Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Г. Селье




 

Правда, объективности ради надо сказать, что это не наше изобретение. В истории планеты борьба между эгоистическими импульсами членов человеческого сообщества и законами человеческого общежития шла постоянно. И когда эгоистичес­кие импульсы некоторых членов общества побеж­дали социальные ограничения, все общество начи­нало «тошнить». А из-за того, что они так здоро­во мешали обществу, многие философские школы вполне серьезно начали утверждать, что надо ис­коренить в себе все эгоистические импульсы, если хочешь стать довольным собой.

Но реальная жизнь очень часто доказывала нам обратное. Наш организм начисто отвергает все ис­кусственное. Все концепции, которые противоречат нашим реальным потребностям, в конце концов с треском рушатся, погребая под собой носителей этих идей. Даже в условиях тотального насилия над лично­стью, как это было в нашей стране в течение 70 лет, эгоистические импульсы прекрасно действовали и определяли поведение людей.

Мораль является слугой потребностей, систе­мой самооправдания в том случае, если наши по­ступки могут нарушить наше самоуважение. На­пример, человек хочет взять что-то ценное, что принадлежит другому. Но если взять и отобрать у него этот предмет, то ты станешь в собственных глазах самым настоящим грабителем. Но, если назвать евреев разорителями, то совершенно не грешно взять принадлежащее им имущество себе. Как сказал физиолог Ухтомский: «Доминанта всег­да оправдывается. Л логика — слуга ее!»

Зачастую жизнь требует от нас выбирать меж­ду разными ценностями и, особенно часто, между личным и общественным. Из-за этого человек может войти в ситуацию нарушения своих базовых программ, то есть того, что вложено родителями. И, чтобы выйти из этого конфликта, он создает систему самооправдания. Например, что это не его

выбор, а приказ другого человека, который он просто вынужден был выполнить, или же что он действовал из высших соображений какой-либо идеологии. Таким образом человек освобождает­ся от угрызений совести и получает желаемое.

 

Никто не побежден, пока не признал себя побеж­денным!

 

Мы прекрасно помним, как под ширмой разгла­гольствований о строительстве коммунизма даже самые ярые сторонники и апологеты коммунисти­ческой идеи строили свое личное благополучие. Теперь понятно, что это были не единичные заблуж­дения недостаточно развитых людей, но массовое явление даже в рядах идеологов правившего режи­ма. Эти люди могли серьезно верить в идею, но при первой возможности, даже в условиях разрухи, успешно обеспечивали себе безбедную жизнь.

Эгоизм, выгнанный в дверь, быстро возвращал­ся через окно. Он проявлялся в уродливой форме и в маскировочном костюме, но никогда не исче­зал из жизни. Понятно, что это не случайно, так упорно может проявляться только то, что нам ор­ганически свойственно.

Внутри психики наших людей действует чрез­вычайно вредоносная мета-программа, которую можно выразить примерно такими словами: «Ста­райся всегда и везде быть альтруистом!» А из-за того, что все мы находимся под влиянием установок общества, в котором эта концепция была очень важной не только в большевистские времена, но и до революции, эта идея вошла в плоть и кровь каж­дого из нас.

Я сам хорошо помню, как в начале, когда толь­ко вышло первое издание этой книги, мне было неудобно перед людьми за то, что я поднял на щите эту концепцию. Я, конечно же, был полнос­тью уверен в ее правильности. Но внедренное в меня, чуть ли не с молоком матери, подозритель­ное отношение к эгоизму на подсознательном уров­не заставляло меня чувствовать себя не в своей тарелке. Например, когда одна газета назвала меня «Главным эгоистом России»!

 

В результате действия этой программы люди вынуждены сами от себя скрывать истинные мо­тивы своего поведения. Чтобы не выглядеть в сво­их собственных глазах «проклятым эгоистом», че­ловек вынужден убеждать себя: «Я альтруист! И я все делаю из желания бескорыстно помочь людям! » И после этого уже совершенно спокойно получает те дивиденды, которые ему достаются в результате его деятельности.

В то время, как все «альтруистические» дейст­вия на самом деле предпринимаются ради получе­ния этих дивидендов. Но если человек перед со­бой признает истинные мотивы своего поведения, то «материнская» мета-программа, мстя ему за это «предательство», может довести его психику до состояния посудной лавки после посещения сло­на. Что и случается сплошь и рядом!

Самореализация человека, удовлетворение са­мим собой в значительной степени зависит от ка­чества и правильности воспитательских программ, которые он получил в детстве. Если, например, мне вбили, что в любом случае надо быть честным до конца, что врать и изворачиваться недостойно для человека, то я всю жизнь, живя в реальном мире и подчиняясь реальным законам, что существуют в нем, буду вынужден лавировать между этой про­граммой и необходимостью что-то скрывать.

 

...Критикуйте сами себя, луч­ших критиков вам не найти.

М. Горький

 

Сама по себе эта мета-программа чрезвычайно деструктивна, так как входит в противоречие с на­шим инстинктом самосохранения. Для нас совер­шенно естественно быть эгоистами и думать в пер­вую очередь о себе, заботиться о себе и «чихать на других».

Человек мечется между этими двумя импера­тивными влечениями, бичуя себя за то, что не мо­жет в полной мере выполнить ни ту, ни другую. Что приводит к внутреннему конфликту со всеми вытекающими из этого последствиями. Внутри че­ловека начинается жестокая война между желае­мым и действительным, между тем, что хочется, и тем, что требует «мама» (то есть материнские про-

граммы), между требованиями тела и социальными ограничениями.

Такая диссоциация приводит только к мораль-ному конфликту в душе человека. А от него один шаг до болезни или же самоубийства — созна­тельного или неосознаваемого (например, при помощи рака).

На этих страницах я стараюсь доказать тебе, дорогой мой читатель, что только через заботу о себе мы можем приносить пользу другим людям, что эгоизм нисколько не плох и что по большому счету чистый альтруизм является химерой, никог­да не существовавшей в реальном мире.

Но для начала давай, дорогой мой читатель, условимся — что же мы понимаем под словом «эго­изм»? Я буду в данной работе исходить из кон­цепции, что эгоизм — это любовь к себе, принцип действий индивида, направленный на принесение пользы в первую очередь себе, постановка своих интересов и своих потребностей на первое место в иерархии ценностей.

Как сказал то ли Бернард Шоу, то ли Марк Твен: «Эгоист — тот человек, который любит себя больше, чем меня! » И, если человек научится лю­бить себя больше, чем других, то он как раз и становится настоящим, разумным эгоистом.

Все проблемы человека исходят из его непони­мания законов, что управляют людьми и общест­вом. Вследствие этого он постоянно входит в кон­фликт с собой или же с окружающими людьми. Осознание этих законов, применение их в своей практической жизни позволяет нам освободиться от этих проблем.

 

Стремиться стать альтруистом «чистой воды» — принципиально неверно.

 

Альтруизм невозможен и противоестественен!

Именно желание выглядеть самому перед со­бой альтруистом во многом является причиной наших страданий.

Мы действуем в этом мире только под влияни­ем эгоистических импульсов, измененных под вли­янием необходимости жить рядом с себе подоб­ными. На основе этой необходимости строится нате реальное поведение.

Жить в обществе и быть совершенно свободным от него еще никому не удавалось. Хочется нам этого или нет, но мы вынуждены считаться с эгоистичес­ким поведением окружающих нас людей. Если, ко­нечно же, хотим, чтобы и они считались с нашими.

На основе этой необходимости люди строят поведение, которое внешне выглядит вполне альт­руистически. Таких людей, которые делают это осознанно, я называю настоящими, разумными эгоистами, то есть эгоистами, думающими не только о настоящем моменте, но и об отдаленном будущем, живущими по принципу здравого смысла.

Если человек в своих действиях будет поступать грубо — эгоистически, не считаясь ни с кем и ни с чем вокруг себя, то эти действия очень быстро при­ведут его к краху. Только что родившимися ребенок уже в первый день своей жизни «понимает» это. Он вынужден начинать подавлять свои эгоистичес­кие импульсы, подстраиваясь под реальность.

Мы, люди — «стадные животные», и от сов­местной жизни получаем очень много. Нам Бресте легче добывать пищу, обороняться от хищников, защищаться от непогоды. Ради взаимопомощи мы вынуждены подавлять свои грубо-эгоистические импульсы и считаться с мнениями и желаниями других людей, это приводит к тому, что мы вы­нужденно становимся альтруистическими эгоиста­ми — по меткому определению Селье.

 

Для разума нет никаких препятствий, кроме тех, которые он сам признает.

 

Вся история развития Человечества говорит, что развитие идет от более простого к более сложному, то есть мы можем определенно сказать, что Человече­ство постепенно становится все более сложно и тонко организованным сообществом. Если у неандерталь­ца его эгоизм был виден невооруженным взглядом, то у современного человека его можно рассмотреть только при помощи «лупы» психологии.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что каж­дый из нас, безусловно, хочет быть счастливым. И каждый по мере своих знаний и умений делает все для того, чтобы это свершилось. Но у подавляю­щего большинства это очень редко получается.

Понятно, что для того, чтобы добиться успеха в какой-либо деятельности, надо уметь это делать, то есть иметь соответствующие навыки, обладать необходимой информацией, на основе которой только и можно прийти к желаемым результатам.

Главная задача человека в жизни, как я это пони­маю, — получать все, что он желает, и тогда, когда он этого желает, стать довольным собой. И чтобы при этом все окружающие его люди были им довольны.

Но, если учесть, что мы живем в мире, где нами постоянно пытаются манипулировать, да к тому же играют в игры по установленным самими игроками правилам, то становится понятным, что добиться этой своей главной задачи нам очень и очень непросто.

Надо очень много знать и уметь распознавать в поведении других людей, с тем, чтобы выработать эффективные и безвредные методы противодейст­вия манипуляциям. А также найти свой вариант достижения поставленных целей, который будет компенсировать заложенные в нас воспитанием «мины замедленного действия».

Многие из нас, обладая неверными установка­ми и ориентацией, всю жизнь бьются о глухую стену, которая настолько толста, что даже толо­конным лбом ее не прошибить. И самое интерес­ное, что требуется только немного оглянуться и увидеть, что широкая открытая дверь находится совсем рядом и нет никакой необходимости ло­миться сквозь стену. Но мы принципиально не хотим оглядываться. (Как можно, ведь я поступаю правильно, вот только стена попалась неправиль­ная!) И в результате с абсолютной гарантией про­граммируем свое несчастье.

Я предлагаю тебе, дорогой мой читатель, огля­нуться вокруг себя и увидеть мир таким, каков он есть. И, когда ты поймешь, что мир и все взаимо­отношения в нем подчиняются немногим, но стро­гим законам, тебе станет намного легче, исполь­зуя их, добиваться своих целей и строить удовле­творяющие тебя взаимоотношения с другими людь­ми. И, как ты уже, наверное, понял, для этого не надо прилагать слишком уж много усилий.

Самое главное, что ты, дорогой мой читатель, должен сделать, если хочешь коренным образом изменить свое мироощущение и мировосприятие, — перестать воспринимать мир как скопище злоб­ных сил, которые не спят, не едят и только дума­ют: как бы подстроить нам пакость посильнее!

Если ты, дорогой мой читатель, думаешь, что весь мир ополчился на тебя, что люди вынашивают против тебя далеко идущие стратегические мер­зости — это, в общем-то, немалое нахальство с твоей стороны. Это, в принципе, проявление твоей личностной высокомерности и эгоцентризма.

Я понимаю, что твоя персона для тебя очень важна. И, в принципе, у тебя нет большей ценнос­ти, чем твое тело и твоя жизнь. Но ведь другие тоже не страдают отсутствием таких мыслей! Не­ужели ты серьезно думаешь, что у людей нет бо­лее важных дел, как только думать о тебе? Поду­май: <<Кто ты такой, чтобы быть настолько значи­мым для других людей?»

 

Болезнь зачастую бывает нужна человеку. Но ино­гда человек таким образом выпускает джина из бутылки, А загнать его обратно уже нет сил.

 

Бывает, ты замечаешь взгляд, направленный на тебя, в котором легко читаешь злость или же иные отрицательные эмоции. Естественно, ты автомати­чески переносишь это на свой счет. Но чаще всего люди смотрят не на тебя, а мимо.

Большинство людей погружены в свои пробле­мы, мысли и переживания. И даже в том случае, если они смотрят вокруг себя, например, в трол­лейбусе, еще не факт, что они на самом деле кого-то в этот момент видят. Человек внутри себя про­должает «разговаривать» с теми людьми, кото­рые для него значимы в настоящее время. Гримаса на лице, которую ты видишь, является отражени­ем этого мысленного взаимодействия, и, чаще все­го, никак не является реакцией на появление в поле зрения твоей персоны.

Людей, что окружают тебя, в большинстве слу­чаев совершенно не интересует: кто ты такой и «то ты из себя представляешь. Им важно твое внеш­нее поведение, которое в той или иной мере заде­вает или же может задеть их интересы. Если ты своим поведением не мешаешь данному человеку, то ты для него в этот момент не существуешь.

Конечно, я знаю, что ты, дорогой мой читатель, что-то представляешь из себя. И у тебя есть чем гордиться! И у тебя есть основания думать, что ты что-то значишь для других людей. Но практически для каждого из окружающих тебя людей нет более важной персоны в этом мире, чем он сам.

Мир, что окружает нас, в принципе совершен­но равнодушен к нам. Он не плох и не хорош, он не грязен и не чист — он таков. Видение мира — «он грязен, он чист» — это личностные реакции видящих, зависящие от их личного жизненного опыта, от того, во что им хочется верить или что они в себе подавляют.

 

Многие видят мир «грязным» из-за того, что с детства загружены расхожими романтическими штам­пами о природе человека. Но когда они сталкиваются с реальными людьми и с их реальным, не выдуман­ным, поведением, то резко разочаровываются в своем мнении об этом мире. Надо бы разочароваться в тех романтических бреднях, что были когда-то вложены в их юные головы, но не в людях. ан нет!

Посмотри, какие светлые лица у выпускников школ. Ни следа порока! Ясные, чистые глаза с дым­кой мечтательности! Откуда у взрослых людей появляется озлобленность и ожесточенность на лицах? Скорее всего, это связано именно со столк­новением с реальностью.

В этом возрасте головы подростков переполнены идеальными представлениями о людях и жизни. Наши воспитатели, внедряя их в нас, наверняка руководствовались самыми лучшими побуждения-ми, думая, вероятно, при этом, что если тысячу раз

сказать «халва», то во рту станет от этого сладко!

Но жизнь жестко и однозначно дает нам уроки сальности! Наши учителя таким образом оказывают нам медвежью услугу, запуская нас на арену тиграми с оливковой ветвью в руках. И ран от их когтей мы никак не можем простить миру. В результате у человека появляется озлобление, явно поступающее на его лице. Нас ожесточает то, что жизнь оказалась вовсе не такой, как нам говорили в школе. У многих людей из-за этого образовывается пессимистическое видение мира.

Уроки жизни, вообще-то говоря, человек начи­нает получать намного раньше. Зачастую это происходит тогда, когда маленький человечек выби­рается из-под материнской юбки и делает первые самостоятельные шаги в этом мире. Понятно, что он почти ничего не умеет и ничего не знает о за­конах, что управляют этим миром. Общение с другими людьми частенько приносит ему неприятные эмоции, так как люди вокруг него не страдают хорошими манерами.

Если этот человечек с самого начала приучен к самокритичности, то он будет делать выводы из своих ошибок и постарается больше никогда их не совершать. Если же нет, то обида на весь белый свет обеспечена. И она в любом случае в тон или той форме вылезет наружу.

 

Обижать и обманывать слабых — подло! Обижать и обманывать сильных — опасно! Может быть, лучше вообще никого не обманывать?

 

Если человек не понимает глубинных причин сво­его недовольства, то он направляет агрессию на ве­роятных виновников этого состояния. А ими чаще окажутся родные и близкие. Конечно же, в ре­зультате страдают все, а сам этот человек вдвойне.

Наверное, ты, дорогой мой читатель, согласишь­ся с известным тезисом, что нет на всей планете двух совершенно одинаковых людей. У каждого человека свое особое, только у него встречающее­ся сочетание условий воспитания, жизни и рабо­ты. У каждого свой уникальный организм, своя, особым образом реагирующая на требования ок­ружающего мира, нервная система. У каждого свои устоявшиеся взаимоотношения с родными, близ­кими и просто окружающими людьми. И они не похожи на взаимоотношения у других.

В результате у каждого из нас складывается свое (и весьма оригинальное) видение мира, своя систе­ма верований и реализации потребностей. Поэтому может случиться так, что одно и то же действие для одного человека будет совершенно невозмож­ным, а для другого желанным и приятным. Вслед­ствие этого в определенных условиях один будет спокойно попирать права других людей, ни на йоту lie сомневаясь в своих действиях и не мучаясь уг­рызениями совести. А другой будет искать свой грех даже там, где его не видят окружающие.

Это не значит, что первый человек порочен. Он просто эгоист в чистом виде, без примеси здравого смысла. Он просто является человеком выбираю­щим — в каждый данный момент он хочет получить максимум удовольствия от сложившейся ситуации. И при этом не нарушить свою систему верований и ценностей. Он не видит дальше своего носа.

В одной из своих книг Карнеги рассказывает о том, как уничтожали человека, убившего десятки полицейских. Попав в безвыходную ситуацию и понимая, что смерть близко, он написал письмо единственному человеку, которого любил, — своей матери. В этом письме (а перед верной смертью не кривят душой) он взывал к ней: «Я не знаю, за что меня преследуют, как дикого зверя, — ведь я не сделал mi одного плохого поступка!»

С точки зрения всех людей, с точки зрения за­кона, с точки зрения морали этот человек достоин своей участи. Но со своей точки зрения он был прав! Таков один из самых больших парадоксов человека и Человечества.

Если человек не мучается угрызениями совести из-за своего поведения, то в душе у него царит покой, каким бы с нашей точки зрения негодяем он ни был. Это кажется парадоксальным с нашей точки зрения, но последний грешник может быть более здоровым и более счастливым, чем самый большой праведник!

На самом деле ты, дорогой мой читатель, ни в чем том, что совершил в жизни, не виноват. Пусть даже твои поступки в той или иной мере подхо­дили под уголовный кодекс. Но твоей личной вины в этом не было! Ведь тебя таким воспитали в роди­тельской семье.

 

Твои «грехи» были связаны не с порочностью твоей натуры, а с тем, что тебя не научили, что это плохо. Ты не понимал, что творил!

В христианстве дети до семи лет считаются без­грешными, так как они еще не знают, что такое Добро и Зло. Но ведь и ты был «ребенком» (в пси­хологическом смысле этого слова).

Перестань бичевать себя за те явные или мни­мые грехи, что когда-либо сделал. Избавься от стыда за себя!

Никто не пришел в этот мир совершенным' И, чтобы далеко не ходить, я могу сказать вот что: если бы ты, дорогой мой читатель, знал все обо мне, все, что я натворил по молодости и глупости, то бросил бы эту книгу со словами: «У такого и учиться!»

Даже те, кто кажутся нам чуть ли не святыми, были в свое время нисколько не лучше нас. Но они сделали выводы из своих ошибок и вследствие этого стали такими, какими мы их видим. Мы пришли (или нас отправили?) в этот мир несовершенными для того, чтобы мы, обучаясь на своих ошибках, росли.

Поэтому, дорогой мой читатель, реши для себя: «Я уже давно взрослый, дееспособный человек. Хва­тит плакать над обидами детства, пора браться за дело. Только от меня зависит, кем я стану в будущем».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты