Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Программа приватизации.




Когда Анатолий Чубайс был поставлен во главе Государственного комитета по управлению государственным имуществом (ГКИ) в октябре 1991 года, приватизация не была среди самых главных проблем на повестке дня из реформ, в которых нуждалась тогда Россия. Либерализация цен и контроль бюджета были приоритетными. Политики и общественность обсуждали: нуждается ли Россия в приватизации вообще, до того, как решатся макроэкономические проблемы. Ни одна программа приватизации не существовала в то время. На самом деле, само название агентства Чубайса отражает правительства амбивалентность правительства к вопросу о приватизации.

Через полтора года приватизация стала самой успешной реформой в России. К сентябрю 1993 года, более 20 процентов российских рабочих предприятий были наняты приватизированными предприятиями. Приватизация распространилась еще более широко в области сервисных фирм. Более 60 процентов русского народа поддержал приватизацию, и Чубайс стал одним из самых известных политиков.

В качестве первого шага, программа разделила фирмы на те, которые были проданы в первую очередь за наличные местными органов власти, и те, которые вошли в программу массовой приватизации. Таким образом, большинство небольших магазинов и некоторые мелкие предприятия были немедленно выделены местным органам власти, которые требовали годового дохода от малой приватизации (хотя позже, небольшие магазины также были проданы за ваучеры).

В качестве второго шага, программа выделила крупные фирмы как те, что были подвержены обязательной приватизации, и те, что подлежали приватизации с разрешения министерства приватизации, и те, которые требовали одобрения правительства для приватизации, и те, приватизация которых запрещена. Обязательной приватизации подвергались фирм в области легкой промышленности, включая текстиль, пищевую промышленность и мебель. Компании, требовавшие утверждения были, как правило, несколько более крупными фирмами, которые пока не были задействованы ни в одной из важных стратегических отраслей. Основные фирмы в большинстве стратегических отраслей, таких, как природные ресурсы и оборона, могли быть приватизированы только с согласия правительства. Учитывая антиреформистский состав правительства в 1993 году, это ограничение означало, что эти фирмы вообще не могли быть приватизированы. Даже если какая-то часть их капитала могла находится в частной собственности, контроль всегда оставался за политиками. Наконец, некоторые фирмы, в том числе те, что участвовали в освоении космоса, здравоохранении, и образовании, не могли быть приватизированы вообще.

В качестве третьего шага, всех крупные и средние фирмы (за исключением тех, что были включены в последний список) должны были быть акционированы. То есть, они должны были быть перерегистрированными в акционерные общества со всей справедливостью принадлежащие правительству, принять корпоративный чартер, и назначить совет директоров. Первоначально в Совет вошли представители Фонда имущества (правительственное агентство продажи), высшее управление, работники, поставщики и клиенты. Указ об акционировании, подписанный президентом Ельциным в июне 1992 года, было бы правильно рассматривать как первый важный шаг к последующей приватизации государственных предприятий.

В тандеме с корпоратизацией, подразделения государственных предприятий имели право отколоться от холдинговой компании и стать независимыми. Это оказалось довольно сложным из-за сопротивления со стороны руководства холдинговой компании и местных чиновников, которые предпочитали иметь дело с крупными фирмами. Тем не менее, так происходило во многих случаях.

После того, как фирма была акционирована, ее руководители и работники должны были выбрать один из трех вариантов приватизации. Первый вариант давал работникам 25 процентов акций предприятия бесплатно, но без права голоса. Топ- менеджеры могли приобрести 5 процентов акций по номинальной цене. Кроме того, после приватизации, рабочие и менеджеры могли получить дополнительные 10 процентов за 30 процентную скидку к балансовой стоимости. Второй вариант давал менеджерам и работникам вместе 51 процент от собственного капитала, все голоса, за номинальную цену в 1,7 раза большую, чем в июле 1992 года была балансовая стоимость активов. Это, конечно, была очень низкая цена по сравнению с рыночной стоимостью этих активов в условиях высокой инфляции. Рабочие могли заплатить за эти акции наличными, ваучерами или через сохранившийся заработок на предприятии, и могли платить за некоторый, относительно короткий период времени. Как и в первом варианте, дополнительные 5 процентов акций могли быть получены менеджерами и работниками по низким ценам. Наконец, третий вариант, введенный управленческим лобби в парламент, что позволяло менеджерам купить до 40 процентов акций по очень низким ценам, если они обещали не обанкротиться. По ряду причин, этот вариант практически не был использован.

