за всех, все за одного» - девиз каждого катерника. Железный закон, который нельзя нарушать. На маленьком корабле с небольшим экипажем специализация весьма условная. Поэтому любой из моряков – катерников знает не только своё дело, он может заменить любого из товарищей, если вдруг настанет такой момент. Моряки испокон века народ дружный. Без этого нельзя, ибо корабль в море не терпит разобщенности. Но для крошечного катера сплочённость экипажа приобретает особый характер. Здесь члены экипажа не просто одна семья и их связывает не просто дружба, нечто более крепкое и сильное.

Боевую подготовку кронштадтские катерники проходили в водах Финского залива. Но и в тесных водах залива было где развернуться торпедным катерам, имеющим ограниченный радиус действия.

Торпедный катер – оружие ближнего боя - так говорится в учебных пособиях. Каждый катерник должен быть хорошим физкультурником, уметь отлично плавать, стрелять из пулемета, иметь острый слух и зрение.

Мало того, что каждый моряк на катере должен безукоризненно знать свои обязанности, изучить тот или другой порученный ему механизм, ввиду малочисленности команды на катере каждый катерник, в случае нужды, должен заменить своего товарища. А для этого надо уметь делать всё необходимое по всем специальностям: сигналить флагами, семафором и аккумуляторным фонарем, уметь стрелять из пулемета, подавать концы при швартовке, обращаться со стартерами, чтобы в экстренном случае запустить мотор. Уход за катером от малейшего винтика до самого сложного механизма моторов и торпеды тоже требует умелого и любовного отношения.

Привыкший трудиться самозабвенно, всё делать добротно, Шабалин с первых дней военной службы на катере проявил себя отменным боцманом. Командир и весь экипаж во многом были обязаны ему за четкую организацию службы и боевой подготовки, образцовый порядок на боевых постах и в кубрике казармы. Непосредственно же в его заведовании были торпедные аппараты, находились они всегда в идеальном состоянии, в постоянной готовности к применению и никогда не подводили. Катер был одним из лучших по торпедной подготовке. А через несколько месяцев боцман уже мог управлять катером, руководить выполнением торпедных стрельб и других учебных задач.

В подразделении катеров знали о любви Александра к своей жене Вареньке, замечали, как сильно грустит он по ней и осенью 1937 года, когда катер отличился на учениях, Шабалин был поощрен краткосрочным отпуском для поездки в Мурманск к жене и в Онегу к родителям.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты