КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мозговой штурм» и ПикассоМетод «мозгового штурма» тоже основан на движении зигзагом. Судя по всему, Алекс Ф. Осборн, родившийся в Нью-Йорке в 1888 г., пришел к идее «мозгового штурма» после того, как заметил, что некоторые из более молодых сотрудников его рекламного агентства не выступают на совещаниях.[78] Он считал, что «мозговой штурм» включает в себя четыре аспекта: (1) Не спешить с суждением; не следует отвергать ни одну идею; (2) Чем безумнее идея, тем лучше; (3) Чем больше идей, тем лучше; (4) Создавать новые идеи, а также улучшать и обобщать идеи других.[79] Я бы хотел переформулировать эти четыре принципа применительно к движению зигзагом, которое чрезвычайно важно для индивидуального и группового творчества. 1. Используйте свое осознание; замечайте, а затем записывайте и исследуйте каждые переживание, чувство, и идею, возникающие у вас в одиночестве или при работе с другими людьми. 2. Самые безумные идеи, далекие от нормальной жизни – наподобие «обратного света» – часто бывают самыми лучшими и приносят самую новую информацию. 3. Чем больше идей и путей, тем полнее процесс. 4. Ваш процесс «мозгового штурма» нелокален; все, что вы думаете по поводу какой-либо проблемы – включая мысли, которые вы ассоциируете с другими – будет необходимо для решения. Мне также представляется важным пятый аспект. Открытие. Самым волнующим или эмоциональным «зигзагом» в мозговом штурме часто бывает то, что необходим для нахождения следующего шага. Поначалу, зигзагообразное движение мозгового штурма кажется таким же беспорядочным, как беседа между разными людьми, которые давно не разговаривали друг с другом. Оно выглядит разумным и важным только в ретроспективе. Движение зигзагом необходимо для любого творческого понимания. Великим мастером такого движения был Пикассо. Я обнаружил это, когда Эмми однажды показала мне фильм о Пикассо «Тайна Пикассо»[80] (см. рис. 10.2). Фильм исследует творческий процесс художника путем показа обратной стороны бумаги, на которой рисовал Пикссо. В целом, камера позволяет видеть 23 разных чернильных рисунка, просвечивающих через бумагу.[81] (Рисунок 10.2. Мой «зигзагообразный» набросок Пикассо начинается вверху слева. В своей живописи, Пикассо начинал в одном месте, а затем перескакивал на другое на противоположной стороне листа) Нередко, он начинал рисовать в нижнем левом углу листа бумаги, а затем спонтанно перемещал кисть в правый верхний угол. Потом его кисть внезапно оказывалась в еще одной части листа, и так далее. Я попытался изобразить эту последовательность с помощью своего компьютера (см. рис. 10.2), показав эволюцию рисунка, которая начинается с верхней левой картинки, а затем продолжается в нижнем ряду. Я не Пикассо, но надеюсь, что мой рисунок поможет вам понять идею зигзагообразного движения. Я старался проводить линию, а затем переходить на другую сторону картинки, точно не зная, что я буду рисовать.
|