КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Глава 1. Понятие пропаганды и ее связь с киноСтр 1 из 7Следующая ⇒ Оглавление Оглавление……………………………………………………………………..1 Введение………………………………………………………………………...2 Глава 1. Понятие пропаганды и ее связь с кино §1. Общее понятие пропаганды……………………………..............5 §2. Теории пропаганды………………………………………………8 §3. Технологии пропаганды………………………………………..12 §4. Кино как креолизованный текст………………………...........15 Глава 2. Кинематограф Третьего Рейха как средство пропаганды §1. Общая идеологическая картина в Третьем Рейхе…….............19 §2. Анализ пропагандистского кино………………………..........24 Заключение………………………………………………………………….....33 Список литературы…………………………………………………….........35 Приложение Фильмография………………………………………………………38 Рисунки………………………………………………………...........39
Введение Тема феномена пропаганды в кинематографе является актуальной с момента широкого распространения кино в мире, поскольку кинематограф, наряду с телевидением, становится не только средством для развлечения публики, как это было изначально с момента его изобретения, но и, в первую очередь, источником информации об окружающем мире наравне с телевидением и литературой. Огромные возможности кинематографа, такие как возможность одновременного преподнесения визуального и аудиального типов информации, а также возможность просмотра кинопроизведений в домашних условиях, в наше время зачастую делают кино самым предпочтительным для публики способом получения знаний об окружающем мире, при этом речь идет не только о документальных, но и об игровых фильмах. Таким образом, кино открывает широкие возможности для манипуляции общественным мнением и, наряду с прессой и телевидением, может являться средством пропаганды тех или иных идей и взглядов среди огромных слоев населения. Зачастую такие манипуляции влекут за собой катастрофические для общества последствия, как мы видим, например, из истории Германии в период нахождения у власти национал-социалистической партии. Именно поэтому для анализа феномена пропаганды кино мною был выбран именно этот период – как один из наиболее ярких примеров пагубного воздействия пропаганды на широкие слои населения. Главная задача работы заключается в том, чтобы на конкретных примерах из кинематографа Третьего Рейха разобрать и выделить наличие в пропагандистском кино определенных структурных элементов, без которых воздействие пропаганды в фильме на зрителя было бы невозможным. Соответственно, второстепенной, предшествующей главной задаче работы, является задача рассмотрения различных концепций пропаганды, принятых сегодня, и существующих определений данного феномена, после чего возникает необходимость обобщения рассмотренных теорий и формулировка собственного определения понятия пропаганды. Таким образом, первая часть данного исследования будет посвящена теоретическим аспектам вопроса, а вторая – конкретному разбору кинопроизведений и применению к ним выведенной в первой главе собственной концепции. Основные тезисы работы были представлены на XVIII Международной конференции студентов филологов СПбГУ в секции «Кинотекст» (6-11 апреля 2015 года). В настоящее время существует множество исследований, посвященных как теоретическим вопросам пропаганды в кино, так и конкретному анализу кинематографа периода нацизма. Так, например, одной из наиболее подробных теоретических работ, в которых говорится о вопросах связи кино с психологией масс, является работа З. Кракауэра «От Калигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино», где он, в первую очередь, говорит о том, что кинематограф есть отражение национальной психологии: «Вполне вероятно, что некоторые экранные мотивы имеют отношение лишь к определенным элементам нации, но известная осторожность в работе не должна закрывать нам глаза на существование тенденций, общих для целей нации. Их вряд ли можно подвергнуть сомнению, поскольку общие традиции и постоянное взаимодействие различных социальных прослоек населения влияют на глубины коллективной жизни. В донацистской Германии настроения и взгляды средних классов были свойственны всем прослойкам. Они соперничали с политическими стремлениями левых и заполняли духовную пустоту общественной верхушки. Этим объясняется общенациональное признание немецкого кино, которое уходит своими корнями в мелкобуржуазную психологию» [18, c. 17 ]. Далее в этой же работе теоретик касается вопроса возможности пропаганды в кино, но лишь косвенно: «В обязанности УФА входило заниматься не только откровенной пропагандой с экрана, но и создавать фильмы, которые характеризовали бы в целом германскую культуру и служили целям национального воспитания»[18, c. 26]. То, что кино является средством пропаганды среди масс и то, что кинематограф Германии периода нацизма являлся пропагандистским, таким образом, - далеко не новые тезисы, и основная цель работы – не доказать их еще раз, а подробнее рассмотреть сам механизм воздействия пропаганды в кино на зрителя.
|