После того, как руководители и работники выбирали их вариант льгот, они могли представить план приватизации, который описывал, как остальная часть акций должна была быть продана. В то время как некоторые предприятия подлежали обязательной приватизации, на практике, подача планов приватизации почти всегда была добровольной. Основной способ, по которому продажа акций происходила в России, представлял собой аукционы за ваучеры. Каждому человеку в России была предложена ваучерная приватизация за небольшую плату, и большая часть людей приняла в ней участие. Ваучер был номиналом в 10000 рублей, и должен был истечь к концу 1993 года, и был в свободной продаже. Этот ваучер можно было бы использовать и в качестве единственного средства допустимой оплаты на аукционах приватизируемых предприятий. Каждое приватизируемое предприятие входило в его индивидуальный чековый аукцион в городе, где была расположена его штаб-квартира; системы были построены таким образом, чтобы позволить людям купить акции фирм, расположенных в других городах. Торги в этих аукционах проходили очень просто, однако многие акции покупались по равновесной цене. Так как ваучеры были в продаже, некоторые инвесторы приобретали блоки ваучеров и ставки для больших пакеты акций. В типичной компании, до 30 процентов акций продавались на чековых аукционах, хотя небольшие ставки продавались на "стратегических" предприятиях, которые были приватизированы.

Ваучерная приватизация, очевидно, являлась определяющей чертой российской программы. Она была более предпочтительной, чем альтернативная схема массовой приватизации, при использовании взаимных фондов из-за четырех причин, перечисленных в порядке возрастания важности. Во-первых, схему взаимного фонда было слишком сложно реализовать в России технологически. Во-вторых, была надежда, что ваучеры бы более активно вовлекали людей в приватизационный процесс, давая им выбор, во что инвестировать, и, следовательно, сделать, таким образом, приватизацию более популярной и привлекательной для общественности, чем схема взаимного фонда, который не предполагал выбора. В-третьих, схема взаимного фонда создала бы серьезную оппозицию управленческому лобби, который сделал бы реализацию программы затруднительной. В-четвертых, было большое беспокойство в России на счёт того, что спонсируемые государством крупные взаимные фонды, владеющие большими пакетами акций в российских компаниях стали бы политизированы и, следовательно, были бы не в состоянии обеспечить соблюдение политики реструктуризации. Из-за этих четырех причин, Россия отказалась от несомненно большего преимущества для акционеров - паевых инвестиционных фондов и выбрали программу ваучерной приватизации.

Судьба акций ни выделенных рабочим, ни проданных на чековых аукционах, остаётся неопределенной. Около 5 процентов от количества проданных на чековом аукционе акций могли быть проданы позднее фондами недвижимости (местные государственные офисы по продаже акций) за денежные средства, или за счет поступлений, которые были бы использованы для компенсации расходов приватизации, а также в качестве платных бонусов чиновникам. Этот подход оказался популярным среди фондов имущества которые хотели продать больше за деньги, которые бы они могли сохранить. Другая стратегия, включённая в программу приватизации, чтобы продать акции через инвестиционные тендеры отечественным или иностранным инвесторам, где средствами платежа были бы инвестиционные обязательства, а не ваучеры или денежные средства. На практике, эта стратегия часто заставляла отдавать акции менеджерам, их родственникам или друзьям.

В других случаях, некоторые акции, в принципе, могли быть сохранены правительством в течение некоторого периода времени. Третьим путём было способствование правительства использованию акций в направлении отраслевых ассоциаций и финансово-промышленных групп. На большинстве предприятий, приватизация последних 20 процентов акций, или около того, не было полностью указано в плане приватизации, и, следовательно, акции оставались среди контролируемых правительством средств собственности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты