Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развитие экологического сознания в социогенезе




 

Экологическая этика базируется на идее равноправия человека и природы, на распространении принципов морали и нравственности на мир природы. Равноправное взаимодействие человека с природой имеет место быть только в том случае, когда природа и ее составляющие будут осознаваться как субъект. Это положение является одним из важнейших составляющих экоцентрического общественного, группового и индивидуального экологического сознания[51]. Современные взгляды на экологическую этику отличаются друг от друга, и трактовка терминов и понятий весьма разнообразна. Само понятие «экологический» стало многозначно и универсально. Это объясняется тем, что в последние десятилетия экология проникает в другие области научного знания. Появились такие науки, как «социальная экология», «экологическая социология», «экология окружающей среды», «психологическая экология», «экологическая психология», «экологическая этика»[52].

Основные стадии эволюции экологического сознания представлены, в частности, С.Д. Дерябо[53]. Он подошел к проблеме с позиции культурологической периодизации, рассматривая особенности восприятия природы в следующих эпохах: архаической, античной, средневековья, нового времени.

Характерной чертой экологического сознания в архаическую эпоху является высокая степень психологической включенности человека в мир природы. У людей ярко выражен стереотип, связанный с установкой на единство людей и животных, на возможность перехода из одного облика в другой. В процессе дальнейшего роста потребностей человека и развития орудий труда происходит постепенное удаление человека от окружающей природы. В последствии это приводит к разрушению архаической экологической этики[54].

В эпоху античности начинает складываться система представлений о богах как о творцах природы. Теперь боги антропоморфны, то есть обладают человеческим обликом. Человек и природа созданы богами, следовательно, они равны. Складывается, пишут С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин психологическая противопоставленность человека и природы[55].

Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы, она стала объектом изучения и образцом гармонии. Красота и совершенство природы становятся одной из популярных тем античной литературы и искусства. Для античного человека природа – это не только материальная, но и духовная ценность. Однако она уже не равна человеку.

Эпоха средневековья характеризуется тем, что в Европе появились религии, признающие существование только одного Бога, а основным идеологическим стержнем стало христианство. Оно поставило человека на вершину мирозданья и изменило восприятие природных объектов. Главным отличием человека считалось наличие нематериальной божественной души.

Если в эпоху античности человек сделал природу объектом изучения, но оставил «право» на душу, то в эпоху христианства природные объекты были лишены духовности. Природные объекты стали представлять интерес только в той мере, в какой могут быть полезны для человека. Взаимоотношения человека с природой становятся прагматическими, формируется объективное восприятие мира природы. По мнению В.А. Ясвина, такому отношению способствовали отчасти постулаты Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле»[56].

Одной из идеологических учений Нового времени стало картезианство. Оно было основано в XVII веке Р. Декартом. Картезианство утверждало абсолютную ценность человеческого разума. Конечную цель знания картезианство видело в господстве человека над природой. Природа должна служить человеку. Она была лишена всякой самостоятельной ценности. Животные и растения по Р. Декарту – машины, лишенные внутреннего мира. Экологическая этика Нового времени допускала, что «препарирование животного ничем не отличается от разборки часов». Так, наука продолжила отчуждение человека от природы, а природа была провозглашена объектом научного изучения во имя прогресса[57].

Экологическое сознание Нового времени характеризуется полной психологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней. Таковы истоки современного западного антропоцентрического экологического сознания. Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. Именно антропоцентризм, по мнению многих ученых, является психологической базой глобального экологического кризиса. И сейчас в западных традициях[58] человек свободен делать с природой все, что угодно, поскольку она существует только для него.

Духовной этике христианства можно противопоставить «этику благоговения перед жизнью» известного австрийского ученого и общественного деятеля А. Швейцера. Этика А. Швейцера одна из наиболее развитых и глубоких современных этических систем – была создана в первой четверти XX века как реакция на кризис культуры. А. Швейцер приходит к своей этической норме «благоговения перед жизнью», прослеживая историю оптимистических и пессимистических мировоззренческих течений Востока и Запада. А. Швейцер показывает, что подлинное содержание этики заключается не в символах и формулах, а в «живом отношении к живой жизни». Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни[59], зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Суть этики благоговения перед жизнью в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Этика благоговения перед жизнью близка понятию греховности у христиан: совершая действия, несовместимые с Заповедями, христианин осознает греховное начало. Так и действия человека в отношении живой природы должны быть этически осознанны.

Характеристика современного экологического сознания.Во второй половине XIX – начале XX века в США и России появились различные мировоззренческие учения, пошатнувшие старые представления о природе, человеке и их взаимоотношениях. Существенный шаг на пути нового экоцентрического сознания был сделан русскими учеными Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым, Н.Ф. Федоровым и др. Они представляли «русский космизм» – основной идеей которого было то, что человек – составная часть природы. Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое отражение в учении о ноосфере В.И. Вернадского. Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях биоцентризма, характеризуется высокой степенью включенности человека в мир природы, доминированием непрагматического над прагматическим характером взаимодействия с ней. Сейчас проблемы экологии нередко включаются в так называемые «кодексы этики» фирм, которым рекомендуется следовать[60] менеджменту компаний.

В заключение можно сделать вывод, что экологическое сознание, экологическая этика были неотъемлемой частью сознания и поведения на всех, начиная с самых ранних этапов развития человечества. Они изменялись и развивались параллельно развитию общества и отражали изменения природы и климата. Компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории развития человечества, но менялись их значимость и соотношение.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты