Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОЖИРАТЕЛИ МЕРТВЫХ, ЗЕМЛЯНЫЕ ЧУДОВИЩА, ЗВЕЗДНЫЕ КОРОЛИ, КАРЛИКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ




По какой-то странной Причине, до сих пор не нашед­шей объяснения, древние египтяне питали специфический интерес и почтение к карликам. То же самое относится и к цивилизованным народам Центральной Америки, вплоть до периода ольмеков. В обоих случаях люди верили, что кар­лики напрямую связаны с богами, и в обоих случаях карли­

ков уважали как искусных танцоров и именно в этом каче­стве изображали в произведениях искусства.

В Египте раннединастического периода, более 4500 лет назад, у жрецов Гелиополя особым почитанием пользова­лась эннеада из девяти всемогущих богов. В Центральной Америке, и ацтеки, и майя также верили во всемогущую систему из девяти божеств.

В Пополь-Вух, священной книге киче-майя, обитав­ших в Мексике и Гватемале, в нескольких местах имеются ясные указания на веру в "звездное возрождение" — реин-карнацию умерших в звезды. Так, например, герои-близне­цы Хун-Ахлу и Шбаланке, после того как их убили, "вос­прянули посреди света и немедленно их подняло в небо... Вслед за этим осветились небесный свод и лик земли. И они поселились на небесах". Одновременно произошло воз­несение 400 убитых соратников близнецов, "так что они вновь стали радом с Хун-Ахлу и Шбаланке и обратились в звезды на небе".

В большинстве преданий о боге-короле Кецалькоатле, как мы ввдели, делается акцент на его деяниях и проповеди как великого цивилизатора. Однако его последователи в древней Мексике верили, что в своей человеческой ипоста­си он испытал смерть, после чего возродился как звезда.

В свете этого, как минимум, любопытно узнать, что в Египте в эпоху пирамид, свыше 4000 лет назад, стержнем государственной религии являлась вера в возрождение усоп­шего фараона в виде звезды21. Чтобы облегчить почившему монарху процедуру возрождения, прибегали к декламации заклинаний типа: "О Царь, ты Великая Звезда — спутник Ориона, что путешествует по небу вместе с Орионом... Ты восходишь на востоке небес, обновляясь в положенный се­зон и омолаживаясь в положенное время..." Мы уже встре­чались с созвездием Орион на равнинах Наска, встретимся и снова...

Познакомимся тем временем с древнеегипетской Кни­гой мертвых. Частично ее содержание старо как сама еги­петская цивилизация и может служить своего рода путево­дителем для переселяющихся душ. Часть книги инструкти­рует усопшего, как избежать опасностей после жизни, по­могает ему воплотиться в различных мифических существ и снабжает его паролем для прохода на различные уровни загробного мира.

Является ли простым совпадением, что у народов древ­ней Центральной Америки сохранялось очень похожее ви-5*

дение опасностей после жизни? Там было широко распрос­транено поверие, что преисподняя состоит из девяти уров­ней, через которые умерший должен пробираться в течение четырех лет, преодолевая на своем пути препятствия и опас­ности. Слои имеют названия, которые говорят сами за себя, например: "место, где горы дробятся друг о друга", "место, где зажигают стрелы", "гора ножей" и т.д. И в древней Центральной Америке, и в Древнем Египте верили, что усоп­шие путешествуют в загробном мире в лодке, в сопровож­дении "бога-перевозчика", который переправляет их с уровня на уровень. Изображение этой переправы было обнаружено в гробнице Двойного Гребня, правившего городом Тикаль у майя в VIII веке м. Подобные сцены встречаются и в До­лине Царей в Верхнем Египте, в том числе в гробнице Тут-моса III, фараона XVIII династии. Является ли простым со­впадением, что в последнем путешествии фараона (в барке) и Двойного Гребня (в каноэ) сопровождают соответственно собака или собакоголовый бог, птица или птицеголовый бог и обезьяна или обезьяноголовый бог?23

Седьмой уровень древнемексиканской преисподней на­зывался Теокойолкуальоа ("место, где звери пожирают сер­дца").

Является ли совпадением, что на одном из уровней древ­неегипетской преисподней, "Судном зале", использовалась почти идентичная символика? В этом критическом месте вес сердца усопшего сравнивается с весом "пера. Если сердце отягощено грехами, оно перевешивает. Бог Тот делает соот­ветствующую отметку на дощечке, и сердце немедленно пожирается ужасным зверем, соединяющим черты кроко­дила, .бегемота и льва и называющимся "Пожирателем Мер­твых".

И, наконец, обратимся вновь к Египту эпохи пирамид и привилегированному положению фараона, которое по­зволяло ему преодолеть испытания преисподней и возро­диться в виде звезды. Частью этой процедуры были риту­альные заклинания. Но столь же важной считалась и мис­тическая церемония, известная под названием "открывание рта", которую всегда проделывали после смерти фараона, причем археологи считают, что она восходила к додинасти-ческим временам. В этой процедуре участвовал верховный жрец с четырьмя ассистентами, вооруженными пешенхе-фом, церемониальным режущим инструментом. Им пользо­вались, чтобы "открыть рот" усопшему богу-царю, без .чего, как считалось, его воскрешение на небесах невозможно. Уце­

левшие барельефы с изображением этой церемонии не ос­тавляют сомнений в том, что по мумифицированному телу наносился сильный удар пешенхефом. Недавно появилось свидетельство того, что одна из камер внутри Великой пи­рамиды в Гизе служила для этой церемонии.

