КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четырнадцатый вид поклонения –обет (назар).Назар в шариатской терминологии как описывает имам Куртуби в своей книге (тафсир Корана) «Джамигуль ахками Куран»: «Назар - это один из видов гибада, которыми человек сам себя обязал совершать. Если бы он не заставил себя – то ему бы это не было обязательным». Пример назара - когда человек говорит: «если Аллах даст мне что-либо, я буду три дня поститься». Назар бывает двух видов: общий назар и конкретный назар.
О таком понятии как мустакыра: Ибн Аббас: «Мустакыра – это распространение зла Судного Дня». Ибн Кассир: «Мустакыра – распространение зла Судного Дня на всех людей, кроме тех, которых Аллах помилует». Имам Катада: «Истакара – страх или зло Судного Дня наполнит все небеса и земли, и все, что между ними». Ибн Кассир, делая тафсир этому аяту, говорит: «Аллах в этом аяте хвалит верующих, которые поклоняются Ему, выполняя дела, которые Он им приказал и дела, которыми верующие сами себя обязали». Т.е. в этот аят входят оба вида назара! Еще одним доказательством является сура «Бакара» (270): «Что бы вы ни потратили, какой бы обет вы не дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». Ибн Кассир в тафсире этого аята: «Аллах знает обо всех благих делах людей, в том числе назар и саадака. А если Аллах знает, то значит вознаградит за это. А это значит, что это гибада!». На вопрос – Какой далель на то, что назар надо давать только Аллаху и что выполнение назара является гибада (поклонение)? – мы приводим 270-ий аят суры «Бакара». Доказательство строится на том, что Аллах знает о назаре, знание Аллаха влечет за собой вознаграждение, а это в свою очередь означает, что Аллах доволен этим делом. А все чем доволен Аллах – это гибада!!! Ибн Теймия в книге «Маджумухуль фатауа»: «Кто делает назар не Аллаху – тот становится мушриком и совершает тем самым большой ширк! И его ширк больше чем ширк того, кто клянется не Аллахом! Назар не Аллаху подобен сажда не Аллаху!». Второй вид назара, когда человек делает для себя обязательным то, что Аллах не сделал ему обязательным является по мнению одних ученых макрух (порицаемым), а по мнению других – харам! По мнению шейх Усеймина, более достоверным мнением является то, что такой назар – харам! Доказательством из Сунны на то, что конкретный назар является харам приходит в хадисе от ибн Умара (Бухари, Муслим): «Когда Пророка, салаллаху алейхи уасалям, спросили о назаре, он запретил его, сказав: «Назар не принесет ничего хорошего (в нем нет ничего хорошего). Это из деяний, касающихся имущества скупого (бахиля)». Имам Навауи, рахматуллахи алейхи, передает от имама Мазани: «Бахил – это скупой, жадный человек, который для Аллаха ничего просто так не делает, думая о том, что ему будет взамен». Это не из качеств мухмина - истинно верующего – совершать дела, которыми доволен Аллах, обговаривая при этом награду! Как говорит Аллаха в суре «Нур»: «Когда у мухмина появляется намерение на благое дело, он сразу приступает к его исполнению» (без торговли). Исходя из того, что назар в основе макрух и харам, возникают вокруг этого две ситуации: 1. Когда какой-то мухмин приходит и говорит, что хочет дать назар Аллаху о том, что если Всевышний Аллах даст ему (например) детей, или здоровье, или какой-то ризык, то он принесет в жертву животное ради Аллаха! Мы ему скажем, что Аллах не нуждается в твоем назаре! Если есть намерение совершить забх, то сделай это ради Аллаха, не откладывая, и сделай дуга, прося то, что хочешь получить от Аллаха! Аллах и без твоего назара, и даже без твоего забха, даст то, о чем ты попросишь, если захочет! 2. Когда мухмин приходит и говорит, что по незнанию уже сделал назар Аллаху, и что обязался совершить какое-то угодное Аллаху дело (умра, пост, забх), то мы ему скажем, что исполнить назар для него уаджиб! В доказательство этому мы приводим вышеприведенные аяты сур «Инсан» и «Бакара»! А также из Сунны хадис от Айшы, радыйаллаху анха, в сборнике Муслим: «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Кто дал назар Аллаху поклоняться – пусть выполняет этот обет. Кто же дал обет согрешить – пусть не выполняет этот обет»». По тому, в чем дан обет, назар делится на 3-и основных вида:
Кяффара туямин – описание выкупа человека, не выполнившего свою клятву, приходит в суре «Маида» (89): «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Такого искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву». Важно знать, если у человека нет возможности накормить или одеть бедняков, он не ждет, когда у него появятся деньги – он сразу же начинает держать 3-х дневный пост.
Еще одна деталь, если женщина делает кяффара, но у нее нет возможности – допускается, что муж за нее это сделает.
Аллах любит тех, кто исполняют назар, а не тех, кто дает назар. В назаре Аллах не нуждается!
|