КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические защиты от нападенийИз письма ВЛ – ГИДу …Вы спрашиваете, как же совместить внутреннюю свободу с внешней необходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком, нападает на вас – какой выбор тут, какая свобода?.. Вы правы: в подобных положениях никакие предписания не работают, каждый управляется только своим инстинктом и совестью. Не подскажешь, когда расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по морде, а когда бежать без оглядки – и мне довольно того, что я знаю свои личные правила и по возможности выполняю их… Сам‑то я, было время, перед лицом таких надобностей то и дело оказывался растерянным и беспомощным: стоишь, что‑то соображаешь, мямлишь, а в это время уже оскорбили, избили, ограбили… Или наоборот – кто‑то вякнул, что‑то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже ввязался в драку, наломал дров – словом, был крепок, что называется, задним умом. Постепенно, однако, «задний ум» удалось, худо‑бедно, перевести в «передний» – я изучил вопрос о битье, могу уверить вас, досконально. Темой моего исследования стало: как человека бьют? Как?.. Очень просто: подходят и бьют. Вас много били? Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старательно избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не давало творческого удовлетворения главным образом потому, что вышеупомянутые персоны обычно появляются в ситуациях, когда их не избежишь. Подстраховавшись боксом и чуть‑чуть карате, я пошел навстречу битью. Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно) и не для того, чтобы бить самому (тоже насытился), а исключительно ради исследования психологии бития. Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но искал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодействие. Я пробовал разные варианты, я изучал ситуации, в которых бьют человека, изучал тех, кто бьет. Какие при этом были побочные эффекты, научного интереса не представляет. Главное – оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда с некоторой подготовкой. Есть термин «предварительная игра», «прелюдия» – из области любви, помните?.. Вот как раз то самое. К человеку подходят и просят: «Дай закурить», – а если при этом хотят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спросить, какая погода нынче в Антарктиде и как он относится к президенту Абабуа, могут заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно; могут и просто нечаянно толкнуть, потом нарочно толкнуть, а потом бить. Сначала всегда создается психологический сценарий битья, и этот сценарий разыгрывается, осуществляется – а потом бьют. Избиваемого сперва обязательно вводят в роль избиваемого, а потом бьют. И себя непременно, обязательно вводят в роль бьющего, а потом бьют. «Волк и ягненок» – вотвот, без сценария и без роли никак нельзя, без прелюдии бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только психи, которых за это бьют. Вопросы же и всевозможные замечания представляют собой разные способы вызова на роль: человеку дают приглашение на избиение, на которое он должен как‑то ответить…
Серия «Дай закурить» Вариант Отказной Простой – Дай закурить. – Не дам. – Не дашь?! Ах ты… (Бьют.) Вариант Отказной Нажимной – Дай закурить. – У меня нет. – Врешь. Покажь карман. – Не подумаю. – Не подумаешь?! (Бьют.) Вариант Соглашательский – Дай закурить. – Пожалуйста. – Ты чего рваную даешь, ты… – Вот целая. – Сырая, давай посуше. – Пожалуйста. – Да это же… Тьфу… это же блевотина. Это… а не сигарета. – Да что вы, какая же блевотина? – Такая же, как и ты!.. (Бьют.) Вариант Мини – Дай закурить. – Сейчас (жертва лезет в карман, в это время бьют). Вариант Полюбовный – Дай закурить. – А ведь вы меня хотите побить. – Какой догадливый, а? Сговорчивый! (Бьют.) Вы поняли?.. Просто так не бьют, нет, просто так только убивают, а приглашение на битие требует творческого соучастия избиваемого. Человека сперва включают в поле ожидания, а потом бьют. Поведение задается границами этого поля: извинением ли, робким протестом или попыткой оттянуть время избиваемый сам ведет дело к тому, что его бьют. Человеку сперва внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. И вот в этом вся соль бития – в процессе внушения, ожидания и обратной связи.
|