КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые наставленияВ начале 1981 года собралось все братство: пятеро молодых людей. Старец без устали наставлял их, вразумлял, разъяснял им суть монашеской жизни - главным образом во время трапезы, когда все собирались вместе. Первое, что они услышали, был чисто практический совет беречься холодных святогорских ветров: куда бы кто ни пошел, он всегда должен был иметь на смену одну нательную рубашку в торбе. "Вспотел? Сразу же поменяй, иначе будем по больницам бегать", - говорил он нам. Куда там попробовать одному поднять мешок цемента, только вдвоем, даже если это было порой неудобно. Старец доходил до крайностей, желая нас уберечь. Когда были земляные работы и использовались лопаты, наиболее слабым он запрещал набирать по полной лопате. "Половину, половину лопаты!" - кричал он. В отношении еды он был также очень внимательным - заботился и о количестве, и о качестве, не допускал излишества, но и не разрешал своевольные посты. Трапеза была сытной, и тарелка должна была остаться пустой. Две готовые фразы должны быть всегда на устах монаха: "Буди благословенно" - когда нужно что-то исполнить, и "простите" - когда нужно попросить извинения. Ум же должен быть в молитве: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". А если мысль и сердце прилепляются к родителям и друзьям, монах должен помнить, что когда он уходит из мира, Бог посылает Ангела Своего на его место. Так, желая подбодрить начинающих монахов в отречении от мира, Старец частенько рассказывал одну историю: "Жил на Святой Горе один старец. Принял он к себе юношу, желавшего стать монахом. Старец посоветовал послушнику не думать о мире, о семье (юноша имел мать и двух незамужних сестер) и возложить попечение о них на Бога. Он дал ему наказ: если какой-нибудь мирянин посетит их каливу, то не расспрашивать о том, что происходит в миру. Через какое-то время проходил мимо один нищий, и молодой монах, позабыв слова старца, спросил его, откуда он родом. И когда узнал, что тот был из его родных мест, поддавшись слабости, спросил его про свою семью. Так он узнал, что его родные живут в больших затруднениях. Мать была вдова, а сестры были вынуждены зарабатывать на разных работах и, будучи беззащитными, подвергались различным опасностям. "Был у них брат, - говорил нищий, - да и тот их бросил и пошел в монахи на Святую Гору". Помыслы начали мучить молодого монаха. Старец, увидев его расстроенным, спросил о причине, и когда узнал, то покачал головой и сказал: "Не должно было тебе меня ослушаться, дитя мое". Монах не выдержал натиска помыслов, оставил своего старца и пошел к себе на родину. Устав в дороге, в какой-то момент он сел в тени отдохнуть. И когда задремал, то предстал перед ним светлый Ангел, который сказал ему: "Бог с того момента, как ты отправился на Святую Гору, желая предаться Ему, послал меня на твое место, чтобы я опекал твою мать и твоих сестер. Сейчас, когда ты идешь их брать под свою опеку, я уже больше не нужен - и ухожу". Монах в испуге проснулся и, покаявшись в своем намерении, сразу же вернулся к своему старцу на Святую Гору. "Дитя мое, - сказал ему старец, - как хорошо, что ты вернулся! Я не переставал молиться все время, пока ты отсутствовал, чтобы Бог просветил тебя, и ты бы избежал вражеской ловушки". Так они мирно продолжили свою подвижническую жизнь. Через несколько лет проходил мимо один благочестивый паломник и зашел к ним ради духовной пользы. Молодой монах молча подал ему воду, лукум и кофе. Во время беседы старца с посетителем оказалось, что он земляк молодого послушника. Старец тактично спросил о семье своего послушника и услышал о чуде Божием. Один живший на чужбине односельчанин вернулся с хорошим достатком и, увидев старшую дочь, попросил ее себе в жены. К тому же он наделил приданым младшую сестру, и ее тоже выдали замуж. Таким образом, благословение Божие пришло в их дом. Старец позвал послушника и, радостный, рассказал ему о благословении, которое принес Ангел его родным". Все годы старец Ефрем продолжал непрестанно советовать, просить, укорять, проверять все, что связано с исполнением молитвенного правила братии. Каждый раз он возвращался к одной теме: "Мы пришли сюда для этой самой вечерни, для правила, для утрени, для повечерия. Если оставим это или будем делать наполовину, с тысячью отговорок, тогда зачем мы сюда пришли?" В этом он был очень строг, и прежде всего к самому себе. Если иногда (что случалось редко) по какой-то серьезной причине он что-то не выполнял из правила, то записывал это в долг и на следующий день его восполнял. Природное и душевное обаяние, которым обладал Старец, совсем не противоречило его аскетичности, строгости и точности. Серьезный и сосредоточенный, погруженный в самого себя, он не разрешал многосмеяния и нежных выражений в каждодневной жизни. Один послушник, от избытка чувств, отважился его назвать ласкательно "старчик мой", вместо обычного обращения "старец", и был наказан епитимьей с большим количеством поклонов. Старец Ефрем, который с людьми, приходящими к нему со своими проблемами, обходился утешительно, даже с нежностью, и был весьма радушен, в своем братстве, в повседневной жизни, был непреклонен и строг даже к малейшему проявлению особой дружбы. Коснуться один другого, по-дружески или, хуже того, с нежностью, - было уму не постижимо! Он учил чистоте помыслов и очищению сердца (что достигается исповедью, чтением духовных книг и молитвой), а также целомудрию, которое стяжается разумным постом, бдением и тому подобным. Ему нравилось использовать примеры, и он их имел большое количество, черпая из Ветхого и Нового Заветов, из аскетической традиции Церкви, а также из истории и современных народных сказаний. Он воодушевлял рассказами о добрых плодах послушания и глубоко анализировал случаи непослушания. Желая показать, что послушание не есть некая формальность, но, по существу, оно сродни любви, он рассказывал следующую историю: "Один старец обычно после повечерия принимал своего послушника, приходившего к нему на откровение помыслов, затем благословлял его, и они шли отдыхать. Как-то раз, в то время как послушник исповедовал свои помыслы, старец, уставший от дневных трудов, заснул. Монах уважительно замолчал и ожидал, когда проснется старец, чтобы тот благословил его пойти отдохнуть. Время, однако, проходило, и послушник чувствовал все большую усталость, но старец не просыпался. Послушник уже много раз был обуреваем помыслами разбудить старца, получить благословение и пойти спать. Но любовь воспрещала ему это сделать и понуждала его подождать еще немного. В конце концов старец проснулся и дал ему благословение уйти. На следующий день старец позвал послушника и начал обсуждать с ним те помыслы, которые обуревали его минувшей ночью. Послушник исповедал ему свое борение и те усилия, которые он прилагал, чтобы не разбудить старца. Тогда старец рассказал ему, что когда он благословил послушника и заснул второй раз, то увидел сон-некий трон, а на нем семь венцов, и услышал голос: "Этот трон принадлежит твоему послушнику, и эти семь венцов он заработал нынешней ночью". Возле келлии Данилиев4) жил старец Дионисий со своими послушниками - монахами Арсением и Афанасием. Как-то Афанасий перестал слушаться Старца и начал слоняться. На Благовещение в соседней каливе был престольный праздник. Старец Дионисий со своими послушниками пошли туда на всенощную. Когда пришли в каливу, то монах Афанасий решил пойти на праздник в другое место. "Дитя мое, останься вместе с нами", - попросил его Старец. Тот, однако, и слушать не хотел. Тогда Старец ему напомнил: "Неповинующимся послушникам Бог шлет злых Ангелов" (Ср.: Притч. 17, 11). "Ну и пусть придут!" - запальчиво сказал монах Афанасий и ушел. На следующий день утром монахи увидели его с изменившимся лицом, больного. Сразу же посоветовали пойти к врачу в скит Святой Анны. Врач растерялся, когда его увидел, не знал, что и делать - так плох был Афанасий. Наконец состояние его резко ухудшилось, и спустя несколько часов он умер, крича и ударяя себя в грудь. Мертвого его перенесли из Святой Анны в Малую Святую Анну - и дальше, в Катунаки, домой. Старец его простил уже мертвого. Отец Ефрем рассказывал, что, идя в то время по тропинке из Малой Святой Анны в Катунаки, он чувствовал сильную душевную смуту. В первые годы старчества отца Ефрема (1975-1976) его посетил один монах, который смущался своими помыслами. Старец его имел некоторые плохие привычки, и монах, желая избежать искушения, ушел от старца. Но он чувствовал некое смущение и не мог исполнять положенного монашеского правила. Формально, основываясь на монашеских канонах, он имел право уйти от старца5). Но отец Ефрем, когда узнал суть дела, сказал категорично: "Вернись к своему старцу! Не смущайся, вернись и впредь будь внимателен". И вот результат: очень скоро старец заболел; монах с любовью ухаживал за ним и вскоре, с миром, закрыл ему глаза. Так что и старец почил мирно, и послушник продолжал свою жизнь с чувством исполненного послушания. Как-то один послушник старца Ефрема подошел к нему и сказал свой помысел, заключающийся в том, что он замечал у Старца ошибки, упущения, недостатки. "Дитя мое, - ответил ему старец Ефрем, - когда видишь недостатки у других, и особенно у своего старца, - знай, что твое духовное состояние не на должном уровне". Тогда монах спросил мнение Старца о тех случаях, когда речь идет о людях, обладающих тяжелым характером, упрямых, ведущих себя скверным образом. Старец ответил ему: "Чадо мое, плод молитвы - видеть других как Ангелов". Когда Старец замечал излишний энтузиазм у кого-нибудь, то шутливо разыгрывал диалог: - Куда идете? - На соли, на соли! (Веселым голосом. ) - Откуда возвращаетесь? - О-о-ох, с солей! (Грустно воздыхая. ) И пояснял: "Отправился караван верблюдов из Палестины в Красное море, на соли, значит. Путешествие многодневное, тяжелое, среди безводных пустынь, с трудными погодными условиями. Верблюжонок резвился вокруг своей мамы, и когда кто-то спросил его: "Куда идете?", ответил высоким, живым и радостным голосом, полным воодушевления, не ведая о предстоящих трудностях: "На соли, на соли!" Когда же они возвращались после продолжительного времени, проведенного в утомительном путешествии, то на вопрос: "Откуда возвращаетесь?" он отвечал уже голосом обессиленным, низким и протяжным: "О-о-ох, с солей!" Старец, удачно подражая голосу маленького верблюжонка, старался таким способом смирить чрезмерный энтузиазм послушников. Один брат, будучи расстроенным, подошел к Старцу и попросил его: "Батюшка, помолись, чтобы отошла от меня печаль". Старец возложил руки на голову послушника, как он это делал обычно, и помолился. Затем сказал ему: "Я молился в эти дни, и Бог открыл мне чертог моей души, как говорится об этом в светильне Страстной Седмицы: "Чертог Твой вижду, Спасе, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь... " А еще Он открыл мне одеяния души моей". Лицо Старца, когда он говорил все это, было исполнено благодати. "Дитя мое, попроси Бога и тебе показать "чертог" твоей души". В другой раз, он доверительно рассказал, что ему явился Христос и показал Свои язвы гвоздиные. Старец приблизился к Нему и с бесконечным благоговением облобызал их... Старец часто рассказывал о своих благодатных состояниях, дабы поддержать и утешить братьев.
|