Все это находит странное, искаженное отражение в Мек­сике. Мы видели, что во времена, предшествовавшие кон-кисте, там преобладали человеческие жертвоприношения. Является ли совпадением, что местом жертвоприношений служила пирамида, что церемонию производили верховный жрец и четыре ассистента, что по телу жертвы наносился сильный удар специальным жертвенным ножом и что, со­гласно верованиям, душа жертвы должна была вознестись сразу на небо, минуя преграды преисподней?

Поскольку подобные "совпадения" все множатся, воз­никает резонный вопрос, нет ли здесь какой-то подспудной связи. Особенно если вспомнить, что в древней Централь­ной Америке для выражения понятия "принести в жертву" использовался термин пачи (p'achi), что дословно означает "открыть рот".

Тогда, может быть, мы имеем дело в этих двух местах,, столь далеких друг от друга в пространстве и времени, с некоей очень смутной и искаженной общей памятью, вос­ходящей к очень глубокой древности? Вряд ли египетская церемония "открывания рта" прямо влияла на мексиканс­кую процедуру с тем же названием (или наоборот). Глубо­кие различия между ними исключают такое влияние. Но вот что представляется вполне вероятным — элементы сход­ства являются остатками общего наследия, полученного от общего предка. Народы Центральной Америки распоряди­лись наследством одним образом, египтяне — другим, но общая символика и терминология сохранились у тех и у других.

Здесь не место подробно распространяться о смысле древ­ней и смутной связи, проистекающей из сопоставления еги­петских и центральноамериканских фактов. Но, прежде чем двигаться дальше, отметим, что аналогичная связь суще­ствует между системами верований доколумбовой Мексики и месопотамского Шумера. И в этом случае скорее можно говорить об общем древнем предке, чем о взаимном влия­нии.

Возьмем, например, историю Оаннеса.

"Оаннес", греческая транскрипция шумерского "Уан", — имени земноводного существа, описанного в части II этой

книги. Согласно верованиям, он принес в Месопотамию искусства и ремесла. Легенды, уходящие в прошлое как минимум на 5000 лет, повествуют, что Уан жил в море, появляясь из вод Персидского залива каждое утро, чтобы поучать и просвещать людей. Является ли простым совпа­дением, что на языке майя фраза "тот, кто обитает в море" звучит как уаана?

Обратимся теперь к Тиамат, шумерской богине океа­нов и сил первоначального хаоса, которую всегда изобража­ют прожорливым чудовищем. Согласно месопотамскому преданию, Тиамат выступила против других богов и развя­зала войну на уничтожение, прежде чем пала от руки боже­ственного героя Мардука:

"Тиамат открыла рот, чтобы поглотить его. Он напустил на нее ураган, не дававший ей сомкнуть губы. Страшные ветры наполнили ее брюхо, сжав ее сердце. Пока она стояла, разинув рот, он пустил стрелу, пронзившую ее брюхо, рассек ее внутренности и разрубил по­полам сердце. Лишив ее сил и жизни, он пова­лил ее тело наземь и попрал его ногами ".

Вы бы так смогли?

Мардук смог. Созерцая чудовищный труп своей про­тивницы, он сначала мысленно проиграл кое-какие худо­жественные замыслы, а затем у него стал складываться ве­ликий план сотворения Мира. Для начала он расколол че­реп Тиамат и перерезал артерии. Потом он разломил ее по­полам, "словно вяленую рщбу"; половину он пустил на не­бесный свод, вторую — на земную твердь. Из грудей он сделал горы, из слюны — облака, и заставил реки Тигр и Евфрат течь из ее глаз.

Странная и жестокая легенда и, добавлю, очень древ­няя.

У древних цивилизаций Центральной Америки был свой вариант этой истории. Здесь Кецалькоатль в своей инкар­нации бога-творца играл роль Мардука, а роль Тиамат иг­рала Капиктли, "Великое земляное чудовище". Кецалько­атль поймал ее за конечности, "когда она плавала в перво­бытных водах, и разорвал ее тело пополам, сделав из одной половины небо, из другой — землю". Из ее волос и кожи он создал траву, цветы и другие растения; "из глаз — род­ники и ручьи; из плеч — горы".

Являются ли необычные: параллели между шумерскими и мексиканскими мифами просто совпадением, или на обо­их отпечатки культуры исчезнувшей цивилизации? Если так, то лица героев этой пракультуры вполне могли быть увековечены в камне и отправлены через тысячи лет в бу­дущее в качестве фамильной ценности, либо на виду у всех, либо в захоронении, пока уже в наше время до них не добрались археологи и не окрестили их "Ольмекской голо­вой" и "Дядей Сэмом".

Лица этих героев появляются также и в Монте-Альба-не для того, чтобы рассказать грустную историю.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты