Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Введение. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства

И государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Институт общественных наук

Философско-социологический факультет

Специальность «Социология»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

на тему:

Конфликт между светским (секулярно-либеральным) и религиозным мышлением

в России в XXI веке»

 

 

Автор работы:

студент 4 курса

очной формы обучения

Лихтина Татьяна Валентиновна

Подпись ____________________

 

Руководитель работы:

Доцент философско-социологического факультета института общественных наук, кандидат философских наук, PhD

Вайзер Татьяна Владиславовна

Подпись____________________

 

 

Москва2015г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Предпосылки возникновения ситуации постсекулярности…….
1.1 Классическое определение конфликта в социологии…………………...
1.2 Секуляризм: упадок религии и господство светского мышления……...
1.3 Реактуализация религиозного чувства в эпоху постсекулярности…….
1.4 Новая ситуация постсекулярности в современной России…………......
Глава 2. Исследование кейсов…………………………………………………
2.1 Анализ реакции на выставку «Осторожно, религия!»…………………...
2.2 Дискурс о вине «Pussy Riot»…………………………………………….....
2.3. Разбор «дела Тангейзера» ………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

 

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем современности является реанимация, реактуализация религиозного чувства. Об этом можно судить не только по увеличению количества верующих людей: религия продвигает свои границы, расширяется из специфической, обособленной сферы распространяясь в области экономики, политики и права, начиная активно влиять на все процессы в них происходящие. Таких примеров достаточно, - для примера можно обратить внимание на движение ислама с его открытым фундаменталистским характером. В этом движении ярко выражено несогласие с секуляризацией между религиозными институтами и всем остальным обществом. Радикальные исламисты проявляют стремление к господству во всех областях человеческой жизни. И этот путь имеет насильственный характер. Например, события, произошедшие 11 сентября 2001 года в США, когда мотивы исламского фундаментализма проявились в самой радикальной из всех известных форм - терроризме и сотрясли все публичное мировое пространство. Та депрессия, в которую было ввергнуто все человечество, страх, общее состояние тревоги, паранойя стали основными в определении поворотного пункта, пережитого всеми. Атаке подверглись ценности американского народа. Но это лишь один из многочисленных примеров проявления крайней формы фундаментализма. Он, в свою очередь, также является только одной, пожалуй, самой яркой стороной оживления религиозных настроений по всему миру.

Пример с исламом не будет единственным. Аналогичная модель государства выстраивается в Израиле и пропагандируется сообществами ортодоксальных иудеев. Можно говорить о росте влияния евангелистского протестантизма, с движением харизматов в Америке. Схожие амбиции выдвигают представители хиндутва в Индии.

Тема всплеска религиозного сознания в XXI веке становится крайне важной и актуальной и в нашей стране. Россия тоже оказалась подвергнута новому всплеску религиозности, где существует не только проблематика ислама, но и активное продвижение православия. Влиятельные круги Русской православной церкви призывают к монолитному единению государства и церкви. Этот рост влияния религии становится настолько сильным, что церковь претендует на роль актора, который может дать ход решению существующих проблем нашей страны. Религиозная деятельность в России в последнее десятилетие представляет собой совокупность постоянно изменяющихся элементов религии. Общество переопределяет к ней свое отношение, переопределяет отношение не только групп, но и отдельных индивидов. Религиозное сознание переходит на другой уровень, изменяется сила влияния религии на все сферы жизни. Государство играет в этом процессе немаловажную роль. Оно совместно с религией представляет собой сложную взаимодействующую систему, результатом действия которой является новое определение религиозной ситуации в стране, при которой возникают новые ориентации мышления в духовной и светской сфере, новые способы взаимодействия верующих и неверующих граждан, конфликты, основанные именно на почве непринятия устанавливаемых ценностей, прав и свободы выражения. Российский секуляризм исчезает, возникает ситуация постекулярности, т.е. новой ситуации в обществе, которая дает понять, что с одной стороны у нас есть светское (советское) наследие, с другой начинает нарастать религиозность. Возникают причудливые переплетения этого наследия с новой религиозностью, постсекулярные гибриды и конфликты.

 

В России существует новая постсекулярная ситуация, при которой очевидно столкновение двух нормативных моделей мышления, смещения границы между религиозным и светским, возможное их пересечение и возникающие при этом гибриды постсекулярности. Основной проблемой исследования является конфликтность свобод, которой пользуются светская и религиозно-ориентированная части общества: каким образом светское мышление определяет для себя границы влияния на общественные установки и соприкасаются ли эти границы с пониманием установок религиозно настроенных граждан? Что представляет из себя российская постсекулярность и с какими конфликтами она сопряжена? В данном случае мы говорим о столкновении традиционных православных ценностей (институциональных норм и практик) с более современными либеральными.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время в России мы часто становимся свидетелями непринятия светским обществом ценностей православного населения (и наоборот) и вспыхивающими на этой почве конфликтами. Церковь пытается продвигать свои традиционные ценности, связанные с семьей, правом, образованием и т.п. На уровне идеологий это приводит к конфликту с «условным врагом» - «Западом», так как возникают антизападные и антидемократические настроения, антилиберализм. Либералы позиционируются оппонентами как «пятая колонна», чуждые нашему обществу, нашей истории вражеские вторжения, от которых необходимо избавиться. Демократия, права человека в рамках этой идеологии тоже представляют собой нечто чужеродное и несвойственное России. По мнению светского общества, религия должна, как и прежде, во времена секуляризма, оставаться институтом, действующим только на своей территории. Но тем не менее, на данный момент религия претендует на особую интегральную роль и участие в дискуссиях о том, какой стратегии развития должна придерживаться государственная власть, что приводит к протесту светского общества. Религиозные традиционалисты, в свою очередь, выступают против светскости. Остро стоит вопрос об оскорблении религиозных чувств: богохульстве, кощунстве над духовными ценностями православных людей. Религиозное сообщество выражает протест оскорблениям, карикатурам, выставкам, демонстрациям символов русской православной церкви в неприглядном и невыгодном свете. В этом случае получается, что с одной стороны стоит такое либеральное право, как свобода выражения, с другой – право религиозного сообщества быть защищенными от критики, святотатства и оскорблений. Примеры таких столкновений из-за религиозных ценностей дают понимание того, как современное общество раскалывается на тех, кому ближе традиционные (в том числе религиозные) модели поведения, и тех, кому ближе секулярный образ мысли.

Объектом исследования является постсекулярное российское общество. С одной стороны, оно состоит из светского общества, сформированного на основе исторических, культурных и политических особенностей, общества, установки которого направлены на гражданские, а не религиозные нормы, в понятии которых церковь является институтом, ограниченным по влиянию, а точнее вообще не имеющем его в вопросах государственной важности, когда все вопросы решаются исключительно государственными институтами. С другой стороны, постсекулярное общество будет включать в себя религиозное общество – в данном случае православное, руководствующееся на основании установленных канонов церкви, совместно исповедующих и распространяющих религиозное учение в России, относящих себя к этой группе добровольно. Общество, которое обладает определенным набором признаков (вероисповедание, соблюдение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, продвижение своего учения на последующее поколение).

Предметом исследования будут являться возникающие отношения противоречия между двумя этими группами, основанные на несогласии сторон подтверждать установленные границы влияния, непринятия авторитета светского общества православным и наоборот, т.е. конфликт интерпретаций общественно-политических явлений, представляющих собой предполагаемую угрозу, в случае какого-либо сдвига опорных точек, когда стороны пытаются сами установить границы между религиозным и светским, каждая по-своему.

Цельюданного исследования является определение роли конфликта в постсекуляной ситуации российского общества на примерах столкновения светского и религиозного мышления в 2000-2010-х гг.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач[1]:

- определить саму специфику конфликта между светским и религиозным мышлением в постсекулярной ситуации;

- выявить, проанализировать позиции светского и религиозного мировоззрения;

- на примере российского общества 2000-2010-х гг. определить ключевые кейсы, выявляющие противоречия между сторонами;

- показать, как конфликт характеризует постсекулярную Россию.

Проведенные в последнее десятилетие отдельными авторами исследования по вопросам установления границ между религиозным и светским мышлением, описанием секулярной и постсекулярной ситуации ограничиваются достаточно общим анализом, существующим в мире, не опираясь на какие-то конкретные кейсы. Кроме того, подход авторов к определению степени угрозы существующей оппозиции светского общества по отношению к существующей связи государства и религии неоднозначен, противоречив и остается дискуссионным.

Исследование проблемы отношения между религиозным и секулярным мышлением, ситуации секулярного и постекулярного дискурса начинает формироваться только во второй половине ХХ века. Более активное изучение взаимодействия светского и религиозного приходится на последнее десятилетие. Историю и причины столкновений разных по своей природе моделей мышления, характеристике секулярности как первоосновы возникновения постсекулярности в своих работах исследовали зарубежные социологи, политические философы, теологи, философы. В их число входят Ю. Хабермас[2], М. Розати[3], П. Бергер[4], Й. Ратцингер[5], Б. Тернер[6], Э. Зверде[7], К. Барт[8], Дж. Ролз, Дж. Капуто, Дж. Милбанк. Авторы теоретизируют концепции секуляризма и постсекуляризма в рамках общего фундаментального спора. Одним из теоретиков этого вопроса является Ю. Хабермас, который анализирует постсекулярное мышление, его потенциал в качестве «взаимодополняющего процесса обучения» для светского и религиозного общества, как толчок к созданию новой ситуации постсекулярности. М. Розати в этом смысле также исследует ситуацию постекулярности и сопутствующие ей процессы разграничения религии и светскости. Он задает новое прочтение для феномена постсекулярности, устанавливая значение ее специфики и концептуальной значимости, предлагая новую модель для структуризации отношений между современным мировоззрением и религиозными традициями, более полную детализацию элементов общества постсекулярности. Относительно свободы выражения и сохранения приоритета религиозных чувств, то есть темы свободы религии можно отметить таких авторов как Д. Темперман[9], Д. Т. Ричардсон[10], М. Хаймбах-Штайнс[11].

Концепция постсекулярного в понимании русскоязычной науки затрагивается учеными А. Кырлежевым[12], В. Карповым[13], Д. Узланером[14], А. Шишковым[15], А. Верховским[16] и многими другими. В их прочтениях усматривается ориентация на отношения светского общества с религиозным с учетом сугубо индивидуальной российской ситуации, с влиянием РПЦ и ее православного движения, а также их деятельностью в вопросе установления влияния на политической арене страны.

Методологической основой данного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных авторов, их разработки в области теории конфликта, секулярной и постсекулярной ситуации, их теоретический анализ, синтез, научное обобщение, аналогия. Эмпирическая база включает в себя наблюдение, анализ документов, контент-анализ прессы, сравнительный анализ научных источников и документальной законодательной базы России, вторичный анализ данных, полученных другими исследовательскими коллективами.

Данное исследование предлагает детальный анализ следующих понятий:

- секулярность или светскость, как способ мышления и способ восприятия реальности, которые не принимают притязания церкви на роль в политике, на ее сращение с государством и на какое-то особое место у нее в общественной сфере. Среди сторонников секулярного образа мысли много и верующих людей, для которых тем не менее идеалы гражданского общества и демократии не менее важны.

- модернизация, как процесс, способствующий возникновению секулярности и постсекулярности, осуществляющийся посредством инноваций и реформ в общественной системе, ее реконструкцией для скорейшего развития.

- постсекулярность, как оппонент теории секуляризации с ее отвержением роли религиозной системы в политике и государственной сфере. Это современная ситуация в мире, при которой наблюдается резкий рост новых религиозных движений, показывающая, что действительные процессы намного сложнее системы секуляризма.

- традиционные ценности, т.е. нормы морали и нравственности, которые присутствуют на данный момент в представлении российского общества.

- конфликт, как одна из форм социального взаимодействия, борьбу противоположно направленных целей, позиций, взглядов и групп, которая может объясняться культурными, социальными или политическими контекстами.

 

 

В исследовании будет проанализировано три кейса:

- художественная выставка «Осторожно, религия!», открытая 14 января 2003 года в Музее им. А. Сахарова, ставшая объектом нападения группы вандалов, обвиняющих организаторов выставки в разжигании религиозной и национальной вражды, оскорблении чувств верующих, открытом богохульстве. Тема выставки, представленные на ней экспонаты стали причиной горячего спора между религиозно-ориентированными гражданами и современными авангардистами. Такое событие совершило переворот в привычном представлении о религиозной символике, возможности ее использования и той степени свободы выражения, которая доступна в таком демократически развитом государстве как Россия.

- конфликт, связанный с хулиганством и святотатством, произошедший 3 марта 2012 года в Москве, более известный российской (да и мировой) общественности как конфликт «Pussy Riot», феминистской панк-рок группы и Русской Православной Церкви. Эта новость стала главной повесткой дня в России. Данное событие настолько шокировало религиозных граждан, что в дело были привлечены правоохранительные органы, подробности судебного процесса являлись главными заголовками газет. Минутное выступление содержало в себе элементы, сумевшие всколыхнуть устоявшееся представление о возможности проявления религиозных чувств, границах дозволенного в местах, символически ассоциирующихся с русской православной церковью. Выступление в Храме Христа Спасителя, так называемый «панк-молебен», вызвало сильный резонанс в обществе, демонстрирующий несогласие группы с радикальной централизацией общественной власти и привлечением в процесс управления страной РПЦ, а также явная поддержка кандидата в президенты В. В. Путина патриархом Кириллом.

- скандальная опера «Тангейзер», поставленная в Новосибирске 20-го декабря 2014 года. В этом событии также прослеживается конфликт церкви и секулярной культуры. Сторонами выступают прогрессивные художники и консервативные верующие. Интерес к «Делу Тангейзера» состоит в том, что, в отличие от дела о «Pussy Riot», позиция верующих в этом вопросе неоднозначна. РПЦ выступает за закрытие дела, настаивая на том, что никакого оскорбления чувств верующих нет, и постановка не имеет за собой умысла к богохульству. Защита выступает на том, что опера понята не так, предполагает совсем иную содержательную линию, пути к размышлению на совсем другие темы, отличные от выделенных и проинтерпретированных общественностью.

Все ситуации представляют собой яркий пример сформировавшейся острой вражды между представителями религиозного мышления и ее оппозиционерами. В связи с этим научная новизна дипломного исследования определяется тем, что в нем на должном уровне осуществлено комплексное исследование кейсов, более детальное рассмотрение разных позиций и той и другой стороны для последующего понимания истинных предпосылок к созданию таких постсекулярных конфликтов в нашей стране и степени нанесенного морального ущерба каждой из сторон.

Источниками анализа стали мнения, высказывания, дискуссии российских экспертов религии, публицистов, самих участников, сторонних наблюдателей, не являющихся свидетелями данных событий. К исследованию привлечены материалы, существующие в пространстве интернета - цитаты, эксплицированные из аккаунтов известных влиятельных фигур в публичной сфере, персон прямо или косвенно относящихся к сфере религиозных практик (в частности к русской православной церкви), представителей власти. Таким образом, методология исследования подразумевает под собой качественный, а не количественный анализ мнений сторон, в которой будет содержаться анализ публикаций, интервью, самих предметов спора (песня, спетая панк-рок группой, картины, представленные на выставке, сценарий оперы).

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе дается определение конфликта. Выявляется его общая структура, стадии, специфика, деструктивные и конструктивные функции, возможные аспекты решения, ценностное значение. Рассматривается понятие секуляризма, дается его общая характеристика. Дается определение ситуации постсекулярности, предпосылки ее возникновения, форматы существования, обозначение существующего круга проблем, причины столкновения, значение столкновений и процесса постсекуляризма для религиозной и светской сторон. Воспроизводятся позиции представителей религиозного и светского мышления. Рассматривается существующая модель постсекулярности в современной России. Вторая глава включает в себя анализ кейсов, их основную специфику: краткое описание событий, различные точки зрения относительно возникнувшего конфликта, причины возникновения конфликта; значение этой палитры мнений для понимания и характеристики постсекулярной ситуации в российском обществе; роль конфликта во всех трех кейсах – кем, как и зачем он воспринимается, поддерживается, воспроизводится; желателен ли он в плане проявления каких-то значимых моментов общественной жизни: стремятся ли его подавить, чтобы гомогенизировать или унифицировать социальные представления, или, наоборот, раздувают, чтобы сформировать фигуру «врага».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты